Кризис подтолкнет Путина вновь стать \"первым лицом\"?

На модерации Отложенный

Владимир Путин пришел к власти в России после экономического коллапса 1998-го года.

Призрак финансового краха, лишившего сбережений широкие слои российского среднего класса, с тех пор маячил перед жителями России, как призрак Великой депрессии перед жителями Америки. Однако в отличие от североамериканцев, для которых 'грязные тридцатые' - нечто из далекого прошлого, россияне пережили эту катастрофу всего десять лет назад.

Заклинания г-на Путина о стабильности и сильной руке оказались именно тем, что хотели услышать многие граждане, потерявшей уверенность в себе страны.

О тех безжалостных методах, которыми бывший офицер КГБ устанавливал в России свою 'стабильность', было немало сказано. Г-н Путин начал свертывать постсоветские политические свободы и вернул многие из недавно приватизированных крупных компаний под контроль государства. К моменту сдачи г-ном Путиным полномочий президента своему верному стороннику Дмитрию Медведеву, которого многие считают дублером, необходимым до тех пор, пока премьер-министр Путин не сможет вновь баллотироваться на высший пост, в его руках оказался огромный объем политической власти.

Однако, несмотря на утраченные свободы, государственный контроль над основными телеканалами, жестокое преследование диссидентов, убийства критически настроенных журналистов и растущее число манипуляций на выборах, г-н Путин сохранял популярность в России даже во время непопулярной Чеченской войны.

Экономический рост, обеспечивший высокую занятость, в сочетании с постоянно поднимавшимися в последние годы ценами на нефть позволял г-ну Путину заявлять, что он выполнил свои обещание, обеспечил стабильность и сильное руководство и вернул России в глазах мира положение сильной державы.

Его 'экстраординарные' достижения так впечатлили журнал TIME, что он провозгласил российского президента Человеком 2007 года.

Всего год спустя все это начало рушиться.

С середины лета резко упала нефть. Вслед за ней покатился рубль. Россия, еще в августе сидела, благодаря годам нефтяного бума, на третьих в мире валютных резервах. Однако с тех пор она лишилась чуть ли не трети своих запасов - по некоторым оценкам до 160 миллиардов долларов, - пошедших на поддержку рубля, который все равно упал на 18 процентов. Это в свою очередь вызвало бегство капитала. В результате, как полагают некоторые из экспертов, рубль может ослабеть еще на 25 процентов.

Экономика России, которая, как уверяет г-н Путин, должна была лишь 'минимально' пострадать от кризиса, получила серьезный удар. Фондовый рынок рухнул на 80 процентов. Экономический рост снизился до нуля. Вероятно, около одной пятой работающих россиян столкнулись с увольнениями, неоплачиваемыми отпусками и сокращением зарплаты. Многим задерживают зарплату, а 50 процентов сохранивших работу бояться потерять ее в ближайшие три месяца.

Опасаясь беспорядков, Кремль вывел тяжкие преступления, включая терроризм и государственную измену из компетенции судов присяжных. При этом определение государственной измены по новому закону настолько туманно, что правительство получает возможность, как в тридцатые, во времена сталинского Большого террора, бросить в тюрьму любого критика властей - например, экспертов по правам человека.

Доверие к мистеру Стабильность подорвано. Однако стремление г-на Путина сохранить контроль над Россией не стоит недооценивать.