Рынок алкоголя снижает обороты

На модерации Отложенный

Снижения поставок импортной алкогольной продукции в Россию можно ожидать уже в первом квартале 2009 года — такой вывод делают аналитики Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Тем не менее, участники рынка отмечают, что российские граждане не станут потреблять меньше алкогольных напитков, но будут стремиться покупать более дешевую, и, как следствие, нелегальную продукцию.

По итогам ноября в группе крепкой алкогольной продукции по-прежнему снижаются объемы поставок импортной водки и ликероводочных изделий (ЛВИ). По сравнению с октябрем ввозить продукцию этого сегмента в Россию стали меньше на 13%. Но за период с января по ноябрь 2008 года рост импорта водки и ЛВИ составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 6,62%. «Есть большая вероятность того, что россияне из премиального сектора будут активнее пить российскую водку, нежели импортную», — считают исследователи ЦИФРРА.

С вином подобное вряд ли случится. Россия абсолютно зависимая от импорта вина страна (как в готовом виде, так и в виде виноматериалов), но снижение потребления вина в среднем ценовом сегменте продавцы и импортеры начали отмечать уже в конце первого полугодия этого года, чему способствовал рост инфляции. По итогам ноября импорт в сегменте виноградного вина сократился на 8,1%, а производство — на 30%. Иная ситуация с пивом — до недавнего времени его импорт равнялся экспорту — порядка 20 млн дал в год при доле экспорта на уровне 2%. С января по октябрь рост импорта пива составил 271%, а в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем ввозить пиво в РФ стали на 2,7% меньше. Подорожание российских слабоалкогольных напитков в 2007 году и сохранение высокой на них цены до сих пор (после снижения ставки акциза) вызвали интерес к импортной продукции этой категории.

Наблюдавшийся по итогам октября существенный рост импорта (43%) в группе крепких спиртных напитков (КСН — виски, ром, текила, джин, абсент, — BFM.ru), сменился спадом в ноябре. Импорт в этом сегменте сократился на 1,9%, если сравнивать с предыдущим месяцем, и на 1,2% — по сравнению с ноябрем 2007 года. Впрочем, этот сегмент напитков в целом (в общем объеме) пострадает в кризис наименьшим образом, считают эксперты ЦИФФРА. Например, импорт виски, доля которого от общего объема группы КСН составляет 75%, вырос с начала года на 22,6%.

«В отличие от производственной сферы, на которой кризис сказался уже в октябре и усугубил свое влияние в ноябре, специфика импорта, связанная с необходимостью заказа акцизной марки и продукции минимум за три месяца до ее получения в России, привела к тому, что кризис практически не повлиял на импорт алкоголя в октябре», — говорится в отчете. Уже в первой половине ноября на таможне скопилось существенное количество алкогольных грузов, оплатить вхождение которых на территорию страны, их владельцы оказались не в состоянии. Причиной стал финансовый кризис, который привел к взаимным неплатежам в том числе в алкогольной отрасли. И хотя октябрь–ноябрь 2008 года не полностью отражают будущие тенденции этого сегмента рынка, а лишь характеризуют хаотичность начального периода кризиса, ряд компаний, занимающихся импортом алкоголя, уже скорректировали свои заказы на акцизные марки в сторону значительного уменьшения.

«Вряд ли речь идет о продукции крупных и устойчивых компаний. Скорее всего, средние и мелкие операторы прекращают свою деятельность в качестве импортеров», — считает председатель совета директоров «Nemiroff холдинг» Александр Глусь. По его мнению, в первую очередь это касается категории так называемого валютного импорта, где цены на продукцию растут вместе с курсом доллара — это разнообразная экзотика, небрендованные виски, малоизвестные частные марки алкоголя. В Nemiroff отмечают, что в их компании импорт пока не сокращается. По оценкам Национальной алкогольной ассоциации, общий объем импорта крепких спиртных напитков за январь-ноябрь 2008 года составил 116,1 млн литров на сумму 818,8 млн долларов.

В то же время объемы импорта вина, действительно, снижаются, признает гендиректор компании-импортера вина «Симпл» Максим Каширин. И не только из-за снижения потребительского спроса, но и из-за проблем у операторов и дилеров с ввозом продукции и невозможностью привлекать кредитные средства. «У нас проблем с импортом нет, но нет и колоссального новогоднего спроса. А дополнительные поставки обнулились», — отмечает Каширин. По его мнению, более понятной ситуация на рынке станет по итогам первого квартала, хотя о некоторых тенденциях можно говорить уже сейчас: «У людей, которые приобретали вино в ценовом сегменте 300-500 рублей, падение спроса будет выражаться через частоту покупки. Они станут покупать вино реже. Более всего пострадают отечественные производители вина, чья продукция стоит 150-200 рублей. Покупатели напитков этой ценовой категории, скорее всего, откажутся от его потребления и перейдут, например, на пиво».

Опрошенные BFM.ru участники рынка соглашаются, что в условиях кризиса спрос на дорогой алкоголь уже начал смещается в сторону более дешевого и привычного потребителю спиртного. «Для России это водка, которая является традиционным видом крепкого алкоголя», — уверен Глусь. По данным Nemiroff, в России уже сейчас отмечен рост потребления водки дешевле 100 рубле за бутылку объемом 0,5 литра. «Происходит смещение потребления из среднеценового — 200–300 рублей за поллитра — в сторону более доступного сторублевого сегмента, — поясняет председатель совета директоров «Nemiroff холдинга». — Когда доходы населения уменьшаются, это ведет к снижению платежеспособного спроса, а значит, потребление смещается в сторону более дешевой и, что хуже всего, нелегальной продукции. Законопослушный производитель, который гарантирует качество, ограничен себестоимостью производства, и ниже определенного уровня цены опустить не может».

В то же время представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров отмечает, что стоимость легальной водки не может быть ниже 83–85 рублей: «Ведь только 40–43 рубля из общей стоимости приходится на акцизы и НДС». «В этой ситуации велик риск, что потребитель, который буквально только что перешел с контрафактной водки на продукцию легальных производителей, опять вернется к нелегалам», — переживает Глуcь.

Александра Ходонова