Двойные пенсии, нормальный курс рубля, страсти по вкладам

На модерации Отложенный


Рубль подрос после падения. «Нормальный» курс рубля – это сколько? Экономике России мешают курьеры. Где заводы и деньги? Банковские вклады вызывают вопросы. Рост цен и противодействие ему. Детей хотят спасать от учебы и интернета. Опять говорят о выплате «двойной пенсии».

Ян Арт,
главный редактор Finversia


1.

Главной экономической новостью минувшей недели стало завершение рублепада. Не все любят признавать, когда власти оказываются правы, но в этот раз, полагаю, даже завзятым скептикам придется констатировать: Владимир Путин, заявивший, что резкая просадка рубля в самом конце ноября – начале декабря – это временная история, оказался прав. «Это пока!» – смело молча подумали эти самые завзятые скептики.

Зато есть повод для вопросов самых злопамятных или просто памятливых россиян. Итак, в разгар «рублепада» Путин заявил, что это временная флуктуация, вызванная (цитирую) платежами в бюджет, ценами на нефть и факторами сезонного характера. Но – об этом я рассказывал в прошлом выпуске – депутат Госдумы Михаил Матвеев говорил, что в падении рубля виноваты мигранты, которые скупают доллары, а министр экономического развития Максим Решетников сказал, что виноваты спекулянты.

Тогда, коль скоро рубль вернулся на уровень 99 за доллар, если брать за основу не объяснение Путина, а версии Матвеева или Решетникова, – одно из двух: либо мигранты, устыдившись, сдали все доллары обратно в обменники, либо спекулянты спекулировали-спекулировали и отспекулировали рубль назад. Что ж, бывает, так или иначе, но рубль вернулся на круги своя…

Зато министр Решетников оказался прав в утверждении, что скоро курс рубля «вернется к фундаментальным значениям». И правда, вернулся. А то, что эти «фундаментальные значения» далеки от прогноза минэка – так это пустяки, дело-то житейское.

Эксперты разного калибра и масти также высказались по этому поводу. Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что не видит пространства для существенного ослабления рубля. По мнению Грефа, «равновесный курс» сейчас составляет 100-105 рублей за доллар США.

В свою очередь, министр финансов России Антон Силуанов сказал, что курс рубля нормализуется. Но, в отличие от Грефа, как министр Решетников не стал уточнять, что является «фундаментальным значением», так и министр Силуанов не расшифровал, что есть «норма». Однако добавил, что «неделя-две и все будет в порядке».

2.

Помимо нелегкой судьбы рубля на неделе обсуждались и другие животрепещущие (а других у нас не бывает) экономические темы. Например, Герман Греф считает, что перед российской экономикой стоит риск стагфляции. Напомню, что стагфляция – это стагнация или даже рецессия в экономике с одновременным высоким уровнем инфляции. В качестве зоны возможной тревоги Греф назвал строительный сектор и существование бизнеса при высокой ключевой ставке.

Глава Сбербанка призвал (цитирую) «не перегнуть ситуацию». Так как ситуацию перегнуть невозможно ни с точки зрения правил русского языка, ни с точки зрения особенностей российских ситуаций (они у нас всегда перегнутые, других не делаем!), то речь идет о том (надо отдать должное корректному высказыванию Грефа), чтобы не перегнуть палку с повышением ключевой ставки. Ближайшее заседание совета директоров Центробанка по перегибу палки назначено на 20 декабря. Многие эксперты полагают, что ЦБ ставку может поднять даже не до 23%, а до 25%.

Доводы «за» и «против» приводятся разные. Центробанк, как и прежде, полагает, что поднимать ставку необходимо из-за угрозы усиления инфляции. Некоторые экономисты полагают, что из-за такого повышения ставки ситуация совсем «перегнется» и все накроется «медным тазом» (по-научному – стагфляция).

Кроме ключевой ставки обсуждались и другие проблемы отечественной экономики.

В министерстве промышленности и торговли заявили, что ей, экономике, мешают курьеры, коих, по данным министерства, в стране 1,5 млн. человек. Как считает директор департамента развития внутренней торговли минпромторга Никита Кузнецов, (цитирую по публикации в Газета.ру) «на работу на должность курьера или упаковщика устраиваются миллионы людей, причем большинство этих из них можно назвать физически здоровыми и сильными» (конец цитаты).

Вот здесь было не очень понятно: а что, курьерами должны работать больные и слабые? Но г-н Кузнецов расшифровал свою мысль (опять цитирую): «Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?»

Вопрос сложный, но не стоит недооценивать силу отечественной экономики. Коль скоро она может себе позволить 2 млн. чиновников, то почему бы и не позволить 1,5 млн. курьеров? Тем более, что курьеры иногда приносят колбасу, а чиновники – нет.

3.

Ну, а если серьезно, то, может быть, дело именно в том, что в курьеры идут «здоровые и сильные»? Здоровые и сильные очень любят кушать и часто им нужно кормить свои семьи. А коль скоро зарплаты курьеров уверенно растут, то люди идут туда, где платят. Так что решить эту проблему легко – начать платить на других работах привлекательнее, чем в курьерских службах.

И еще момент: утверждается, что экономике России мешают курьеры. А яйца экономике не мешают? Не в том смысле, в котором мешают танцору, а в хорошем, курином. Те самые яйца, которые стали символом разгона продуктовой инфляции в прошлом году и передали желтую майку лидера сливочному маслу в этом… Сколько вокруг яиц было пояснений: никто не хочет работать на птицефабриках, логистика… производство не растет… крокодил не ловится… не растет кокос… и т.п. А что, если начать платить в птицеводстве лучше, чем в курьерских службах? Вдруг часть курьеров тут же бросит свое вредоносное для экономики поприще и ринется высиживать яйца? И доить масло? И сделать, наконец, тот самый «хотя бы руль» для автомобиля, о котором говорил премьер-министр Михаил Мишустин?

Кстати, о рулях и рулевых. Президент Владимир Путин на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам, не зная, вероятно, о зловредном воздействии курьеров на экономику, задал вице-премьеру Денису Мантурову вопрос, который ретранслировали в эти дни многие СМИ: «где заводы? где деньги?». Речь идет о срывах в программе строительства мусороперерабатывающих заводов в России. В конце прошлого года мониторинг показал, что накопление мусора на мусорных полигонах идет в стране рекордными темпами.

«Ленточки резать – мы все с удовольствием это делаем, – сказал Путин. – Но я хочу понять, сколько заводов они должны были построить? Пять? К какому сроку? Деньги получили или нет? Где деньги? Это все под контролем у вас? Что там происходит?».

Денис Мантуров объяснил, что два мусороперерабатывающих завода должны быть открыты в 1-м квартале 2025 года, а в Московской области завод не открылся из-за ухода японского производителя необходимых технологий, но там «подхватил» «Ростех», «работа налажена», осталось только достроить».

Так что в первые три месяца следующего года мы точно узнаем: достроили или…

Однако, помимо проекта мусороперерабатывающих заводов есть и другие тревожные сигналы. Многосерийный ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов», перенос сроков газового проекта «Арктика», отказ РЖД, «Транснефти» и некоторых других крупных компаний от своих инвестиционных программ, перенос запуска производства легких самолетов «Байкал» и сроков спуска на воду современного ледокола – ко многим сферам можно адресовать этот вопрос Путина: «Где заводы? Где деньги?».

4.

Страсти по рублю в связи с его возращением к более-менее привычным цифрам улеглись, но – как в старом анекдоте: ложечки нашлись, а осадочек остался.

По-прежнему кипят другие страсти – по поводу судьбы вкладов россиян в банках. На эту тему на канале Finversia недавно прошел очередной эфир, подтвердивший, что эмоции переполняют.

К тому же чиновники и топ-менеджеры государственных корпораций так часто стали высказываться на эту тему, что у населения возникают сомнения: если ТАК горячо что-то отрицают – не значит ли это, что все неспроста? Теперь уже и глава ВТБ Андрей Костин назвал слухи о возможной заморозке банковских вкладов «чушью».

В свою очередь, в Госдуме решили повысить привлекательность депозитов: в парламент внесен законопроект об увеличении суммы депозита, защищенной системой страхования, с нынешних 1,4 млн. рублей до 3 млн. рублей. Напомню, что после создания системы страхования вкладов страховку депозиты быстро подняли до 400 тыс. рублей, потом планку подняли до 700 тыс. рублей, потом – до 1,4 млн. рублей, а последние десять лет больше не увеличивали.

Однако судя по всему, что законопроект об увеличении лимита страхового покрытия внесен не через комитет Госдумы по финансовому рынку, а группой депутатов во главе с Ярославом Ниловым, скорее всего, этот законопроект не пройдет.

Впрочем, постоянно повышающаяся доходность вкладов и без того привлекает россиян. По экспертным оценкам, сумма денег на банковских депозитах достигла рекордной – 60 трлн. рублей. По оценке Сбербанка, наличные «матрасно-подушечные» накопления россиян в результате уменьшились на 20%: многие переложили деньги на банковский вклад.

«Мы видим исторически самые низкие запасы матрасных денег, люди вытаскивают деньги из подушек и матрасов, все несут на депозиты, что не может не радовать, – заявил по этому поводу Герман Греф. – Потому что это, конечно, позволит экономике активнее использовать ресурсы и людям зарабатывать».

Тем не менее, для многих идея хранить все «под матрасом» по-прежнему больше по душе: россияне не доверяют финансовой системе и следуют давней поговорке: от Грефа подальше.

5.

Цены продолжают осенний марафон инфляции. Рост цен на продукты набрал такой темп, что в государственных ведомствах все чаще говорят, что официальная инфляция, видимо, не удержится на 7,3%, а уйдет к 8-9%. Вслед за пищей телесной ожидается подорожание пищи духовной: с нового года в России на 7-10% подорожают книги. Издательства ссылаются на рост затрат на производство, логистику и комиссии маркетплейсов. Мы в команде Finversia на фоне этих новостей чувствуем себя непрофессионалами: за счет оптимизации издержек как раз недавно нам удалось снизить цены на книги в нашем интернет-магазине. Но, видимо, это исключение или у больших издательств издержки какие-то особенные…

У Федеральной антимонопольной службы из-за роста цен – горячая пора. Во-первых, ФАС начала масштабную проверку производителей сливочного масла из-за жалоб на цены. Росстат фиксирует, что в этом году сливочное масло подорожало на 33%. Сама ФАС на своем сайте назвала проверки «антикартельными». Это означает, что ведомство допускает, что рост цен стал результатом сговора производителей.

В эти же дни Федеральная антимонопольная служба выступила с официальным предупреждением о недопустимости необоснованного повышения цен в период повышенного спроса перед праздничными днями.

Так что в самое ближайшее время воочию увидим, насколько альянс крупнейших торговых сетей внемлет предупреждению ФАС.

6.

В Госдуме предложили уменьшить количество уроков в школах. Потому что российские школьники – они очень умные, но утомленные. Как заявила заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, «сокращение количества уроков в день может снизить нагрузку без ущерба для качества знаний». Как именно – в парламенте не пояснили. То, что утомляемость школьников становится проблемой, ранее констатировали многие медики. Но вот так запросто снизить количество уроков без ущерба для знаний – здесь не очень понятно. Ни о новых технологиях, ни о более эффективных учебных программах ничего не сказано – просто снижение количества уроков пройдет без ущерба для знаний и точка!

Зато чуть ранее в Госдуме не поддержали идею запретить российским детям в возрасте до 14 лет любой доступ к социальным сетям. Такое предложение в начале ноября президент ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков отправил премьеру Михаилу Мишустину, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Вячеславу Володину.

«Подростки от 12 до 14 лет часто используют социальные сети для общения, образовательных проектов и самовыражения. Полное ограничение доступа лишает их важной части социальной жизни», – напомнил в связи с этим вице-спикер Госдумы Борис Чернышев.

Логичный ответ, но, думается, с учетом особенностей нашего времени мы услышим еще много чудных инициатив.

7.

В рамках утверждения бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на 2025–2027 годы утверждена и индексация материнского капитала.

В 2025 году выплата материнского капитала при рождении первого ребенка достигнет 676 тыс. 398 рублей, при рождении второго (если за первого семья не получала выплату) – 893 тыс. 835 рублей, а если получала – 217 тыс. рублей.

Представители власти также продолжают подтверждать, что если размер официальной инфляции по итогам 2024 года превысит 7,3%, то запланированная на этот процент январская индексация пенсий будет ДОПОЛНЕНА еще одной индексацией.

Но по части пенсий повторяется одна давняя ежегодная история. Депутат Госдумы Светлана Бессараб заявила, что, как обычно, пенсионеры, которые получают пенсию в первых числах месяца, в конце декабря получат досрочно пенсию за январь (из-за праздничных дней).

И все бы хорошо, если бы не одно добавление от депутата: «То есть будет двойная выплата». СМИ тут же растиражировали это: «двойная выплата пенсий».

Эта история повторяется из года в год и, видимо, рассчитана на какую-то непроходимую глупость. Если вам то, что положено, будь то пенсия или зарплата, выплачивают РАНЬШЕ срока, то это называется не «двойная выплата», а «авансовая выплата» или «опережающая выплата». Например, у меня в Finversia, как и во многих компаниях, зарплата, которая выплачивается 5 января, будет выплачена 25 декабря (закон это разрешает). Означает ли это, что я могу утверждать, будто выплачиваю своим сотрудникам «двойную зарплату»? Разумеется, нет.

А вот в отношении стариков так почему-то можно. Хотя они учились в школе еще в те времена, когда не снижали количества уроков «без ущерба для знаний», и отлично помнят, что «двойная» – это когда вдвое БОЛЬШЕ, а не когда на неделю РАНЬШЕ.

Двойную пенсию, кстати, в свое время предлагал выплачивать лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, когда три года назад выступил с инициативой выплачивать пенсионерам перед новым годом 13-ю пенсию (по аналогии с 13-й зарплатой). Но тогда в правительстве проект отклонили, заявив, что это противоречит законодательству. Объяснение, кстати, конгениальное: ведь любая норма закона, пока она не принята, естественным образом отсутствует в имеющемся законодательстве. По той же логике ЛЮБОЙ проект нового закона надо отклонять, потому что этого нет в старых…

Впрочем, вернемся к нынешней теме «двойной пенсии». Возможно, мы зря ищем подвох в популистских разглагольствованиях о двойной пенсии – как и СМИ, пестрящие такими заголовками, так и депутаты вправе объяснить эту словесную эквилибристку гораздо проще: Примерно как когда-то герой «Мимино»: «Слушай, я русский язык нехорошо знаю»…

8.

И еще немного о деньгах и выплатах. В конце осени стало известно, что правительство

Гайаны, небольшой и довольно бедной страны на севере Южной Америки, заявило, что из-за роста доходов от добычи нефти, раздаст каждому жителю по $480 (то есть примерно от $2 тыс. до $3 тыс. в среднем на семью). Рассматривается вопрос о том, можно ли сделать такую выплату ежегодной.

Причем, что любопытно, до сих пор в законодательстве страны такой выплаты не было предусмотрено. С другой стороны, Гайана – страна отсталая, к законодательству не столь щепетильная…