Ядерные силы России могут быть разгромлены военной реформой

На модерации Отложенный

На фоне заявлений президента о сильной и современной армии расформированию подвергнется Академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. От нее останется лишь один факультет. После чего готовить кадры для основных сдерживающих сил страны фактически будет негде и некому. Через несколько лет Ракетные войска стратегического назначения попросту рухнут — не будет специалистов, которые смогут поддерживать в боевом состоянии технику с истекшими сроками эксплуатации. И наши РВСН станут опасными для самой России — с военным атомом шутки плохи.

Два Игоря и Борис Николаевич

Реформировать основную составляющую суверенитета и безопасности России — стратегические ядерные силы — задача тяжелая. Да и нужна им по большому счету не реформа, при которой все только сокращается, а новая современная техника. У нас же поставят на дежурство один “Тополь-М” на всю страну и сами себе аплодируют. Мы, мол, печемся о РВСН, на которых держится безопасность Родины.

А ведь стратегические ядерные силы (далее — СЯС) на сегодня, да и на ближайшую перспективу — единственный фактор, позволяющий считать Россию великой державой. Принято считать, что СЯС, как и все Вооруженные силы, были ослаблены в эпоху ельцинского правления. Но на самом деле это не так: унаследованный от СССР стратегический потенциал в целом удалось удержать на прежнем уровне. Конечно, не благодаря, а скорее вопреки деятельности первого Президента РФ. За РВСН активно боролись “два Игоря” — сначала Родионов, потом Сергеев. Один сменил другого на посту министра обороны. А из министерского кресла было легче доказывать необходимость сохранения ядерных сил.

В последний день 1999 года первый президент Ельцин передал своему преемнику следующий состав СЯС:

— межконтинентальные баллистические ракеты — 1084,

— баллистические ракеты подводных лодок с боевой частью — 4916 БЧ,

— 81 самолет с 926 крылатыми ракетами.

Всего 5842 заряда.

И тут же, с 2000 года, пошло их обвальное сокращение. Приводимые цифры не являются секретными. Зато они очень красноречивы.

К началу 2007 года Россия располагает следующим составом СЯС:

— межконтинентальные баллистические ракеты — 681,

— баллистические ракеты подводных лодок с боевой частью — 2460,

— 79 самолетов с 884 крылатыми ракетами.

Всего 3344 заряда.

Всего за 7 лет (до 2007 года) СЯС утратили 403 носителя и 2456 зарядов.

За время президентства Путина произведено всего 27 ракет — в 3 с лишним раза меньше, чем за т.н. лихие 90-е, и один “Ту-160” — в 7 раз меньше. А теперь идет под нож и главная кузница стратегических кадров.

Квадратные метры возле Кремля

Военная Академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого — командное и политехническое высшее военное учебное заведение России, крупный научно-исследовательский центр в области военной и технической науки. Свою историю она ведет от офицерских классов Артиллерийского училища, официально открытого еще в 1820 году.

Кадры академия готовит не только для своих войск, но и для космоса, 12-го ГУ МО (военные ядерщики), ГРУ, ФСБ. Это одно из лучших технических учебных заведений по уровню подготовки кадров не только в Минобороны, но и в целом в стране.

Но в конце 2007 года в Минобороны были изданы директивы о передислокации Академии РВСН из Москвы в рамках проводимой “реформы” военного образования (напомним, из 65 вузов Минобороны останется всего 10). Для того чтобы оценить перспективы, была создана рабочая группа “по переводу”, которая оперативно сделала вывод: переводить.

Эта спецкомиссия не только изучила вопрос о целесообразности переезда академии, но и оценила примерную стоимость земли и недвижимости, которая освободится в результате переезда. Стартовая цена земли и зданий, которые будут выставлены на торги, — 100—120 миллиардов рублей. Это пять миллиардов долларов. А в результате торгов стоимость может увеличиться в несколько раз.

За последние 12 лет это уже третья попытка выдавить академию из столицы. В 2004-м статс-секретарь министра обороны генерал армии Панков перевел в Санкт-Петербург военно-космический факультет Академии РВСН. Что было нецелесообразно: академия прекрасно справлялась со своими обязанностями. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что сегодня в Военно-космических силах командные должности на 85% занимают выпускники Академии РВСН.

Зачем нужен переезд и кому мешает академия на своем теперешнем месте, ракетчикам, конечно, никто не объяснил. И обосновать целесообразность переезда никто не может: НАТО сейчас строит 3-й позиционный район ПРО в Европе и модернизирует свой ядерный потенциал.

Похоже, всему виной ее адрес: Москва, Китайгородский проезд. Комплекс исторических зданий на набережной реки Москвы площадью 11,1 га с видом на Кремль. Он рядом, в 300 метрах. Находился бы вуз где-нибудь в Капотне, его наверняка бы не тронули.

Впрочем, расформирование академии — дело, до конца еще не решенное. Минобороны ничего не комментирует. Обещали вынести окончательный вердикт в ноябре. Ноябрь закончился…

При худшем для военных исходе дела ракетчики, чей переезд может начаться в апреле и завершиться до конца 2009 года, разъедутся по нескольким адресам.

Командный факультет, где проходит подготовку и повышение квалификации руководящий состав полкового, дивизионного и армейского звена, будет переведен в Академию Генштаба — в Тропарево, на юго-запад Москвы. И станет он факультетом Академии Генштаба, а не РВСН. Инженерный факультет академии, где учатся курсанты по различным инженерным специальностям, планируется перевести в подмосковный Серпухов, на базу военного училища Ракетных войск.

На строительство и передислокацию, а также на передачу ряда специальностей в другие военные вузы и организацию подготовки специалистов на их базе (дело, на которое нужен не один десяток лет), увольнение военнослужащих и гражданского персонала потребуются огромные затраты. Если, конечно, все делать как положено.

В 1938 году, когда Сталин переводил академию из Ленинграда в Москву, для перевозки оборудования понадобилось 1238 железнодорожных платформ. А за минувшие с тех пор годы имущество только прирастало. Сколько вагонов понадобится сейчас? Куда все это добро будут рассовывать в Академии Генштаба, которой расширяться некуда (все вокруг застроено)? Туда если поместится, и то лишь 5% имущества.

Академии грозит массовая потеря опытных преподавателей, что не может не сказаться на образовательном процессе. Могут исчезнуть целые научные школы и направления. Будут уволены 105 докторов и профессоров из 123, до 300 кандидатов и доцентов из 435. Эта потеря окажется невосполнимой, поскольку будет потерян научно-педагогический потенциал пяти общеакадемических кафедр (математики, физики, механики, инженерной графики, иностранного языка). Это неизбежно приведет к падению качества подготовки офицеров с высшим военным специальным образованием.

Невозможно будет качественно организовать переподготовку и повышение квалификации межвидовых специалистов (а это 530 офицеров) для ВС, специалистов испытательного комплекса МО РФ.

Значительно снизится уровень подготовки офицеров, прежде всего слушателей с высшим военным образованием — в процессе обучения они не смогут пользоваться инфраструктурой центральных органов управления. Будет существенно затруднена подготовка специалистов в интересах ФСО, ФСБ.

Теряются все шесть по существу региональных докторских диссертационных советов ВАК по 5 отраслям науки и 17 специальностям, в том числе и по причине невозможности участия в их работе 50% ученых от организаций и учреждений Москвы.

Произойдет утрата 24 научных школ, в т.ч. таких уникальных в РВСН, как оперативное искусство и техника РВСН, ядерных боеприпасов, ракетных топлив, взрывчатых веществ и средств пироавтоматики и др.

Прекратится многолетнее творческое взаимодействие примерно с 35 ведущими институтами РАН и научно-производственными организациями ОПК московского региона…

Генерал-полковник жалуется на майора

— Будет ли прием курсантов и слушателей на следующий год, пока неизвестно, — сказал “МК” научный сотрудник Академии РВСН Алексей Ващенко, который связан с академией уже 20 лет. — Если мы промолчим, а наверху все подпишут, то академии придет конец.

По словам Ващенко, мнения военных педагогов о переезде академии никто не спрашивал. А ее начальник генерал-полковник Кириллов — сторонник переезда в Тропарево и присоединения к Академии Генштаба в качестве факультета.

Майор Ващенко решил выступить в защиту академии в открытую, поместив на страницах одного оппозиционного издания ряд статей за своей подписью. Помимо этого он живописал, что командование академии занимается коммерческой деятельностью, сдавая за деньги места под рекламные баннеры. Так, на здании общежития академии висела реклама Номос-банка, фирм “Ситроен”, “Нокиа”, “Вестел”. Рассказал, что некоторые офицеры с семьями вынуждены жить в служебных помещениях (даже в аудиториях), в то время как в принадлежащем академии общежитии может поселиться кто угодно — его часть работает как гостиница. Где достаточно предъявить паспорт — и ничего более. Хотя по правилам для получения номера следует предъявить не только удостоверяющий личность документ, но и командировочное предписание сотрудника силовых ведомств. Согласование заявок на поселение в гостиницу производится группой по защите гостайны и отделом ФСБ академии. Подобная “коммерческая” деятельность запрещена законодательством. “МК”, кстати, писал об этом два года назад, но никаких санкций не последовало.

Ващенко также поведал миру, что на таком режимном объекте, как Академия РВСН, в ноябре—декабре 2007 года ремонтные работы выполняли граждане различных республик СНГ. А в апреле 2008-го — граждане Узбекистана и Таджикистана. Жили рабочие в помещении бывшей столярной мастерской, без санузла и ванной. Зато там их точно ни за что не нашла бы миграционная служба…

Что за этим последовало — догадаться нетрудно.

— По указанию начальника академии генерал-полковника Кириллова меня лишили постоянного пропуска, заменив его временным, — рассказывает майор Ващенко. — Кроме меня, ни одному офицеру из постоянного состава академии вместо постоянного пропуска временный не выдавался.

Затем опального майора лишили и этой формы допуска. Примечательно, за что…

— За фотографирование и аудиозапись на территории академии, что не было доказано, — говорит Ващенко. — За незаконный выезд за границу в мае 2008 года, хотя в то время я находился в Москве. И за то, что я… препятствую узам дружбы и добрососедских отношений с Грузией. Дело в том, что я вырос в Абхазии, принимал участие в боевых действиях 1992—1993 годов и “являюсь личным врагом Саакашвили”.

Происходило это все… 8 августа, в тот день, когда “добрые соседи” лупили “Градом” по российским миротворцам и мирным жителям Цхинвала.

С того самого дня Ващенко ходит на службу по разовому пропуску “под конвоем” старшего офицера. В результате чего он не смог попасть в поликлинику (давление сильно подскочило), к которой прикреплен, — она находится на территории академии. На следующий день его госпитализировали в кардиореанимацию 51-й горбольницы. Врачи рекомендовали продолжить лечение амбулаторно, но и с этим возникли проблемы: разовый пропуск нужно заказывать за сутки, так как идет согласование внутри академии.

Затем Ващенко было объявлено, что на территории академии он может посещать (после того как получит тот самый разовый пропуск) лишь финансовую часть, отдел кадров, поликлинику, строевую часть и столовую.

— Получается, начальник академии превысил свои полномочия и нарушил в отношении меня статьи устава внутренней службы и федеральные законы, — считает Алексей Ващенко. — Меня лишали премий, 13-й зарплаты, надбавок, налагали взыскания, не давали положенного отпуска, вызывали в отдел защиты государственной тайны, отдел ФСБ академии. В ФСБ, кстати, признали, что утечек режимной информации мною допущено не было.

Тогда генерал-полковник написал заявление в прокуратуру Власихинского гарнизона, в котором просил провести в отношении майора проверку “по факту публичного распространения заведомо ложных сведений”, порочащих его честь и подрывающих репутацию. Пожаловался на неприязненные отношения. И попросил возбудить в отношении Ващенко уголовное дело.

Это было в мае. А в июле генералу Кириллову из Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Власихинскому гарнизону (“ведомственной” прокуратуре РВСН) направиои отказ в возбуждении уголовного дела. Военные следователи пришли к выводу, что “каких-либо сведений, являющихся заведомо ложными, порочащих честь и достоинство генерала Кириллова или подрывающих его репутацию, а также выраженных в неприличной форме высказываний в адрес Кириллова” не выявлено.

Зато следователи обнаружили более десятка договоров, заключенных в период с 2000 до 2008 года, о предоставлении фасадов и крыш принадлежащих Академии РВСН зданий под рекламные баннеры.

Ничего не добившись даже в, казалось бы, “своей” прокуратуре, в октябре генерал Кириллов обратился в ФСБ. По поводу нарушения режима и опять же — неприязненных отношений. Но и чекисты ничего такого не нашли. Тогда он подал на обидчика Ващенко в гражданский — Замоскворецкий суд. Претензии те же: распространение несоответствующих действительности сведений, порочащих достоинство и репутацию, и вновь — неприязненные отношения.

Разбирательство началось.

Между тем 24 ноября Алексей Ващенко узнал, что его уволили. Вопреки всем законам. Без отпуска и военно-врачебной комиссии. Выписку из приказа майор получил по почте.

P.S. В среду командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов сообщил, что до 2016 г. в РВСН будут сокращены три дивизии (одна армия). На сегодняшний день в состав войск входят три ракетные армии, ведомственные вузы, полигоны, заводы и арсеналы. До 2016 г. в боевом составе РВСН останутся две ракетные армии (9 дивизий).

Елена Павлова