Российский кинопрокат спасет коррупция?
На модерации
Отложенный
В мае 2009 года сборы от проката фильмов в российских кинотеатрах составят только $819 млн. против $1024 млн. за тот же период 2008 года. Падение сборов начнется в феврале, сразу после бума новогодних премьер, и каждый месяц будет только усиливаться. Выводы прокатчиков: надо сливаться, и вместо рекламы давать взятки директорам кинотеатров.
Во времена СССР в кинотеатрах можно было жить
На 20% упадут сборы российских кинопрокатчиков в следующем году — сообщил генеральный директор российской сети кинотеатров «КАРО-Фильм» Игорь Ильчук на конференции о перспективах киноиндустрии.
Последние годы доходы кинопрокатчиков ежегодно увеличивались на 80%. Да и конец этого года кинопрокатчики еще закрывают с рекордной прибылью, но опасные тенденции видны уже по итогам ноября — на 8% упали сборы с продаж сопутствующих товаров (напитков, закусок, сувениров).
Дальше будет только хуже. И без кризиса не все россияне могли купить билет в кино несмотря на его сравнтельно низкую стоимость. В 2008 году киносеанс в США стоил $7,08, во Франции - $12,2, а в России — $7 (против $5 в 2007). Компания «Нева Фильм» подсчитала, что на среднюю зарплату кинозрителя США можно купить 640 билетов в кино, британец зарабатывает на 250 билетов, а россиянин только на 100 билетиков.
Средний гражданин СССР на свою зарплату мог просто жить в кинозале: он мог купить 500 билетов в кино. По прогнозам Игоря Ильчука из «КАРО-Фильм» в следующем году цена на билет вырастет на 7%, за рубежом билет подоражает как минимум на 12%.
Сургут серьезно помогает
При отрицательном прогнозе киносборов в следующем году число новых кинотеатров пока только увеличивается. «Нева фильм» прогнозирует, что до конца года в России будет 720 кинотеатров и 1890 кинозалов (против 660 кинотеатров и 1532 кинозалов на конец 2007 года).
Олег Березин, генеральный директор «Нева Фильм» считает, что основным источником прироста новых кинотеатров станет выход федеральных киносетей в регионы. Новые кинозалы готовят для городов с населением не менее 100 тысяч человек.
«КАРО Фильм» отказалась от открытия кинотеатров в небольших городах еще в 2007 году: «Первый месяц кинотеатры в маленьких городах работают нормально, но потом люди перестают ходить. Исключение только в сибирских городах. Сургут серьезно помогает», — говорит Игорь Ильчук. Из-за кризиса остановлено развитие нескольких региональных проектов в больших городах.
Понастроили тут
Половина новых кинотеатров в России открывается на территории торговых комплексов.
Из-за кризиса либо остановилось строительство таких площадок, либо арендодатель не может собрать под одной крышей необходимое число торговых партнеров. Ради кинозала, оборудованного самым современным оборудованием, торговый центр не откроют. Да и редкие зрители приезжают в такие центры только ради кино.
«КАРО-Фильм» заморозил три региональных проекта на 8 залов каждый. «У нас есть средства на открытия кинотеатров, но мы не можем их потратить в нынешних обстоятельствах», — сетует Игорь Ильчук.
Выход из кризиса, по мнению киносетей, в скупке малых кинотеатров. И сами эти кинотеатры, по информации «КАРО-Фильм», уже готовы продаться большим игрокам. Но не все кинотеатры будут интересны. Обветшалые комплексы придется восстанавливать заново, а на это жаль денег. Продажа новых залов потенциальным покупателям кажется сомнительной — зачем продают, если все и так работает?
Взятки эффективней рекламы
Еще одной предпосылкой для слияния федеральные сети кинотеатров считают то, что только так можно преодолеть несогласованность действий.
Что имеется в виду? Одна киносеть, к примеру, готовит открытие кинотеатра у метро. А там неожиданно начинает строительство кинотеатра другая киносеть. При том, что у той же станции метро еще с советских времен стоит третий кинотеатр.
Зрителю хорошо — конкуренты пускаются в ценовые войны. А вот кинотеатрам такое положение дел невыгодно. «Однажды в борьбе с соседним кинотеатром мы опустили стоимость билета до 50 рублей. Эксперимент показал, что пока снижали цены посещаемость выросла только на 1%», — жалуется Игорь Ильчук.
Идею объединения кинотеатров поддержали и некоторые кинопроизводители. Юрий Сапронов, генеральный директор компании «Всемирные Русские Студии» (одна из крупнейших частных кинопроизводственных площадок страны) считает, что пора и производителям вспомнить поговорку «Хочешь выиграть у казино — купи казино».
Так, Юрий Сапронов объясняет, зачем дистрибьюторам и производителям добавлять к своим империям кинотеатры. «Есть мнение, что продвижению фильма больше помогают взятки директорам кинотеатров, а не рекламная кампания. Раньше не верил в это, но опыт показал, что все это правда», — рассказал Юрий Сапронов.
Беды кинотеатров удвоились
Впрочем, проблем у кинотеатров хватало и до начала кризиса. Из-за «демографической ямы» начала 90-х годов киноиндустрию ждало 40%-падение посещаемости активной молодежной аудитории. Кроме того, кинозалам приходится все время конкурировать с другими видами развлечений — телевидением, интернетом, домовыми сетями.
Волна новых проблем — последствие того, что происходит в остальных секторах экономики. Из-за проблем на рынке торгово-развлекательных центров будет меньше открытий новых кинотеатров. Из-за снижения расходов россиян на развлечения вне дома, сокращается посещаемость торговых центров, а вместе с этим и доходы кинозалов. И ко всему прочему — кинотетры теряют источники дополнительных доходов от рекламы и проведения корпоративных мероприятий.
Ася Мелкумова
Комментарии