Российский \"ответ на кризис\" уже привел к волне самоубийств

На модерации Отложенный

В России сокращение работников приняло массовый характер, тогда как на Западе работодатели реагируют на кризис уменьшением рабочей недели и прочими мерами полузанятости. Российский «ответ на кризис» уже привел к волне самоубийств среди уволенных. Как сообщил в четверг лидер Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, по прогнозам, в 2009 году потеряют работу примерно 200-250 тысяч человек. Основная масса увольнений придется на начало следующего года.

С 1 января 2009 года предприятия Германии, переживающие кризис, переходят на 3-4-дневную рабочую неделю. В основном такие меры принимают более всего затронутые кризисом автоконцерны, например Daimler (производит автомобили под марками Mercedes, Smart и Maybach), Volkswagen, BMW, Porsche, Opel, Continental, производитель грузовиков Man, а также крупный производитель электроники Infineon. Владельцы компаний производят только частичную оплату труда своим сотрудникам, остальное доплачивает государство. Как объясняют в компаниях, это наилучший способ избежать массовых увольнений, удовлетворяющий и предприятия, и профсоюзы.

Предприятия также решили продлить рождественские каникулы. Например, сотрудники концерна Daimler перестанут работать уже 17 декабря, а выйдут на производство 18 января 2009 года. Похожие меры предпринимают и в Великобритании. В связи с грядущей остановкой производства на своем британском заводе в Свиндоне компания Honda (собирают хэтчбеки Honda Civic и кроссоверы CR-V) без сохранения заработной платы на 2 месяца отправляет в отпуск 5 тысяч своих сотрудников.

В США средняя рабочая неделя уже сокращена до 33,5 часов. При этом стоимость рабочего часа по итогам ноября даже выросла на 0,4% в месячном исчислении — до 18,3 доллара за час, и на 3,7% — в годовом.

В России в некоторых областях экономики наблюдаются те же тенденции: ряд отечественных компаний («Автофрамос», КАМАЗ, Ford, «Искитимцемент») уже объявил о сокращении рабочей недели и продлении праздничных каникул. «Искитимцемент», в частности, в первом квартале 2009 года сократит рабочую неделю для тех, кто трудится в дневное время с 40 до 32 часов. Однако гораздо чаще российские компании сегодня прибегают к увольнениям сотрудников. По данным Росстата на 1 ноября 2008 года, 4,6 млн человек (6,1% экономически активного населения) в России классифицировались как безработные. Согласно мониторингу Минздравсоцразвития, в ноябре российские компании сократили не менее 0,5 млн человек. Прирост регистрируемой безработицы в России составил 300-350 тысяч человек, а общей — примерно 800 тысяч. При той же динамике увольнений к началу 2009 года количество новых безработных в России может составить еще около 2 млн человек.

Президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец отмечает приток количества резюме на сайте hh.ru во всех профессиональных областях — с августа их количество увеличилось на 400 тысяч, достигнув отметки в почти 2,6 млн. «Это связано как с тем, что люди остаются без работы, так и с тем, что некоторые соискатели предпочитают «готовить сани летом» и заранее обновляют свои резюме. Но не все компании, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, сокращают персонал. Есть компании, которые вместо этого сокращают рабочую неделю до 3-х дневной, уменьшая оклады сотрудников, но никого не увольняя», — говорит он. По его мнению, еще один хороший способ сократить издержки на персонал, никого не увольняя – это перевести сотрудников на фриланс. «Содержание сотрудника в штате обходится работодателю едва ли не дороже, чем его зарплата», — рассказывает в интервью BFM.ru Вировец.

Переводить работников на аутсорсинг — дорого, более эффективно ужесточить систему выплаты бонусов и по возможности урезать соцпакет, уверена партнер группы компаний «Агентство Контакт» Юлия Забазарных. «Психологически человеку легче потерять около 30% дохода, чем все 100%. Также в трудовом законодательстве есть такое понятие «вынужденный простой». В этой ситуации выплачивается только 2/3 зарплаты сотрудника. Она напоминает, что в 90-е годы были случаи, когда на некоторых предприятиях зарплату выдавали продукцией или расплачивались векселями производства, поэтому сокращение дохода работников является в сравнении с этим более гуманным способом снижения издержек.

Например, в 1999 году работникам ОАО «Калининградптицепром» зарплату частично выдавали произведенной продукцией. На сумму 600 рублей, равную примерно половине положенных денег, сотрудники предприятия получали бройлерных цыплят и суповые наборы. В 2000 году почти 800 тысяч штук кирпича было выписано работникам сельскохозяйственного предприятия «Маяк» (Лискинский район) в счет зарплаты. «Сейчас выдача зарплат продукцией не слишком распространенное явление, но не факт что она не вернется», — размышляет Забазарных.

«Получив зарплату натуральным товаром, у работника появляется прекрасная возможность показать свои возможности в плане продаж», — считает директор «Всемирного тренингового центра» Михаил Козлов. Впрочем, по его мнению, в нынешних условиях кризиса психологическое здоровье граждан оставляет желать лучшего. Многие работники HR-служб приходят в центр в полной депрессии из-за того, что им приходится увольнять такое количество людей.

В условиях кризиса информация о росте числа самоубийств стала поступать из некоторых российских регионов, сообщила в пятницу директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева. Сейчас специалисты научного центра ведут мониторинг ситуации, дифференцируют эти случаи суицида по причинам, чтобы выяснить, с чем связана эта тенденция. По мнению Дмитриевой, это объясняется тем, что «у нас другой менталитет: мы более совестливы, слишком ответственны за близких, за неудачи».

В России уже зафиксировано несколько случаев, когда люди сводили счеты с жизнью из-за увольнений. Например, житель Новокузнецка, занимавший руководящий пост на одном из местных заводов, покончил с собой после того, как узнал о своем увольнении. «Тем не менее, я уверен, что более гуманно со стороны работодателя — сразу сокращать сотрудников, — отмечает Михаил Козлов. — У человека всегда есть вера в некую стабильность, когда ситуация становится неустойчивой — ее называют форс-мажором. Руководители зачастую манипулируют этим: они дают сотруднику некую паузу, чтобы тот привык к нестабильному положению, за этот период времени человек сможет смириться, что может быть уволен, считают они. Но намного честнее и эффективнее сразу рассказать все сотрудникам, ведь для них важен каждый день на рынке труда. У кризиса есть и свои плюсы: к нам приходят люди, которые хотят заниматься тем, о чем мечтали всю жизнь, и сейчас у них появилась такая возможность». Он уверен, что первая небольшая волна сокращений уже прошла, но основного пика увольнений стоит ожидать в феврале 2009 года.

Александра Ходонова