Почему латыши требуют от русских покаяния?
На модерации
Отложенный
Наибольшее раздражение русскоязычной общины вызывает стремление латышского истэблишмента добиться от русских и России признания оккупации Латвии в 1939 и 1944 годах. Между тем в мире есть разный опыт разрешения подобных ситуаций.
Тем более, что о какой оккупации идет речь, если жители занятых районов получили те же права, что и граждане СССР? Если верховная власть Балтийских стран в лице парламентов сама попросилась в Страну Советов... 'Но ведь выбор под дулами танков был невелик!' - возражают латыши. И слышат в ответ новые аргументы. И так без конца...
Вряд ли балтийские историки и политики реально надеются что-то получить от России. Если бы она и дала, то в момент своей наибольшей слабости - в начале 90-х, а сейчас... Так почему с упорством, достойным лучшего применения, от русских вновь требуют покаяния?
Германия: покаяние за признание
Большинство латвийских политиков западного происхождения (из Канады, Америки, Германии или Австралии) знакомы с понятием денацификации. Эту схему практиковали западные союзники после капитуляции гитлеровской Германии: прививали немецкому народу чувство вины, чтобы сделать невозможным возрождение нацистских идей.
Про принудительный просмотр кинохроники с ужасами концлагерей в обмен на продуктовые талоны писали многократно. По сути, немцев заставили отречься от прошлого. Параллельно с кнутом был предложен пряник - план Маршалла и Генеральное соглашение по углю и стали, которое позже превратилось в Европейский союз. То есть бартер: покаяние за признание. В случае с Германией он сработал.
Объединенная Европа и США решили, что эта метода подойдет и для России: признайте свою вину, покайтесь прилюдно, и мы откроем вам дорогу в международные институции.
Однако в случае с Германией речь шла о государстве-агрессоре, развязавшем и проигравшем войну. С Россией ничего подобного нет. Мало того, русские чувствуют себя жестоко обманутыми. Они фактически своими руками развалили советскую империю, а когда захотели присоединиться к Западу - их не пустили...
Страны Балтии, вступив в западные альянсы, решили хотя бы отчасти восстановить историческую справедливость (в их понимании). Апелляция к язвам прошлого и требование покаяния стали инструментом текущей политики.
Но ведь есть и другой успешный способ примирения с прошлым - испанский...
Испания: язвы прошлого - не бередить
Испания пережила крушение империи, Гражданскую войну 1936-39 годов и почти 40 лет диктаторского режима. Ныне это успешное демократическое государство.
Страна с населением около 45 млн. принимает в год 55 млн. туристов. Однако путеводители не рекомендуют затрагивать в беседах с местными жителями темы Гражданской войны и диктатуры. Испанцы не желают бередить старые раны.
Общество - сознательно и неосознанно - охраняет себя от взаимоуничтожающей ненависти. Когда в прессе упоминаются события Гражданской войны, им дается отстраненная оценка. Дескать, 'так получилось'. В военном параде в Мадриде в 2006 году (спустя 70 лет после начала междоусобицы) участвовали и бывшие бойцы франкистской Испанской фаланги, и ветераны-республиканцы. Доблесть достойна награды, жертвы - слез, все остальное неважно.
Гражданская война в Испании началась в 1936 году как внутренний социальный конфликт. Затем республиканское правительство поддерживали Советский Союз и многочисленные добровольцы со всего мира; франкистам-мятежникам помогали нацистская Германия и фашистская Италия.
Тогда впервые в истории применили ковровые бомбардировки населенных пунктов. В войну в Испании жертвой противостояния стал каждый десятый. После падения республики и установления режима Франко прошли массовые репрессии: 100 тысяч республиканцев и левых были казнены, 35 тысяч погибли в концлагерях, 250 тысяч умерли с голоду!
Смерть диктатора в 1975 году и вступление на престол Хуана Карлоса I стали поворотным пунктом. Король буквально уговорил противостоящие силы проявить благоразумие. Тогдашний глава правительства - генсек правой партии 'Национальное движение' Адольфо Суарес выступил с идеей национального консенсуса, что стало главным шагом на пути к испанскому политическому чуду.
Осенью 1977-го был подписан так называемый пакт Монклоа: все политсилы согласились со свободой СМИ, социальной доступностью здравоохранения и образования, общественным контролем за силами правопорядка. Постановили, чтобы цена реформ не была слишком высока для широких народных масс.
И потом без волнений не обошлось - были и попытка военного переворота (1981), и экономические кризисы, и теракты. К 70-летию Гражданской войны (2006) испанское социалистическое правительство приняло проект Закона об исторической памяти (Ley de memoria historica). Он отменил возможность пересмотра дел франкистского режима, рассматривавшихся в военных трибуналах.
Все жертвы Гражданской войны и диктатуры и их родственники смогли обращаться за моральной (но не материальной!) реабилитацией в спецкомиссию при парламенте. Проект не предусматривал решительного осуждения властями фашистского прошлого. Говорилось о 'ликвидации франкистской символики... если она не представляет собой художественной ценности' и о переименовании улиц, названных в честь деятелей режима. Коммунистическая символика под запрет не подпадала.
Лидер Народной партии Мариано Рахой заявил: '...Большинство испанцев не желают ревизии истории, не желают говорить о республике, о Франко, поскольку это ничего им не дает'. Удивительный компромисс: реабилитация жертв и моральная компенсация есть, а преступников нет.
Резких движений не хочет делать никто. Например, когда Amnesty International потребовала признания недействительными всех приговоров, вынесенных франкистскими военными и особыми судами, премьер-министр социалист Хосе Луис Родригес Сапатеро отверг это предложение, назвав его правовым переломом.
И даже демонтаж в 2005 году последней из оставшихся в Мадриде статуй Франко прошел не в рамках громкой пропагандистской кампании, а без лишнего шума, как бы сам собой.
Наш путь
Испанский вариант баланса между прошлым и будущим, рынком и планом, свободой и верой - достойный объект для изучения.
Если в немецком опыте переоценка прошлого и покаяние, в том числе и материальное, считаются необходимыми условиями движения вперед, то в испанском варианте главное - это молчание. И оно себя оправдывает.
Выбор модели связан с традициями народа. Для испанца, как и для русского, 'мелочи' несущественны. Вопрос в том, хороша ли была 'главная идея'. И немец, и латыш предпочтут абстракциям конкретный учет: сколько чего и кого было погублено и кто конкретно это выполнял.
Между прочим, еще неизвестно, какой подход был бы выгоден России - отвечая по делам СССР, она могла бы с легкостью доказать, что беспредел творили в основном инородцы. И выставила бы встречные иски.
А вот в Латвии был бы куда уместнее испанский путь. Жертвы - оплаканы, но ВСЕ жертвы. Под каток истории попали и латыши, и русские, и евреи, и немцы. Решения же принимали единицы, с которых теперь спрашивает только Бог.
Почему бы не пропагандировать идеи мирного сосуществования народов, взаимного уважения и стремления к позитивному видению событий? Семена ненависти, как показывает история, имеют удивительную всхожесть. Они могут распустить свои ядовитые цветы даже на нашей скудной балтийской почве.
Константин Ранкс
Комментарии
Ни один русский педагог не осудил бы учеников за пользование во время переменки агнглийским, грузинским языком. А русский в эстонских школах ВНЕ ЗАКОНА. А это, пардон, НАЦИЗМ. И как после этого к вам можно относиться?
Свалить все на единиц-инородцев можно. Но тогда нечего претендовать на роль правопреемницы СССР и быть готовым к тому, что разговаривать с такими правопреемниками не захочет ни один сосед.
Ну не плохо жили они в условиях \"оккупации\". Я половину своей жизни наблюдал как они \"мучались\" при Советской власти. По крайней мере о представителях о латышах, их культуре, кинематографе, истории кто-то что-то знал. Сейчас они сами ничего о себе не знают.
Можно признать и нам, что вернулись мы в Латвию (именно вернулись), т.к. если не мы, то на этой территории были бы фашисты.
Что же касается старых и нынешних айзсаргов-фашиков, то они как раз показывают, что меры сталинских спецов были обоснованы, но везде есть недоработки.
Сейчас же они нужны просвещенной Европе, чтобы у наших границ не цвело, но пахло. Еще раз говорю не надо это трогать!
причем мне кажется, что тут не обошлось без вмешательства стран НАТО,
люди сами по себе не могут, вдруг начать враждовать, раньше же не было такого. Вся эта грязь которая идет в сторону Росиии не от большого ума.
И мне не в чем каяться перед ними, с какой такой стати????
Они о чем ведут речь, собственно говоря - нэзалэжни ну и вперед с песней....
они мне и не упали вовсе....
Тем более, что теперь они написали прошение чтобы лечь под шведов - ну так их никто и удерживает - теперь это их демократическое западное право кому и как давать.....