Почему мы так равнодушно относимся к Конституции своей страны?
На модерации
Отложенный
В американской популярной культуре присутствует один идентификационный образ, спутать который с чем-либо невозможно по определению. Этот образ – флаг Соединенных Штатов. Он присутствует везде: в фильмах, на обложках музыкальных альбомов, в живописи, в компьютерных играх и заставках мониторов компьютеров. Его используют как угодно: рисуют рваным, если говорят об ошибках президентского курса; снимают сияющим, если речь о торжестве чего угодно, от демократии, до консервативных ценностей. Американский флаг для американца – это нечто большее, чем конституция. Последнюю надо хотя бы прочитать. Флаг можно любить и умирать за него, не обладая ничем, кроме глаз.
В России на всем протяжении отечественной истории вошло в практику во всем "идти своим путем" и придавать значение даже самым незначительным вещам. Только вот с флагом у нас пока не получилось, и в отношении праздников общественность растерянно оглядывается по сторонам и, кроме вечерних посиделок "по поводу", ничего сообразить не может. Власть принимает какие-то шаги по интеграции понятия "праздник" в общественное сознание, но, кроме введения выходного дня и пары-тройки митингов партий различной политической ориентации, ничего существенного не получается сделать. И бог его знает, затянувшийся ли это кризис самоидентификации или просто вопрос времени. Однако новая российская мифология все чаще требует внимания к второстепенным вещам вроде народных гуляний.
Двенадцатого декабря Россия отмечает день Конституции. Отмечает странно даже по меркам обычного российского праздника – без выходного. С другой стороны, не будем забывать, что Конституция – Основной закон, имеющий высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Однако и здесь высвечивается определенная странность: слишком уж часто российскую Конституцию нарушают органы власти всех уровней. То есть к фактическому непониманию роли документа в жизни государства примешивается вполне ощутимое равнодушие к декларируемым в нем нормам. К примеру, совсем недавно Государственная дума на пленарном заседании ратифицировала поправки в Конституцию, продлевающие сроки полномочий главы государства и парламента. Но даже старые либералы не захотели хоть как-то противодействовать этому. Но не потому, что согласны с утверждением о возможности за шесть лет президентских полномочий полностью реализовать предвыборную программу избранного президента страны, а потому, что бороться за Конституцию им неинтересно.
Подобное равнодушное отношение к Конституции более чем странно, если учитывать, в каких условиях она была принята. Однако за прошедшие пятнадцать лет элементарного западного, простите, понимания Конституции у нас не прибавилось. Хотя именно в ней были провозглашены такие основополагающие для Российского государства принципы, как народный суверенитет, политический плюрализм и многопартийность, федерализм и разделение властей. И несмотря на разницу во взглядах, именно конституционные статьи движут любой российской политической силой.
И как бы ни хотелось сказать, что Основной закон России может помирить правых с левыми, красных с белыми, вопрос "Кто должен чтить Конституцию?" остается открытым. Тут, правда, есть весьма любопытный нюанс. Недавно, комментируя развитие мирового финансового кризиса, Владислав Сурков сказал о самом важном на тот момент: "Первейшая забота сегодня – средний класс. Потому что Российское государство – это его государство. И российская демократия – его. И будущее у них общее". Владислав Юрьевич, возможно сам того не желая, наконец-то указал на фундамент нового российского общества. Фундамент, для которого вся государственная мифология, по большому счету, и создается, как принято в любом развитом обществе. Стало быть, и 12 Декабря – праздник среднего класса, напоминание ему о чем-то большем, чем о безликой государственной машине, этом современном Левиафане.
Когда Президент Дмитрий Медведев пообещал бороться с правовым нигилизмом, многие тихо посмеивались: мол, ведем эту борьбу уже много лет. Однако борьба с правовым нигилизмом не означает штудирование кодексов или списка поправок. Достаточно прочитать собственную Конституцию, чтобы убедиться в наличии минимальной юридической защиты гражданина России и узнать о своих правах. И заняться этим в современной России суждено только среднему классу. Выделят ли ему для этого снова выходной день – неизвестно. Но чтобы по-настоящему гулять, нужно знать, что празднуешь. В конце концов, нынешняя российская Конституция выступает настоящим символом единения нации после окончания государственного хаоса, вызванного развалом Советского Союза. Если нас не сможет объединить такой Основной закон, останется лишь Уголовный кодекс. А это уже совсем другая история.
Эмин Калантаров
Комментарии
Кстати, в 1977 году в стране был очень популярен такой анекдот.
Встречаются два приятеля на улице.
– Привет!
¬– Привет!
– Что новую Конституцию приняли, наверное, уже слыхал?
– Конечно!
– А про новый герб тоже знаешь?
– Да ты что!? И что там будет изображено?
– Орел с мохнатыми бровями, а в когтях Малая земля!
С тех пор много воды утекло в прямом и переносном смысле: поменялась конституция, вопреки народной поговорке «из песни слов не выкинешь», изменился гимн (выкинули слова, да так, что текст современного гимна в полном варианте до сих пор мало кто знает). Но удивительно, что авторы анекдота угадали, что если герб изменится, то на нем обязательно будет орел. Почему двуглавый большинство россиян, наверное, не понимает, как не понимает и того, почему главы смотрят в разные стороны. Говорят, что исторически этот орел сначал...