Русский с венесуэльцем - братья навек?
На модерации
Отложенный
Недельное турне Дмитрия Медведева по Латинской Америке было изначально задумано как наглядная демонстрация Россией растущего глобального политического и экономического влияния, в частности, в регионе, который со времен доктрины Монро рассматривается как сфера интересов США. Однако наступающая глобальная экономическая депрессия рано или поздно охладит кремлевский пыл.
В центре турне было участие г-на Медведева в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в Перу. Там Дмитрий Медведев смог лично попрощаться с покидающим офис Джорджем Бушем. О заглядывании в глаза речи не было.
По официальным заявлениям Кремля, целью поездки было исключительно расширение российского присутствия на азиатских и латиноамериканских рынках в качестве одного из способов смягчения последствий экономического кризиса. Одна сплошная экономика — никакой геополитики. Или, как говорили в фильме «Крестный Отец», отправляя очередного конкурента на тот свет, ничего личного, только бизнес.
Западные политологи ни на минуту не поверили в отсутствие геополитических целей — для развития торговли президенту не обязательно продавать ядерной реактор технологически отсталой Венесуэле и лично заезжать в гости к Уго Чавесу и братьям Кастро.
Очевидно, что в ответ на американскую поддержку Грузии в августовском конфликте, Дмитрий Медведев продемонстрировал и свою способность действовать в традиционной сфере влияния США. Дмитрий Саймс из Никсоновского центра в Вашингтоне считает, что:
«Русские хотят показать, что в эту игру могут играть двое. Очевидно, что этот визит — сигнал США... Разумеется, бизнес тоже следует принять во внимание. Но, хотя у России действительно есть деловые интересы в Венесуэле, я не думаю, что для разговора о них пришлось бы отправлять туда президента Медведева. За этой поездкой определенно стоит политика».
Посещение Венесуэлы и Кубы, извечных источников раздражения для США, особенно ярко иллюстрирует антиамериканские амбиции России и стремление восстановить заброшенные со времен «холодной войны» «спецотношения» с некоторыми латиноамериканскими странами, например, с Кубой и Никарагуа. Для Москвы, Гаваны и Каракаса — это вызов США.
Недовольная присутствием военных кораблей НАТО вблизи своих берегов минувшим летом, Россия направила собственную эскадру во главе с атомным крейсером «Петр Великий» к берегам Венесуэлы для совместных учений в Карибском бассейне, запланированных на декабрь этого года. Режим Чавеса является также крупнейшим покупателем российского оружия (по оценкам экспертов, сумма военных продаж Каракасу за последние годы достигла $4 млрд.).
Помимо военного сотрудничества, Россия будет помогать Венесуэле строить ее первый ядерный реактор. Это всё равно, что подарить алкоголику галлон спирта. У Венесуэлы нет ни технической базы, ни энергетических нужд для этого проекта.
У Чавеса полно мазута и природного газа для производства — и экспорта — электричества. А реактор тогда зачем?
А всё за тем же. Как и в случае с Ираном, реактор может оказаться фитилём, зажигающим ядерную гонку в Латинской Америке. Бразилия и Аргентина, в прошлом имевшие свои ядерные программы, не будут сидеть сложа руки.
Два президента договорились о создании совместного банка развития и отмене визового режима. Теперь кокаиновые короли с венесуэльскими паспортами смогут спокойно ездить в Россию для обсуждения инвестиций и других деловых проектов.
Обсуждалась разработка нефтяных и других ценных месторождений в Венесуэле совместно с российскими компаниями. В частности, в Каракасе был подписан меморандум о взаимопонимании между Газпромом и государственной нефтяной компанией «Петролео де Венесуэла» (ПеДеВЕСА) по совместной работе в гигантском нефтяном бассейне Ориноко.
После «изгнания» американских инвесторов, Каракасу не приходится особо рассчитывать на западные деньги и технологии, зато Россия и Китай готовы делать бизнес, не настаивая на демократии и прочих «излишествах». Российский пакет предложений заключает в себе и доступ на российский рынок вооружений и пособие по «авторитарному капитализму». Известный юрист Роберт Амстердам пишет в своем блоге:
«Пытаясь преуменьшить реальное воздействие новой российской дипломатии в регионе [Латинской Америке — А.К.], средства массовой информации упускают важный момент, концентрируясь на значении Венесуэлы для безопасности США аналогичном значению Украины для России и игнорируя уход от рыночной экономики, от верховенства права и демократических институтов. Уникальный российский бренд путинского авторитарного капитализма следует рассматривать как конкурирующую модель управления — не обязательно являясь идеологией, этот пример существует наряду с моделями США и Европы...
Наше внимание должно быть направлено на то, какие из стран Латинской Америки учатся по страницам российского авторитарного пособия. Вот некоторые примеры — недавние потемкинские выборы Даниэля Ортеги в Никарагуа, ресурсный национализм в Боливии и Эквадоре и, конечно же, изнасилование конституции Уго Чавесом».
Внедряя крупные совместные проекты в Латинской Америке, Россия создает рычаги влияния, чтобы в дальнейшем требовать уступок от Вашингтона в других областях.
Однако сегодня совершенно очевидно, что финансовый кризис может помешать России выполнить свои обязательства в отношении таких крупных проектов, как энергетический консорциум с Венесуэлой и строительство трансконтинентального нефтепровода. Их выполнение может быть отложено на неопределенный срок. Таким образом, политический эффект от поездки Медведева в Латинскую Америку может оказаться менее впечатляющим, чем первоначально ожидалось.
Ариэль Коэн
Комментарии