При нынешней власти и нынешней \"элите\" шансов у России нет

На модерации Отложенный

На днях директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин, выступая на презентации своей книги «Противостояние. Россия - США», предположил, что в результате всех сотрясающих страну политических кризисов, на Украине придет к власти новая политическая элита, которая приведет страну в Европу.

«Думаю, Украина на правильном пути. Она мне очень напоминает Италию 1950-х годов, где каждых полгода были политические кризисы, но из этого получилась нормальное европейское государство», - сказал Злобин. По его мнению, политические перипетии на Украине в конце концов приведут к появлению новых украинских политических элит. «В Украине нормальная политическая борьба, конкуренция, естественный отбор - в результате на ноги становиться новая политическая элита.В России этого ничего не происходит», - сказал Злобин. Он убежден, что потенциально Украина имеет большой шанс опередить Россию и стать намного более современным и модернизированным в политическом и экономическом плане государством. Злобин отметил, что сейчас Россия превращается в «заправочную станцию для Западной Европы и Китая, обслуживающую другие экономики».

Я принципиально не стану спорить с Николаем Злобиным об Украине. Уверен, украинцы, как и другие братские народы, сами, без наших «ценных советов», сумеют разобраться со своим будущим. Другое дело - слова Злобина о «заправочной станции», которой давно уже является Россия в отношении Германии и становится ею в отношении Китая. Собственно говоря, это именно то, о чем я сам писал недавно на ФОРУМе.мск о сырьевой модели экономики, навязанной стране Ельциным и закрепленной Путиным. Напомню, о чем речь.

Еще при СССР, в 1973 году, в результате арабского нефтяного эмбарго против Запада, мировые цены на нефть многократно подскочили. В результате в страну потекли нефтедоллары. К ним стали привыкать, появилась нечто сродни наркотической зависимости, СССР не заметил как «подсел» на «нефтяную иглу». Завершен процесс установления внешней «нефтегазовой наркозависимости» СССР был в 1980-е годы, когда по инициативе ФРГ был построен и введен в строй известный газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород».

К тому моменту правившая страной номенклатура КПСС уже изрядно разложилась. Однако чувство меры еще соблюдалось. Поэтому нефтедоллары шли в основном на благое дело. Часть их направлялась на закупки высокотехнологического оборудования за рубежом для советской обрабатывающей промышленности, главным образом для ВПК и других наукоемких отраслей, олицетворявших научно-технический прогресс. Другая немалая часть шла на закупки за границей продовольствия и ширпотреба для широких народных масс.

В результате горбачевской перестройки и событий 1991 года старая номенклатура КПСС была от власти отстранена, уступив дорогу «демократам», чьим ставленником был Ельцин. Надо сказать, что «демократы» были не сами по себе, 90% их являлись «помощниками» КГБ. Другими словами, в 1991 году номенклатура КГБ «подвинула» номенклатуру КПСС, сначала выступив через своих тайных агентов, а затем, в 1999 году, когда возник Путин, утвердившись в своем господстве напрямую.

У новой правящей «элиты» изначально был четкий план действий. Он состоял в следующем. Во-первых, Российская Федерация, инициировав развал СССР, одним махом избавилась от «тяжелого бремени» в лице братских союзных республик. Подчеркну, что это утверждаю не только я. Ровно об этом же в начале сентября говорил Путин: На встрече с членами международного клуба «Валдай» в Сочи Путин заявил, что именно Россия «была инициатором прекращения жизнедеятельности СССР», и что «если бы не было позиции России, то СССР бы еще существовал».

Во-вторых, в результате «реформ» Гайдара было прекращено финансирование высокотехнологических, наукоемких отраслей промышленности, а советский рабочий класс и техническая интеллигенция - выкинуты на помойку. Наконец, в-третьих, был резко снижен уровень потребления широких масс трудящихся, ликвидирована система социальных гарантий, упразднена присущая было советским людям уверенность в завтрашнем дне.

В целом, в стране в 1991 году был запущен процесс социальной деградации, социального регресса, закрепленный при Путине. За короткий исторический срок Россия совершила гигантский прыжок назад от социализма даже не в капитализм, а скорее в феодализм или, точнее, - в неофеодализм. Но зачем, ради чего?

Ответ банален. Сбросив «лишнюю обузу» в лице братских республик, передовой промышленности и науки и социальных завоеваний трудящихся, новая номенклатура высвободила огромную массу нефтедолларов, которым сразу же нашла «лучшее», с ее точки зрения, применение - она их стала по мере поступления бесстыдно разворовывать. Именно в этом и состоит суть «криминальной революции», начавшейся в СССР 20 лет назад и продолжающейся в РФ до сих пор.

Надо сказать, что большую часть «лихих» девяностых годов мировые цены на нефть были сравнительно невысокими.

В виду этого новой клептократической «элите» было особенно нечем делиться с народом, из-за чего страну штормило. Ситуация изменилась с приходом Путина, параллельно которому мировые цены на нефть сначала стали плавно повышаться, а затем начали расти как на дрожжах вплоть до лета нынешнего года.

В результате у правящей высшей госбюрократии и подконтрольной ей олигархии скопилось столько нефтедолларов, что их стало хватать не только на паразитическое разворовывание «элитой», но и народу какие-то крохи на халяву, то есть вне взаимосвязи с ростом производительности труда, «обломились». Именно в этом и заключается пресловутая «путинская стабильность», которую правильнее было бы назвать «стабильностью регресса», «стабильностью гниения».

Какова же перспектива у нынешней регрессирующей системы, кокой срок существования ей отпущен? Я имею в виду, каков ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможный максимальный срок все это безобразие может еще продолжаться. Ответ - максимум от 20 до 40 лет. И вот почему.

Сырьевая модель экономики не реформируема в принципе, так как этого никогда не даст сделать соответствующая ей нынешняя «элита деградации» - не для того она уничтожала СССР, останавливала и обращала вспять научно-технический прогресс, закрывала заводы и НИИ, обращала в люмпенов и нищих рабочий класс, интеллигенцию и широкие народные массы.

Что до якобы нарождающегося класса мелких и средник капиталистов, которых, кстати, бюрократия душит беспощадно, то и они мало что смогут, так как в сфере традиционного для XX века промышленного и сельскохозяйственного производства Россия по многим причинам от климата до демографии занимает заведомо проигрышные позиции в современной глобальной конкуренции с такими странами, как Китай, Корея, Индия, Индонезия и так далее.

Единственный способ для России создать конкурентоспособную экономику в XXI веке - перейти на инновационную модель развития. Об этом, кстати, порой говорят даже Путин и его министры. Однако делать они ничего не будут, потому что не могут и не хотят, а все их «ростехнологии» и «нанотехнологии» по-Чубайсу - это бесстыдная профанация и новые кормушки для клептократов.

Более того, даже если предположить невозможное - что власть захочет внедрить инновационную модель, необходимая научная, технологическая, производственная и кадровая база для этого, существовавшая в СССР, уже СОЗНАТЕЛЬНО уничтожена «реформами», а ее последние остатки пребывают в состоянии НЕОБРАТИМОГО умирания, уже очень скоро нас окончательно покинут последние носители советских профессиональных навыков и знаний.

Таким образом, Россия при нынешней клептократической «элите» намертво привязана к сырьевой модели. А раз так, то экономика РФ будет существовать ровно столько, сколько в мире будет существовать нынешний аномально высокий спрос на углеводородное сырье и соответствующие этому спросу многократно завышенные цены на нефть и газ.

Однако, в отличие от России, многие другие страны не регрессируют, а продолжают развитие, внедряют инновации, поддерживают научно-технический прогресс. Это значит, что рано или поздно человечество найдет альтернативные носители энергии неископаемого происхождения и приступит к их внедрению в повседневную жизнь. Что станет смертным приговором «экономикам углеводородов», как в России, так и в других ей подобных «нефтегосударствах» - Венесуэле, Иране, Казахстане, Саудовской Аравии, Ливии, Нигерии. Существуют разные прогнозы, когда это произойдет, но чаще других называется период между 2030-м и 2040-м годами.

Примерно к этому же сроку созреют, видимо, и другие немаловажные обстоятельства. Во-первых, стратегический ядерный потенциал РФ, пребывающий с начала 1990-х годов в стадии необратимой деградации, неизбежно скукожится до недопустимо малых размеров. Одновременно в США и, возможно, в некоторых других странах вероятны прорывные качественные изменения в военной сфере, в частности, создание через 20-30 лет системы ПРО на новых физических принципах, что обесценит ядерное оружие XX века и лишит Россию последнего оставшегося в наследство от СССР атрибута сверхдержавы.

Во-вторых, неотвратимо накопятся качественные изменения в сфере демографии, в результате чего резко сократившийся в численности, постаревший русский народ перестанет на территории Российской Федерации быть государствообразующим, преобладающей станет тенденция на стремительное превращение России в тюрко-мусульманскую и, частично, населенную китайцами страну.

Другими словами, вслед за гигантским регрессивным прыжком из социализма в феодализм в стране идет постепенное вползание в еще более низкую социальную стадию, сравнимую с временами краха Западной Римской Империи и Великого переселения народов.

Закономерен вопрос: есть ли реальная альтернатива? Уверен, что при нынешней власти, при нынешней господствующей «элите» других вариантов нет. Но если власть и «элита» в полном составе уйдут, исчезнут навсегда, и чем раньше - тем лучше, шансы могут и появиться. Правда это уже называется революцией...

Антон Суриков