Россию и Грузию уравняли в нарушениях прав

На модерации Отложенный Правозащитная организация Amnesty International вчера обнародовала доклад об августовских событиях в Южной Осетии. Проанализировав пятидневную войну, правозащитники пришли к выводу, что все ее участники допустили "серьезные нарушения международного права в области прав человека", поскольку, воюя друг с другом, не делали различий "между военными целями и гражданским населением". Чтобы расследовать многочисленные нарушения, организация призвала создать международную комиссию. В МИД РФ "Ъ" заявили, что у Москвы на такое расследование "аллергии нет, но делать это поздновато".
Доклад Amnesty International озаглавлен "Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт". В 66-страничном документе собраны факты и свидетельства очевидцев войны. Самая объемная и важная глава доклада посвящена ведению сторонами активных боевых действий и делится на три части: "Нападения грузинских войск", "Нападения российских войск" и "Действия югоосетинских сил и отрядов ополченцев".

Данные о начале войны, собранные авторами доклада, опровергают заявления официального Тбилиси о том, что вторжение грузинской армии в Южную Осетию было предпринято в ответ на ввод туда российских войск. Грузия с первых строк признается нападавшей стороной. "Сам конфликт с момента нападения грузинских войск на Цхинвали и до подписания мирного соглашения продлился пять дней",— пишут докладчики во вступительном слове к главе "Ход боевых действий". И далее перечисляют хронологию войны: "Грузинская армия вошла на территорию Южной Осетии около 23.00 7 августа. Перед тем как грузинские сухопутные войска вошли в Цхинвали, в течение нескольких часов город подвергался артиллерийскому и ракетному обстрелу, а также бомбардировке авиацией. Свидетельства очевидцев, характер использованных вооружений и следы беспорядочных разрушений в густонаселенных районах дают серьезные основания полагать, что грузинские силы совершали неизбирательные нападения при штурме Цхинвали ночью 7 августа, что привело к смерти и ранениям мирных жителей и значительному ущербу, нанесенному гражданским объектам".

Докладчики цитируют заявление командующего миротворческими операциями вооруженных сил Грузии Мамуки Курашвили, прямо заявившего в ночь на 8 августа, что "Грузия приняла решение о восстановлении конституционного порядка на территории Южной Осетии". Это заявление противопоставлено высказыванию грузинского президента Михаила Саакашвили, заявившего 13 августа, что Грузия начала артобстрел Цхинвали в ответ на "российское вторжение". В докладе перечисляются и вооружения, использованные грузинскими военными во время штурма: реактивные системы залпового огня "Град", 122-миллимитровые гаубицы, 152-миллимитровые самоходные установки "Дана", танковые пушки. Указав, что система "Град" "известна своей низкой точностью", составители документа приводят ответ властей Грузии на соответствующий запрос Amnesty International, в котором отмечается, что "Грады" "применялись для обстрела заранее намеченных целей в Цхинвали и окрестностях города, а также для подавления огневых точек".

В конце грузинской части доклада авторы приходят к выводу, что "виды использованных (грузинской стороной.— "Ъ") вооружений, масштаб причиненных разрушений, количество пострадавших среди гражданского населения" свидетельствуют о нарушении предусмотренного международным правом запрета на нападения неизбирательного характера.

Анализ действий российской стороны также пестрит опровержениями официальных сообщений российских военных, которые вначале отрицали факты бомбардировок жилых кварталов грузинских населенных пунктов. "В большинстве случаев целью российских бомбардировок, очевидно, являлись позиции грузинской армии, находившиеся за пределами районов с плотной застройкой. Однако села и города также пострадали от ударов.
Свидетельства очевидцев указывают на то, что в ходе некоторых российских атак, которые привели к ранению и гибели гражданских лиц, возможно, не делалось различий между правомерными военными целями и мирным населением. Если это так, то такие нападения квалифицируются как нападения неизбирательного характера и представляют собой нарушение международного гуманитарного права",— отмечается в докладе.

Среди главных претензий к российской стороне — использование во время конфликта кассетных боеприпасов и ненадлежащая защита мирных жителей на оккупированных грузинских территориях. Причем если грузинские власти, как отмечается в докладе, признали использование в ряде случаев кассетных бомб и снарядов, то российские официальные лица это категорически отрицают: "Несмотря на то что Россия продолжает отрицать использование кассетных бомб, представители Amnesty International слышали немало свидетельств очевидцев, согласно которым такие боеприпасы применялись". В качестве одного из примеров использования подобного рода вооружений в докладе приводится инцидент в Гори, когда в результате российского авианалета на центр города была сброшена бомба, осколками которой был убит голландский телеоператор Стан Сториманс. Дома, стоявшие по периметру площади, где разорвалась бомба, были изрешечены мельчайшими свинцовыми шариками, характерными для кассетных боеприпасов.

Что касается второй претензии, то, как отмечается в документе, "российские войска в качестве оккупационной силы были обязаны обеспечить защиту мирных жителей и гражданского имущества в подконтрольных им районах". В первые дни конфликта, указывается в докладе, это, возможно, трудно было осуществить на практике. Однако массовые грабежи, уничтожение собственности грузин и запугивание грузин, остававшихся в Южной Осетии и в прилегающих "буферных зонах", продолжались еще несколько недель после формального прекращения военных действий. "Совершенно ясно, что именно российские власти не справились со своими обязанностями по предотвращению актов возмездия и серьезных нарушений прав человека подразделениями югоосетинских ополченцев",— констатирует Amnesty International.

Более подробно преступления "ополченцев" описываются в заключительной части главы "Ход боевых действий". "Очевидцы сообщают о фактах незаконных убийств, избиений, угроз, поджогов и грабежей, осуществлявшихся вооруженными группировками с югоосетинской стороны, которые действовали при явном попустительстве российских вооруженных сил,— пишут докладчики.— Наступающие российские войска сопровождались как регулярными югоосетинскими подразделениями, так и военизированными формированиями, которые совершали серьезные преступления в отношении грузин в Южной Осетии и прилегающих "буферных зонах", находившихся под фактическим контролем российской армии".

В выводах доклада и рекомендациях сторонам конфликта и международному сообществу Amnesty International констатирует, что "все участвовавшие в конфликте стороны совершали серьезные нарушения международного права в области прав человека и гуманитарного права". По всем этим фактам, отмечает организация, необходимо провести расследования и принять меры по возмещению ущерба. Заняться им предлагается международной комиссии, которая должна быть создана и наделена соответствующими полномочиями.

В МИД Грузии "Ъ" вчера не стали комментировать выводы и предложения Amnesty International, сославшись на необходимость "проанализировать документ". В то же время заместитель главы департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов заявил "Ъ", что Москва не возражает против международного расследования: "У нас на это аллергии нет. Вот только время уже вышло. Об этом много говорили, но все погрязло в бюрократических проволочках".

Владимир Соловьев