В России клиент всегда мертв?
На модерации
Отложенный
Немотивированная грубость в России прилагается к покупкам бесплатно, как бесплатная улыбка — в «Макдоналдсе». Ни один финансовый кризис не может это поменять.
Две недели я отсутствовал в Москве — ездил по России по всяким журналистским делам. Могу засвидетельствовать: ощущение кризиса стало проникать вглубь России. По телевизору, конечно, по-прежнему запрещено само это слово, и в новостях молчат, что фондовый рынок упал — точнее, упал, упал и еще раз упал. Но самая понятная и самая доходчивая иллюстрация — желтые вывески обменных пунктов, на которых доллар отчаянно ползет к планке 29 рублей, — убедила даже самых рассеянных. Даже уборщицы теперь обсуждают, как спасти деньги. По идее, иностранцы вроде меня должны быть счастливы: ведь если доллар растет, значит, мы получаем больше. Лично моя зарплата должна была, по идее, вырасти на 9% по сравнению с прошлым годом. Но увы: мне, как и многим моим коллегам, давно платят в рублях. Реальность 1998 года, когда человек с долларовой зарплатой мог чувствовать себя королем, едва ли повторится.
Как бы то ни было, появление новой реальности очевидно если не всем, то очень многим. Денег становится меньше, бороться за них все сложнее. Депрессивная мысль о деньгах подтолкнула меня к тому, чтобы провести небольшой эксперимент. Москва славится своим пренебрежительным отношением к баблу — его было здесь слишком много, чтобы типа унижаться. Изменится ли что-то теперь? Заставит ли москвичей ужесточившаяся финансовая ситуация быть более благодарными каждому кровно заработанному рублю? Станут ли кассирши улыбаться покупателям? Будут ли официантки чуть более приветливы? Начнут ли бомбилы по собственной воле приглушать радио «Шансон»?
Я прошел своим обычным маршрутом: сходил в гастроном, в пару ресторанов, в Coffee Bean, заплатил арендную плату за квартиру. Ну что сказать вам, москвичи… Нет такой силы, которая заставила бы жестокосердного работника столичного обслуживания поменять свои привычки.
В тайском ресторане на Покровке, куда я время от времени захаживаю, все было более-менее как обычно. Это, в общем, неплохое место, если не считать того, что они ко всем блюдам в качестве гарнира кладут петрушку — таково, видимо, русское влияние на тайскую кухню. Мы с приятелем знали, что оно закрывается в 11 вечера, и пришли в 9.30 — мягко говоря, с запасом. Но после пары пива и пары карри у нас отказались принять заказ — хотя на часах было всего 10.15. «Кухня, — сказала официантка мрачно, — уже закрыта. Она в начале 11-го закрывается». «То есть, — уточнили мы, — человек идет по улице, видит, что ресторан закрывается в 23.00, заходит, времени у него еще до фига — но заказать он уже ничего не может?» «Типа того, — нервно сказала официантка.
— Могу еще пива принести».
На лице у нее было написано, что всю эту ерунду она выдумала на ходу. Просто ей хотелось уйти домой пораньше, а не обслуживать до ночи двух америкосов. Правда, она останется без чаевых — но московским официанткам на это наплевать: найдутся щедрые люди и в дневное время.
В тот же день в аптеке мне отказались продать тюбик зубной пасты, потому что у меня не было купюры мельче 1 000 рублей. «Еще крупнее не нашли?» — сказала провизор голосом советской продавщицы. «Я вам че, банк? Я че, деньги печатаю, что ли?» В стерильных интерьерах новенькой евроаптеки это звучало бы анахронизмом, если бы не лицо дамы-провизора, на котором, казалось, было навсегда отпечатано вечное «вас много, а я одна». Немотивированная грубость в России прилагается к покупкам бесплатно, как бесплатная улыбка — в «Макдоналдсе». Ни один финансовый кризис не может это поменять.
Я отключил свой обычный режим «не обращаю внимание на всякую херню», без которого в Москве жить несколько сложновато, и на неделю притворился гиперчувствительной, обидчивой дамой, которая все запоминает и ничего не оставляет без внимания. Увы, нигде не было ни малейшего просвета. Официантки хамили, как раньше. Девочки-бариста в кофейнях не скрывали раздражения, когда я их отрывал от болтовни нелепой просьбой налить все-таки кофе. Бомбилы врубали свое «бодрячком, пацанчики» и дымили в лицо. Продавцы даже не трудились подойти.
В довершение ко всему владелец моей квартиры объявил, что повышает квартплату на 15 процентов. Что может быть красноречивее? Рынок недвижимости рушится, земля продается с дисконтом, банки пачками всплывают брюхом кверху — а этот чудесный человек реагирует повышением цены. Логика здесь и не ночевала — точнее, здесь работает только одна логика: живи сегодняшним днем. К черту будущее. К черту клиента. К черту долгосрочное планирование. Не надо думать хотя бы на шаг вперед. Умри ты сегодня, а я завтра. (Притом понятно, что его требование — это просто истерический шантаж, который сдулся, как только я сказал, что платить не буду и лучше съеду: через день он отыграл все назад.)
Наверное, 70 лет советской торговли — это куда более серьезный фундамент, чем 15 лет капитализма. Если даже эпоха путинского преуспевания не научила сферу обслуживания максиме «клиент всегда прав», наивно надеяться, что этому ее научит кризис. Катись подальше, милый: вас много, а я одна.
Яша Левин
Комментарии
а дикость и культура несовместимы!
так ведь?
уж не знаю, что она там читала, но потом мне КРАЙНЕ ВЕЖЛИВО УЛЫБНУЛАСЬ!
ну согласитесь, редкая удача)))
- \"Извините, пожалуйста, у меня срочный звонок. Не подождете немного?\"
- \"Вы что, не видите - я по телефону разговариваю. Как закончу, займусь Вами.\"
Какая из них вызовет ответную улыбку со словами \"Конечно, я понимаю\", а какая неприятное ощущение плевка?
Лапы прочь от наших петрушек!
Да не пофиг ли ему? Он хочет товар, он дает за него деньги. Все! 1000-рублевая купюра - не деньги?
Я догадался, куда это у нас все люди торопятся - и официантка из тайского ресторана на Покровке, и продавщица из аптеки, которая Яше Левину зубную пасту не продала. И те, кого он, бедняга, не знает, но с которыми без Яшиного спасительного \"не обращаю внимание на всякую херню\", общаться совершенно невозможно.
А вы, случайно, не догадались? Если догадаетесь, у вас тоже будет такое же хорошее настроение, как и у меня.
И душа у вас запоет. Хорошую такую песню, с замечательными добрыми словами:
\"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались\"...
Они именно сюда и торопятся, в комментах гадить да успеть автору залепить второй плевок в душу (первый-то был уже классически выполнен в бутике / аптеке / булочной и т.п.)
Образцово-показательно, с освещением в СМИ выгнать на мороз пять-шесть таких продавщиц - остальные тут же научатся улыбаться и быстро капустку взвешивать.
И им на смену придут двадцать пять таких, которые 9 классов закончили, за кассой ни дня не стояли, но лаять будут ещё изощрённее, и так же ничего не умеют и никому не нужны.
Склонность к хамству - результат воспитания, и от возраста никак не зависит (хотя про Москву не скажу, это вообще отдельная загадочная территория, где логика и здравый смысл давно вымерли).
Вот поучится сервису в этой забегаловке желания ни у кого нет, зато облить грязью продукцию - желающих хоть отбавляй.
можно было зайти в крутой бутик одетым в грязный ватник и с тобой обращались также, как если бы ты заехал прямо внутрь на Ферари.
А вот в \"путинскую\" эпоху почему то принцип \"вас тут не стояло\" стал работать ВЕЗДЕ от бутика до бывшего универсама.
Похоже, что наш народ соскучился по прежней жизни, а сигналы на то появились,
и первое, что стало возвращаться, это бытовое хамство.
И нет тут связи с кризисом, как не странно.
Ностальгия-с неистребимая по любимому совку даже у молодежи, которая его толком и не видела. Парадокс однако.
В Марселе на площади стоят пяток такси. Шоферы рядом беседуют. Я подхожу к ним, говорю -- мне бы такси надо, на другой конец города поехать. Они на меня посмотрели -- и дальше базлать. Я грю, ё, гайз, вот да хелл, в натуре, живой клиент с деньгами, отвезите меня, силь ву пле, я грю, да, же не парль па нихт франсе, но май мани из эз гуд эз энибади элсез? Тут еще один таксист бежит -- видимо, его очередь была клиента брать. Сели мы в такси, он спрашивает так любопытно, что, грит, американец, да? Я грю, ага, американец, блин, поехали давай...
И так везде...
Французы, в общем...
но никто не хочет этим способом пользоваться! всем гораздо удобнее считать что персонал _должен_ им улыбаться (и это совершенно справедливо - конечно он должен), а раз не улыбается - то \"ах какие все гады, обслуживают мол нехотя и с мрачной мордой, сволочи неблагодарные, я им деньги ж плачу!\" такое отношение - формально, конечно, справедливое. но бесполезное, и даже вредное. в нашей стране нет культуры обслуживания, это печальный факт. значит ее надо прививать и воспитывать. и это тот случай, когда эффективнее сначала предлагать пряник, а только в крайнем случае - кнут. кстати, культуры клиентства нашей стране тоже нет. когда продавщица улыбчива и дружелюбна - средний покупатель не ответит ей дружелюбием и улыбкой, а с самодовольной жлобоватой миной отнесется к ее поведению как к должному, не стоящему ответной благодарности. система получается самоподдерживающейся:(
Я, все время , задаюсь одним и тем же вопросом, зачем нужно летать за границу Российскими авиалиниями- Аэрофлотом. Наверное, уж , так привычно, нам русским, отвыкать от грубости и хамства , что мы видим и слышим у себя на Родине , в России, вот по этой дурной привычке и выбираем- наши Российские авиалинии Аэрофлот. А то, полетишь, к примеру, Эмиратами, а там -до боли вежливые , услужливые и вечно улыбающиеся бортпроводницы, не то , что на нашем родном Аэрофлоте.
С карточкой часто летающего пассажира , это как кодовое слово- как пить дать, посадят на кресло у аврийного выхода, с неоткидывающимся назад креслом. Я уже на себе испытала , и не один раз. Как еще можно и нужно, отбить желание летать нашим родным Аэрофлотом.Только так, чисто по-русски.
Или, к примеру, захотелось Вам купить на борту что-то из выпивки, как вы думаете, что наша родная стюаресса вам скажет.Во-первых десять раз напомнит , что это 3 евро, а то вдруг, вы за границу едете, а денег у вас- нет. А во-вторых-ждите следующий ответ, протягивая свою тысячу рублей, для покупки на борту:
--- У меня нет сдачи.( Привычная нашему...