Новый вид мошенничества - псевдобатюшки

На модерации Отложенный

Православие, за последние 20 лет вырвавшееся в топ общественного интереса, продолжает бытовать в ранге модного увлечения.

Народ массово и с энтузиазмом принимает крещение, венчается и постится, но глубокое воцерковление по силам немногим. Легкомыслие неофитов на руку жулью: в Москве вовсю процветает бизнес псевдобатюшек, которые за немалую мзду "отпевают" покойников в моргах.

Историю про отпевание в морге 52-й горбольницы рассказали читатели.
-- Служба началась за 10 минут до назначенного времени. Как только священник получил деньги, тут же начал отпевание. Оно продолжалось 12 минут, -- рассказывает москвичка Наталья Сергеевна -- Те, кто пришел вовремя, застали окончание процедуры, а чуть опоздавшие смогли проститься лишь с заколоченным гробом. Поп служил без кадила, бегло пробубнил непонятно какую молитву. Он представился отцом Александром из храма Святого Пантелеймона в подмосковном Троицке. Я заподозрила неладное, выяснила в патриархии -- такого храма вообще нет.

Действительно, в Троицке есть всего один храм -- Тихвинской иконы Божией Матери. Может, сотрудники похоронного агентства ЗАО "Горбрус", имеющего контору в этом больничном морге, знают больше? Большинство умерших в этой больнице, включая знакомую Натальи Сергеевны, "хоронит" именно это агентство. Услуги "отца Александра" здесь предлагают в прайсе через запятую с гробом, венками и т.п.
-- Мы запросили у него документы, -- ответила начальник агентской службы "Горбруса" Елена Морозова, -- он показал ксерокопию. Он не из Русской православной церкви -- из румынской. А в том храме у них представительство.
Чертовщина какая-то, прости Господи. Фальшивый поп с фальшивыми бумагами отправляет в мир иной православных по фальшивому канону. Но деньги берет самые настоящие -- 3 тысячи рублей. И случай этот вовсе не единичный.

"С первой минуты начала действа стало понятно: что-то не так. Человек в рясе и зеленой епитрахили совершенно не знал последования службы, да и по-церковнославянски читал с ошибками, простительными лишь новичку. Особенно "порадовало" "Сна Божия" в Евангелии. Если кто не знает -- это сокращение под титлом слова "Сына", и читают "Сна" вместо "Сына" и "два" вместо "дева" только люди, делающие свои первые шаги в освоении премудрости церковного чтения. Не до конца прочитанная молитва по ектенье, ни разрешительной молитвы, ни "Со святыми упокой...", ни "Вечной памяти", зато зачем-то обрызгал покойников водой, зачерпнув ее кропилом из мутной хрустальной салатницы. Сейшн закончился, и санитары за положенную мзду вынесли по очереди оба гроба" -- так в своем интернет-дневнике описал отпевание усопших в морге еще одной московской больницы пользователь Анахоретъ.

"Священник почему-то в зеленой епитрахили положил в кадило кусочек ладана и заунывно затянул: "Благословен Бог наш...". Дальше пошли какие-то молитвы, как будто из молитвослова для мирян об усопших. Ни канон, ни "Апостол", ни Евангелие, ни даже разрешительная молитва прочитаны не были. "Со святыми упокой..." и "Вечная память" не прозвучали. Вся процедура длилась минут 10.

По чьей-то просьбе священник представился: "Отец Владислав из черниговского храма" -- это уже о другом московском морге рассказывает своим друзьям по Живому Журналу пользователь А.П.
-- К сожалению, уровень церковной грамотности наших православных не настолько высок, чтобы разобраться, подлинный перед ними священник или нет, -- констатирует завотделом Службы внешних церковных связей Московского патриархата отец Михаил Прокопенко. -- Люди нередко воспринимают отпевание как обычную услугу -- наравне с заказом похоронных принадлежностей. Но отпевать усопших следует в храме. А то, что происходит сейчас с самозванцами в морге, -- это безобразие и кощунство.
Так, может, московским церковным властям следует наложить запрет на отпевание в моргах, как еще в 1997 году сделал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, как делается сейчас в Твери, Ярославле?
-- Но тогда настоящих священников, которые отпевают в моргах, повсеместно сменят самозванцы. Ведь отпевание в храме обходится дороже, -- приводят резоны в Московском патриархате.

Дороже не потому, что батюшки там больше денег берут, -- везти покойника в храм накладно. "Горбрус", например, за свой похоронный "пазик" (достойный отдельного описания) берет по 900 рублей в час.
В комиссии по церковной и социальной деятельности при епархиальном совете Москвы тоже не знают, как быть.
-- К сожалению, такие вещи случаются, -- говорит собеседница , -- и мы всегда сообщаем о них патриарху. Родственники сами замечают неладное: то обручальное кольцо у священника -- а это ему не положено, то слова молитвы перевраны. Нужно, чтобы каждая больница заключила соглашение с храмом, как это сделали 1-я городская больница и церковь Димитрия Солунского. Но приказать этого нельзя, так что пока вопрос не решен.
Можно попробовать воздействовать по светской линии. Но органы исполнительной власти за чистоту церковных ритуалов не отвечают.

Департамент потребрынка Москвы, курирующий деятельность похоронных контор, сейчас разбирается в инциденте в 52-й больнице -- в части, касающейся "Горбруса". Но доказать, что агенты, рекламирующие отца-самозванца, входят с ним в долю, нелегко, как бы это ни было очевидно любому здравомыслящему человеку. Да и не обязаны агенты вникать в православные тонкости.

А дорога к Фемиде, считайте, заказана -- после громкого екатеринбургского дела, когда суд в припадке остроумия отказался признать получателями некачественной "услуги по отпеванию" живых родственников, по сути, потребовав искового заявления от покойника. В милиции заявление о мошенничестве, конечно, примут. Но уголовное дело вряд ли откроют. Никто не запрещает любому из нас объявить себя священнослужителем какой-нибудь церкви -- все они, реальные и виртуальные, равноотделены от государства, как и кому молиться -- личное дело каждого.

В частности, такой институт, как "религиозная группа", по закону даже не обязан регистрироваться.
Понимая это, ушлые самозванцы, дабы не быть обвиненными в мошенничестве, обходят вопрос о принадлежности к РПЦ, не "приписывают" себя к настоящим храмам, а сочиняют абстракции про "черниговскую" и "румынскую" церкви.