Чем обернется для россиян антикризисная политика Центробанка?
На модерации
Отложенный
Рынок шокирован противоречивостью действий ЦБ России. В то время как мировые Центробанки снижают процентные ставки, повышая доступность кредитов, российский ЦБ ведет ровно противоположную политику. С сегодняшнего дня повышены ключевые ставки, по которым ЦБ кредитует коммерческие банки. Одновременно ЦБ де-факто пошел на мягкую девальвацию рубля: «технический коридор» колебания национальной валюты расширен «на 30 копеек в обе стороны». Аналитики не могут внятно объяснить действия банка России и указывают на растерянность регулятора.
Официально ЦБ поднимает ставку рефинансирования для борьбы с оттоком капитала и борьбы с инфляцией (последняя причина всеми аналитика была раскритикована, так как предпринятые действия ЦБ, напротив, способствуют значительному росту инфляции). Как признался сам глава ЦБ России Сергей Игнатьев на совещании правительства, уровень оттока в октябре составил рекордную сумму - $50 млрд. Буквально на днях в связи с этим на российские банки обрушился с критикой и Владимир Путин: он предупредил госбанки, которые получают помощь от государства, чтобы те прекратили масштабный вывод средств и начали кредитовать реальный сектор. Напомним также, что ЦБ в последнее время столкнутся с беспрецедентным таяньем золотовалютных резервов, которые были направлены на поддержку рубля. В условиях продолжающегося падения мировых цен на нефть давление на рубль нарастает, отток каптала продолжает набирать обороты, а резервы тают.
Помимо ставки рефинансирования, которая повышена с 11% до 12% годовых, также на 1% до 12% выросла ставка по кредитам овернайт. По сделкам «валютный своп» сроком на один день ставки повышены сразу на 3% - с 9% до 12% годовых. Изменены и минимальные процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на аукционах: по операциям прямого РЕПО на срок 1 день - с 7% до 8% годовых; на срок 7 дней - с 7,5% до 8,5% годовых. Ставка по операциям ломбардного кредитования на срок 2 недели выросла с 8% до 8,5% годовых, по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней - с 8,5% до 9,5% годовых. Одновременно повысил ЦБ и ставки по депозитам, которые банки размещают на его счетах. Однако эксперты не понимают, каким образом, повышение ставок будет способствовать борьбе с кризисом.
Ужесточение кредитной политики приведет к удорожанию денежных средств, снижению возможностей кредитования экономики, снижению уровня потребления и в итоге еще большему замедлению темпов роста экономики.
На этом фоне одновременно принимается решение о мягкой девальвации рубля. Этому предшествовало предварительное заявление Игнатьева, фактически уже обвалившего накануне рубль. «Я не исключаю повышения гибкости валютного курса рубля, может быть, в нынешних условиях с некоторой тенденцией к ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам» - заявил Игнатьев на пресс-конференции. Реакция рынка на это заявление главы банка России была бурной. По оценкам, ЦБ пришлось продать 7 миллиардов долларов, чтобы остудить энтузиазм покупателей. Российским властям надоело уговаривать банки прекратить спекулятивные атаки на рубль и направлять деньги, полученные от государства не на валютный рынок, а в систему кредитования. От уговоров ЦБ перешел к карательным действиям, о чем косвенно свидетельствует рост сразу на 3% ставки по валютным «свопам» (кредиты в рублях под залог валюты). Теперь деньги от государства станут существенно дороже.
При этом Сергей Игнатьев выступает против возврата к валютному контролю, который был ликвидирован в 2006 году. По его мнению, это был бы явный откат назад в политике валютной либерализации. «Пока речь идет о мягких мерах», - сказал Игнатьев, напомнив о выпущенной ЦБ в конце октября рекомендации банкам не увеличивать остаток иностранных активов и держать их на уровне, не превышающем средний за последние три месяца. Банки, которые будут этим требованием пренебрегать, могут лишиться возможности участвовать в беззалоговых аукционах.
Расплачиваться за набор антикризисных мер от ЦБ будет российское население, для которого кредиты еще больше подорожают, а инфляция подскачет. Обесценивание сбережений и заработных плат при невозможности получить доступные кредиты может серьезно поднять уровень социальной направленности напряженности, а одним из ближайших и самых ощутимых последствий может стать кризис неплатежей по кредитам. Пока правительство в наименьшей степени озабочено финансовым положением простых россиян.
Светлана Самойлова
Комментарии