Путин не просто так пошел навстречу Тимошенко

Газовые скандалы между Украиной и Россией стали настолько привычным делом, что последние соглашения в этой сфере стали для многих неожиданностью.

Напомним, что в конце прошлой недели на встрече в Ялте российского премьер-министра Владимира Путина и его украинской коллеги Юлии Тимошенко российская сторона окончательно отказалась от претензий к Украине за газ, который та недобрала по январскому контракту 2009 года.

Как КМ.RU неоднократно отмечал, после январской «газовой войны» с Украиной был оформлен долгосрочный контракт, предусматривающий и такой принятый во всем мире принцип, как «take or pay». Согласно ему за законтрактованный, но не выбранный газ покупающая сторона должна платить штрафные санкции. Поскольку с украинской стороны соглашения подписывала Юлия Владимировна, ныне «заклятая подруга» президента Украины Виктора Ющенко, последний эти соглашения клеймит на протяжении всего года и обзывает Тимошенко «национальной изменницей».

Поскольку из-за кризиса Украина не выбрала огромные объемы газа, то по идее она должна платить штрафы. По оценке Ющенко, их сумма должна достичь $7 млрд. Здесь он, как водится, загнул раза в два, но все равно, сумма внушительная. Тем не менее, еще в сентябре, как сообщал КМ.RU, Путин пообещал эти долги Украине простить. Потом тоже возникали непростые моменты - Украина несколько раз перед ежемесячным расчетом за потребленный газ устраивала истерику вперемешку с шантажом, Ющенко выступал со скандальными заявлениями, и так далее, и тому подобное. Но вот решение все же принято: «Газпром» отказался от применения штрафных санкций к Украине и согласился уменьшить объемы поставок газа в страну в 2010 году. А Украина обещала в срок платить за используемый газ.

По итогам переговоров были подписаны дополнения к российско-украинскому контракту по газу от 19 января 2009 года. Согласно им годовое контрактное количество газа на 2010 год установлено в объеме 33,75 млрд кубометров (вместо 52 млрд кубометров согласно январскому соглашению этого года). Подписанными документами закреплено также отсутствие штрафных санкций по объемам потребления газа «Нафтогазом Украины» в 2009 году.

Кроме того, Путин и Тимошенко подтвердили сентябрьские договоренности на предмет того, что в следующем году у Украины уже не будет 20% скидки от европейской цены на газ. Но и у России не будет никаких льгот по транзиту газа в Европу - плата за транзит увеличится примерно на 60%.

Такой итог газовых споров породил у некоторых аналитиков даже идею, что теперь точно пропадает необходимость строить дорогостоящие обходные трубопроводы, «Северный поток» и особенно. «Южный поток».

Впрочем, и с достигнутыми договоренностями все совсем не так просто, как кажется. Во-первых, хотя стороны и провозгласили отказ от штрафов за недобор газа, они не решили, какой именно «минус» Россия готова простить Украине. В 2009 году объем контрактных обязательств составлял 40 млрд кубометров - именно столько голубого топлива Москва должна была поставить, а Киев - приобрести. Очевидно, что на деле потребление газа не превысит $25 млрд. Разница в денежном выражении составит, по разным оценкам, $6-8 млрд.

Такую сумму Украине заплатить не удастся, однако вряд ли «Газпром» упустит возможность взыскать $1-2 млрд. По некоторым данным, Россия готова «простить» максимум 10 млрд кубометров. А все остальное российский газовый монополист может предложить «Нафтогазу» включить в долг, который, скорее всего, будет реструктурирован на долгий период. Впрочем, сегодня в эфире радиостанции «Эхо Москвы официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что в результате своих уступок Украине российская сторона потеряет $ 5 млрд.

Проблема стоимости российского газа для Украины, а также цены транзита тоже решена не до конца, хотя Куприянов и сообщил, что средняя цена газа для Украины составит $ 280 за тысячу кубометров.

И самое главное - пока ничего, кроме честного Юлиного слова, не гарантирует, что Украина, с учетом разворачивающегося там политического хаоса и экономического кризиса, и впредь вовремя и полностью оплачивать поставки газа. Так что хоронить идею альтернативных потоков пока явно рановато.

С другой стороны, уже не раз ставился вопрос, с чего бы вдруг Владимир Путин стал вдруг проявлять такую широту души, прощая украинские долги. Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в своих интервью КМ.RU подчеркивал нелогичность таких уступок. В конце концов, именно Путин заставил украинскую сторону подписать газовый контракт. Какой смысл тогда в долгосрочных контрактах, если меньше чем через год к ним начинают принимать разные дополнения? Нет у Украины денег - но это ее проблема, пусть рассчитывается активами, пусть государственный долг, в конце концов, оформляет. России-то никто и никогда ничего не списывал.

Правда, уже ряд украинских аналитиков поспешили заявить, что, собственно говоря, никаких уступок Путин и не делал. Мол, по всей Европе законтрактованный газ никто полностью не выбрал, и если бы Москва стала бы требовать уплаты с Украины, ей пришлось бы делать то же самое в отношении европейских потребителей.

А на это в Кремле не решатся. Сомнительно, чтобы это было так. Но показателен ход мышления у наших юго-западных «братьев». Они обожают обсуждать хозяйственные дела других, указывать на чужие наличные и мнимые проблемы. В то время когда у самих полный бардак и разруха.

Тем не менее, прозвучала и еще любопытная гипотеза на предмет того, почему Владимир Владимирович пошел навстречу своей украинской коллеге. И дело здесь не в политике - т. е. поддержке Юлии Тимошенко в ее борьбе за президентский пост. А дело в том, что, помимо газовых соглашений, в Ялте была достигнута и договоренность о закупке Украиной для своих атомных реакторов советского производства тепловыделяющих сборок, производимых в России.

Еще на восходе «оранжевой» власти на Украине тогдашние соратники, Ющенко и Тимошенко, стали готовить переоснащение реакторов украинских АЭС на тепловыделяющие сборки, производимые американской фирмой «Вестингхаус». Причем, именно Юлия Тимошенко встречалась в 2005 году с американским министром энергетики Самуэлем Бодманом, чтобы обсудить использование американского ядерного топлива на украинских АЭС. Это называлось «диверсификацией поставок, чтобы избавиться от односторонней зависимости от России в атомной сфере».

Тогда министр энергетики США заверил киевских партнеров, что Соединенные Штаты готовы оказать техническую помощь в разработке энергетической стратегии Украины. И даже санкционировал, по свидетельствам World Nuclear News, выделение Украине более $280 млн на программу повышения ядерной безопасности на АЭС.

Дальнейшее продвижение американских интересов курировал сам Ющенко. И летом 2008 года украинская компания «Энергоатом» и американская «Вестингхаус» подписали в Киеве контракт на поставку свежего ядерного топлива для советских реакторов ВВЭР-1000 на период 2011-2015 годов в объеме, необходимом для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки от трех до шести энергоблоков АЭС.

С подписание контракта так спешили, что даже не стали ждать официального разрешения Госатомрегулирования Украины на промышленную эксплуатацию американского топлива в реакторах советского производства.

Впрочем, этого разрешения нет и по сей день. Хотя американцы уже работают на Южно-Украинской АЭС в Николаеве.

Стоит обратить внимание на то, что по контракту в случае массового возникновения технических проблем с американским ядерным топливом украинская сторона вправе будет его приостановить. Дело в том, что в Чехии и Финляндии, где на АЭС стоят те же реакторы типа ВВЭР, решили тоже снизить свою «зависимость» от России и заключили соглашения с тем же «Вестингхаусом». В итоге что чехи, что финны чудом не получили у себя несколько новых Чернобылей. Похожая история произошла и с аварией на атомной электростанции в Кршко (Словения), работающей по американской технологии и использующей топливо из США - здесь из строя вышла система охлаждения на первом контуре реактора.

Такие «эксперименты» сильно напугали европейских соседей этих стран, и те предприняли меры воздействия. После чего пришлось возвращаться к российскому ядерному топливу. Его, как, кстати, и на Украину, поставляет компания «ТВЭЛ», входящая в ОАО «Атомэнергопроект». Но у «ТВЭЛ» контракт с украинским партнерами истекает к 1 января 2010 года, и его место спешила занять американская «Вестинхаус» - благо она пользовалась покровительством и Ющенко, и (тогда, в 2008 году) Тимошенко. Таким образом, Украина становилась единственной на всем европейском континенте страной, готовой пользоваться столь опасными и дорогостоящими услугами американцев. Но тот факт, что американское ядерное топливо обойдется украинским АЭС дороже от 25% до 40%, правителей Украины не смущал. Как и то, что если Россия забирает свое отработанное ядерное топливо обратно, то поставленное из США после его использования должно было бы оставаться на территории Украины. В специальных могильниках, которые уже собиралась строить за украинские деньги американская фирма Holtec International..

Злые языки говорят о банальном «откате», но, вполне возможно, были и высокие «самостийные» соображения - вот хоть так еще уязвить «москалей».

Тем не менее, уже минувшим летом Юлия Владимировна позволила себе несколько нелестных высказываний в адрес американских ядерщиков. За это она тут же подверглась нападкам со стороны Ющенко и его спецпредставителя по энергетически вопросам Богдана Соколовского. Но страна уже вступала в избирательную кампанию, и Юлия Тимошенко решила отыграть и эту карту. В итоге, хотя Ющенко и заблокировал минимум на полгода поставку российского ядерного топлива на украинские АЭС, Тимошенко договорилась с Путиным в Ялте, что украинские атомные реакторы будут получать топливо из России, а для этого в Россию будет поставляться добываемый на Украине уран.

Могут сказать, что это соглашение выгодно той же Украине. На самом деле, выгодно оно и Украине, и России. И желательно, чтобы и все прочие соглашения заключались на такой основе. А не исключительно на желании досадить «москалю», пусть себе в ущерб, но зато за «спасибо» от заокеанского дяди.