Единственный способ выйти из кризиса — перестать его отрицать

На модерации Отложенный

“Скажу откровенно: Россия в этот водоворот еще не попала и имеет возможности этого избежать” — так президент Медведев недавно прокомментировал в своем видеоблоге глобальный финансовый кризис. Экономика в России действительно в лучшем состоянии, чем в находящихся на грани банкротства Исландии или Украины. Но если финансовый дефолт нам пока (?) не грозит, то дефолт психологический фактически уже состоялся. По стране катится волна паники. Создается впечатление, что власть с ее благостными сказаниями об “острове стабильности” и все остальные россияне живут в двух совершенно разных экономических вселенных.

“Кому ты веришь — мне или своим лживым глазам?” — если называть вещи своими именами, то в последнее время наша власть донимает население именно этим вопросом. По эфирным каналам ТВ обыватель слышит, что кризис свирепствует в Америке, Исландии, Гондурасе, но только не в России. Но как только голубой экран выключается, граждане наглядно удостоверяются: не все ладно не только в Гондурасе, но и в Третьем Риме. Кого-то уволили, кому-то сократили зарплату, кто-то потерял возможность даже не взять, а выплатить кредит…

У великого российского экономического кризиса 2008 года, как и у любой другой проблемы, есть два аспекта: сущностный и пропагандистский. За последние три месяца российская власть умудрилась совершить пусть не смертельные, но все грубейшие ошибки и там, и там.

Сначала о вещах содержательных. Кое в чем нам не соврали. “Вирус” экономического кризиса на самом деле родом из Америки. Правда и другое: роль страны янки в мировой экономике настолько велика, что если государство Буша мучает гайморит, то все остальные начинают страдать как минимум от насморка.

Неизбежным было и то, что по России кризис ударит гораздо сильнее, чем по некоторым другим странам. Во время бури “взрослому” дереву всегда легче, чем молодому саженцу. А российская капиталистическая экономика все еще находится если не в детском, то в очень юном возрасте. “В нашей стране до сих пор нет так называемого консервативного капитала, — разъяснил мне суть проблемы бывший высокопоставленный российский чиновник. — На Западе полно многомиллиардных фондов, мыслящих категориями 20—25 лет. Для них пусть даже очень резкие колебания в рамках 2—3 лет не столь важны. Мы, к сожалению, находимся еще на более низкой стадии развития. 90% имеющегося в России инвестиционного капитала носит спекулятивный и краткосрочный характер”.

Ситуация, конечно, обидная, но отнюдь не трагическая. У нашего родного правительства столько запрятанных в закрома нефтедолларов, что оно могло быстро выстроить вокруг нашего “деревца” золотую защитную стену. Вместо этого российские вершители судеб предпочитали надувать щеки и терять.

“В чем первопричина нынешних российских экономических бед? — продолжает свою мысль уже упомянутый бывший чиновник. — 20—30 крупнейших российских компаний должны в ближайшие месяцы выплатить своим западным кредиторам около 100—150 миллиардов долларов. Правительство должно было на самом начальном этапе мирового кредитного кризиса рефинансировать эти долги и забрать себе залоги. Таким образом, связывающая нас с мировым кризисом пуповина была бы пережата щипцами. Но момент был упущен. Болезни позволили распространиться далеко вглубь — сейчас она провалилась уже на уровень технологических цепочек.

А в условиях кризиса правильные, но запоздалые решения уже не работают”.

Такое же инерционное мышление российская власть продемонстрировала и в сфере пропаганды. Нашим вельможам свойственно относиться к рядовым гражданам как к малым неразумным детям, за которых надо принимать решения и которых следует “оберегать” от “ненужной” информации. Иногда такой подход работает. Например, когда у россиян отобрали право избирать губернаторов, большинство из нас даже глазом не моргнуло. Но, пытаясь блокировать доступ граждан к объективной информации о хворях нашей экономики, власть допустила монументальный просчет.

Россиян в своей массе не очень волнует тема политических свобод. Но их очень даже волнует содержимое собственных кошельков. Власть этого нюанса не просекла и попыталась вновь отнестись к гражданам как к недоразвитым. Но исчезновение с голубого экрана новостей о внутрироссийском экономическом кризисе подействовало на рядовых жителей страны как красная тряпка на быка.

Граждане уверились в том, что от них скрывают что-то страшное. Новости на ТВ и заявления политиков перестали восприниматься как хотя бы минимально надежные источники информации. Мы словно вернулись в славное советское прошлое, когда газеты писали исключительно о передовых доярках, а настоящие новости передавались из уст в уста.

Лично мне пришлось в последние дни успокаивать паникующую одноклассницу, с которой я до этого не общался 16 лет! Пытаясь не допустить волны паники, наши горе-пропагандисты добились прямо противоположного эффекта.

Но это еще не самое фантасмагоричное в нынешней ситуации. Хотя множество граждан в это не поверит, но оснований ожидать “конца света” в российской экономике сейчас на самом деле нет. Да, конечно, особые экономические приятности нам в ближайшие месяцы, если не годы не грозят. Если огрублять, то здоровье нашей экономики зависит от двух вещей. Уровня цен на черное золото и быстроты выздоровления экономики американской.

Цены на нефть могут колебаться. Но до уровня цен 1998 года — 8 долларов за баррель — они не упадут в силу целого комплекса технических причин, о которых будет сказано поподробнее в одном из ближайших номеров “МК”. А вот как долго будет выздоравливать экономика у янки — сейчас не знает никто, включая Буша и Барака Обаму. А раз так, то курс рубля с той или иной степенью плавности будет неизбежно снижаться.

Однако запасы “подкожного жира” у российского правительства настолько велики, что стране их вполне хватит на энное количество лет пусть не шикарного, но достаточно комфортного существования. На протяжении жизни нынешнего поколения мы много раз — в 1990, 1991, 1992, 1993, 1998 годах — оказывались на самом краю экономической и политической пропасти. Любой из этих кризисов гораздо страшнее нынешнего. За последние годы мы просто слишком свыклись с экономическим благолепием. Поэтому нам так сложно смириться с тем неприятным, но неотвратимым законом жизни, что за любым подъемом рано или поздно следует спад.

Есть правда одно “но”. В нашей стране довели до совершенства искусство создавать себе проблемы на ровном месте.

Нашей власти стоит попробовать отвыкнуть от этой достопочтенной традиции. Ведь дело-то в принципе нехитрое.

Достаточно всего лишь перестать спать, перестать врать и начать относиться к рядовым россиянам как к взрослым людям.