Коррупцию в России будут \"лечить\" нетерпимостью

На модерации Отложенный Российские власти просто обожают жонглировать цифрами, демонстрирующими размах коррупции в стране. Делают это почти с упоением. Да и как не веселиться, если все эти разговоры об изживании коррупции выглядят столь забавными, что животик можно надорвать. 

Сегодня в Генпрокуратуре состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросам усиления борьбы с коррупцией.

Согласно обнародованным главой МВД РФ Нургалиевым данным, сообщает NEWSru.com, в некоторых регионах России в коррупционные отношения вовлечены две трети предпринимателей, "а организованные преступные группы тратят на подкупы более половины всех своих преступных доходов". 

По данным парламентской комиссии, ущерб экономике (от коррупции) достигает 40 млрд рублей в год, а по заключениям некоторых экспертов, до $20 млрд в год, попытался напугать присутствующих министр. 

Раскрытие же таких преступлений пока невысоко: до суда доходят в основном несложные дела, а случаи привлечения к ответственности высокопоставленных коррупционеров, в том числе из правоохранительных органов, и вовсе наперечет, пришли к выводу участники совещания. 

Нургалиев далее привел и любопытные социологические данные: с фактами вымогательства денег госслужащими сталкивались более 20% россиян. При этом граждане воспринимают коррупцию не как зло, а как нормальные условия жизни. 

"С принятием плана противодействия коррупции фактически ей объявлена война по всем направлениям - и на законодательном, и правоприменительном. При этом во главу угла поставлено не ужесточение наказания, а создание обстановки нетерпимости в обществе к фактам коррупции", - провозгласил Нургалиев. 

Министр предупредил, что "предстоит выполнить небывалый объем работы" и "трудно ожидать, что уже через 1-2 года она принесет ощутимые результаты". 

По его мнению, "процесс очищения" займет не один десяток лет. 

Тем временем, как информируют сегодня "Ведомости", центр антикоррупционных исследований Transparency Int опубликовал индекс восприятия коррупции. Он основан на результатах опросов экспертов и бизнесменов: их спрашивают о том, насколько высок уровень коррупции в госсекторе.

У России этот показатель - 2,1 балла, самый худший за последние восемь лет. Она заняла 147-е место из 180 стран в этом рейтинге. На том же уровне оказались Сирия, Бангладеш и Кения.

Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. Она поразила все сферы жизни и серьезно подрывает государственность, констатируют авторы исследования. Данные подтверждаются выкладками социологов, говорит директор российского отделения Transparency Int Елена Панфилова: по данным ВЦИОМ, три четверти россиян считают уровень распространения коррупции высоким и очень высоким. 32% россиян знают об усилиях властей по обузданию коррупции, но не считают их значительными.

В мае 2008 г. президент подписал указ "О мерах противодействия коррупции" и два месяца спустя утвердил план противодействия.

Но само по себе существование такого плана не поможет, считает Панфилова. По ее мнению, необходимо возвести правовой и моральный барьер между чиновниками и источниками незаконного обогащения.

Ситуация серьезная, соглашается первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, опубликование национального плана - лишь заявление о намерении, население должно видеть конкретные шаги.

В конце текущего месяца в Госдуму планируется внести пакет антикоррупционных законов, объявил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Он также отметил, что для начала этот пакет будет рассмотрен и одобрен на заседании совета, назначенном на 30 сентября. 

Один из основных документов в пакете - закон о противодействии коррупции, который определяет основы государственной политики в этой сфере, дает определение коррупции и коррупционных преступлений, сообщил Нарышкин. 

"Законодательные изменения направлены не только на усиление ответственности за совершенные преступления, но и на предотвращение коррупционных правонарушений", - подчеркнул он. 

По словам главы администрации президента, большое внимание в пакете уделяется также экспертизе нормативных актов: "Необходимо тщательно анализировать законодательные и нормативные акты на предмет их антикоррупционности, нужно это делать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях". 

По словам Нарышкина, "борьба с коррупцией становится ключевым вопросом нашей жизни": коррупция тесно связана с такими преступлениями, как легализация незаконно нажитых доходов, наркопреступность и даже терроризм, и "мы должны действовать решительно, без каких-либо проволочек". 

Как заявил, в свою очередь, генпрокурор России Юрий Чайка, в последние два года работа правоохранительных органов в антикоррупционном направлении активизировалась, но "предпринимаемые меры нельзя признать адекватными".
Необходимо кардинальным образом перестраивать работу и уходить от шаблонного восприятия этого явления, провозгласил он, не уточнив, что имеет в виду под "шаблонным восприятием".

Только запретительными мерами проблему коррупции кардинально не решить, продолжил свою мысль Нарышкин. Приоритетным методом борьбы он считает конфискацию незаконно нажитого имущества: "Оперативно-розыскные службы должны быть ориентированы на поиск имущества, добытого в результате коррупционных действий. Неотвратимость конфискации должна стать сдерживающим фактором для тех, кто использует служебное положение для незаконного личного обогащения".

По его мнению, важно также стимулировать добросовестное исполнение обязанностей госслужащими, в том числе сотрудниками судебной и правоохранительной систем. 

Нарышкин предложил рассмотреть вопрос о комплексной реформе системы оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, повысив надбавки на особые условия службы, "в первую очередь тем, кто находится на переднем краю борьбы с преступностью, на кого непосредственно возложена оперативная и следственная работа". 

Генпрокурор РФ Юрий Чайка, со своей стороны, предложил ввести специальный мониторинг за информационными и телекоммуникационными сетями: 

"Необходимо предусмотреть в законе возможность проведения с санкции суда мониторинга информационных и телекоммуникационных сетей и систем, что позволит фиксировать, накапливать, исследовать и идентифицировать информацию, которая передается по этим каналам".

При этом в обязательном порядке должны быть "соблюдены в полном объеме конституционные права граждан", полагает Чайка. 

По его мнению, перечень оперативно-розыскных мероприятий не соответствует современным требованиям из-за несовершенства действующего законодательства. В частности, из-за этого правоохранительные органы в борьбе с коррупцией зачастую ориентируются на количественные показатели. 

В качестве антикоррупционных мер Генеральная прокуратура РФ намерена проверить использование госсобственности. Проверка будет производиться в первом полугодии будущего года, причем она будет производиться как в России, так и за рубежом, предупредил генпрокурор РФ Юрий Чайка: "Мы должны, наконец, разобраться с собственностью России, как на территории России, так и за рубежом. Нам необходимо разобраться, кто и как ее использует".

"Мы используем все возможности для отыскания за рубежом имущества, нажитого незаконным путем, даже если оно записано на других лиц", - подчеркнул генпрокурор. Он также обещал возвратить незаконно похищенное и незаконно приватизированное имущество законным владельцам. 

По его словам, для работы по поиску незаконно нажитого имущества будут подключены возможности различных служб, в том числе Службы внешней разведки.