Имеются заявления о казнях и пытках в Южной Осетии

На модерации Отложенный

Россия должна немедленно провести расследование заявлений о внесудебных казнях, пытках и другом недозволенном обращении с грузинскими военными и гражданскими лицами, которые удерживались осетинскими силами во время недавнего конфликта в Грузии, заявила Хьюман Райтс Вотч. Грузия также должна расследовать заявления о недозволенном обращении с захваченными осетинами во время задержания и перевозки в Тбилиси и улучшить условия содержания в местах лишения свободы."Пытки и недозволенное обращение с захваченными грузинами - это возмутительная вещь, которой не может быть оправдания даже в условиях вооруженного конфликта, - говорит Рейчел Денбер, зам. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Россия в это время контролировала территорию Южной Осетии и обязана привлечь виновных к ответственности".  
 
По результатам интервью с вернувшимися из Южной Осетии грузинскими военными Хьюман Райтс Вотч был документирован по меньшей мере один случай внесудебной казни и применение пыток по меньшей мере к четырем грузинским военнослужащим осетинскими ополченцами и другими осетинскими силами.  
 
Хьюман Райтс Вотч также установлено, что российские и осетинские силы незаконно задержали в Южной Осетии и Горийском районе по меньшей мере 160 гражданских лиц, в основном стариков, в том числе примерно 40 женщин. По меньшей мере один человек был казнен осетинской стороной. Большинство гражданских лиц в течение примерно двух недель держали в подвале МВД Южной Осетии в Цхинвали в условиях, которые можно квалифицировать как унижающее достоинство обращение. Некоторых избивали и заставляли убирать с улиц Цхинвали разлагавшиеся трупы грузинских солдат и расчищать развалины. По меньшей мере четверо грузинских гражданских лиц до передачи югоосетинскому МВД удерживались российскими военными в земляной яме и подвергались избиениям. Судя по всему, это происходило на месте временной дислокации одного из подразделений. У югоосетинских сил не было законного права содержать под стражей ни военнослужащих, ни гражданских лиц.  
 
Осетины задерживались грузинской стороной во время активных боевых действий на территории Южной Осетии. Министерство обороны Грузии утверждает, что задерживались только ополченцы или лица, представлявшие угрозу безопасности. Хьюман Райтс Вотч опросила двоих бывших задержанных: сотрудника автоинспекции и мужчину, утверждавшего, что он не принимал никакого участия в боях. Оба заявили, что подвергались недозволенному обращению, пока их везли из Южной Осетии в Тбилиси, и что в тюрьме их плохо кормили.  
 
"Грузия обязана расследовать заявления о том, что задержанных осетин избивали по дороге, - говорит Р.Денбер. - Что касается условий в грузинских тюрьмах, то это давняя проблема, для решения которой власти не предпринимают достаточных усилий".  
 
Из 13 грузинских военнослужащих, в отношении которых известно, что они удерживались осетинскими и российскими силами, сотрудники Хьюман Райтс Вотч подробно опросили четверых. Нами были также опрошены больше 20 грузинских гражданских лиц из числа задержанных осетинскими и российскими силами, а также двое осетин и двое российских солдат, которые были захвачены грузинской стороной.  
 
Захваченные грузинские военнослужащие  
Опрошенные нами грузинские военнослужащие были захвачены осетинскими ополченцами 8 августа во время боев в Цхинвали. Несколько дней их держали в разных местах, включая жилые дома и школы, после чего передали югоосетинским силам, которые удерживали их в течение еще шести дней. Российским силам было известно об этом.  
 
Четверо опрошенных нами грузинских военнослужащих вместе с еще девятью военными и двумя лицами, как утверждает грузинская сторона - гражданскими, 21 августа были обменены на пятерых российских пленных. Поскольку грузинские военнослужащие удерживались в Цхинвали, который с 9 августа находился под контролем российских войск, их следует считать находившимися в руках России. Соответственно, Россия должна была признать их военнопленными и обращаться с ними в соответствии с нормами Третьей женевской конвенции, включающими запрет пыток при любых обстоятельствах и требование о гуманном обращении и непричинении вреда здоровью.  
 
Грузинские военнослужащие утверждают, что в течение всего времени, пока они удерживались осетинскими ополченцами и югоосетинскими силами, они подвергались жестоким пыткам и недозволенному обращению. Их часто избивали кулаками, ногами, прикладами, а также подручными предметами, такими как молотки и металлические прутья. Им также причиняли ожоги зажигалкой, морили голодом и угрожали расстрелом. Они содержались в унизительных условиях, после первых дней воду давали в ограниченных количествах, еды иногда не давали вообще. В результате они получили черепно-мозговые травмы, переломы, ожоги и ссадины, у них наблюдалось сильное обезвоживание и потеря веса. После нескольких дней пребывания в руках осетинских сил одного грузинского военнослужащего, который был ранен во время боев в Цхинвали, забрали российские военные, и ему была оказана помощь в госпиталях на территории Южной Осетии и России.  
 
Грузинские военнослужащие также утверждают, что один из них был казнен. Вскоре после того как их поместили в одной из школ, одного человека из их группы отвели в небольшое помещение и застрелили в затылок из автомата. Остальных заставили вытащить тело на улицу и похоронить.

Казненный, как представляется, был выбран потому, что был механиком-водителем танка. По словам наших собеседников, от них отделили еще одного человека - грузинского военнослужащего осетинского происхождения. Больше они его не видели. По словам одного, ему сказали, что этого человека расстреляли "как предателя".  
 
Об отдельной внесудебной казни осетинскими силами вооруженного грузинского мужчины см.: Россия/Грузия: большие гражданские потери из-за ударов по населенным районам.  
 
Захваченные грузинские гражданские лица  
По мере продвижения российских сил на территорию Южной Осетии 8 - 9 августа югоосетинские силы вслед за ними занимали грузинские села. Российскими и осетинскими силами были задержаны многие из оставшихся там жителей, в большинстве - старики, оставшиеся, чтобы присмотреть за хозяйством: молодежь ушла в самом начале боев. В последующие дни в Горийском районе осетинские силы также задерживали людей, пытавшихся искать спасения от мародеров и поджигателей. Грабежи и поджоги в грузинских селах документированы Хьюман Райтс Вотч: В Южной Осетии грабят и жгут грузинские села; Россия/Грузия: в Горийском районе ополченцы нападают на гражданское население. При этом нет никаких оснований говорить о том, что все эти люди представляли угрозу, которая могла бы оправдать их задержание.  
 
Во время задержания примерно 10 мужчин, которых забирали из машин при попытках выехать из сел Горийского района, один человек был казнен осетинскими силами. Задержанных клали лицом вниз в грузовом отсеке микроавтобуса, пинали и били прикладами, не позволяя поднять голову. По словам одного из них, лежавший рядом с ним молодой человек примерно 25-летнего возраста несколько раз поднял голову, и в конце концов осетины прикончили его тремя выстрелами. Тело выбросили на дорогу, пригрозив остальным: "Всех вас рано или поздно кончим". Впоследствии задержанные из этой группы были доставлены в здание югоосетинского МВД в Цхинвали.  
 
В подвале этого здания содержались по меньшей мере 160 грузинских гражданских лиц, в том число много стариков и примерно 40 женщин. По их словам, условия были ужасными: в темном душном подвале было оборудовано пять камер изолятора временного содержания. Они быстро оказались переполненными, и людям приходилось спать в коридоре или в маленьком внутреннем дворе для прогулок, который соединялся с подвалом. Коек не хватало, большинство задержанных спали на корточках или прямо на полу.  
 
На всех был только один туалет, в котором большую часть времени отсутствовала вода. Задержанные говорят, что воду давали грязную, кормили скудно. В первые дни охрана бросала в камеры по 4 - 5 буханок хлеба со словами: "Жрите, свиньи!". По их словам, после появления в середине августа представителей Международного комитета Красного Креста кормить стали несколько больше и лучше: стали давать гречневую кашу, больше хлеба, чай. Большинство существенно потеряли в весе. Ситуация со снабжением в Цхинвали в этот период была крайне сложной: в городе не было электричества, почти не было продуктов и воды.  
 
Несколько мужчин говорят, что их избивали при задержании, в пути и по прибытии в МВД. Некоторых также выводили на работы, в том числе заставляли убирать с улиц трупы и хоронить их, а также расчищать улицы от мусора, которым они были завалены после боев. Никакой компенсации за труд они не получали. Международное гуманитарное право допускает принудительное привлечение гражданских лиц к работам, если это необходимо, к примеру, для обеспечения функционирования коммунальных систем или гуманитарных нужд, но за это им полагается адекватная компенсация. Категорически запрещаются неоплачиваемый или принудительный труд с элементами издевательства, либо использование на работах, равнозначных участию в военных действиях.  
 
21 августа была освобождена группа из 61 человека (в основном старики и женщины), их официально обменяли на 8 человек, которых грузинские военные называют осетинскими боевиками. Остальных освобождали в последующие дни, в том числе 27 августа - группу из 81 человека. По информации грузинского министерства обороны, последних обменяли на четырех человек, задержанных во время боев и считавшихся ополченцами, а также на девятерых осетин, ранее осужденных за уголовные преступления и отбывавших наказание в грузинских тюрьмах.  
 
Захваченные осетины и российские военнослужащие  
Хьюман Райтс Вотч были опрошены двое осетин, захваченных грузинскими военными 9 августа в югоосетинском селе Хетагурово. Оба заявили, что при задержании были избиты грузинскими солдатами. Одному, по его словам, выбили челюсть. Другой говорит, что грузинские солдаты били его кулаками и ногами по дороге до Тбилиси. Оба жаловались на недостаточное и некачественное питание во время содержания на военной базе в Вазиани. На недозволенное обращение в этот период не жаловался ни один, ни другой. Ранее Хьюман Райтс Вотч уже документировала неудовлетворительные условия в грузинских тюрьмах и изоляторах и призывала правительство обеспечить их соответствие международным стандартам.  
 
Хьюман Райтс Вотч также были взяты интервью у двух российских военнопленных, которые находились на лечении в одной из тбилисских больниц. На какое-либо недозволенное обращение со стороны грузинских военных они не жаловались.