Великая держава не имеет права вести себя как пьяный истопник?

На модерации Отложенный

Завершился саммит, на котором Евросоюз решил, что кардинально ничего решать в отношении России он не будет. Все оценки идут лишь в моральной плоскости, где наша страна, к сожалению, подверглась всеобщей обструкции.

Старая и Новая Европа сошлись в единодушном осуждении действий Москвы в Грузии. Пусть обвинить нас в "непропорциональном применении силы" так и не удалось, но Запад фактически поддержал агрессию Тбилиси против осетин и отказался признать Осетию пострадавшей стороной. Наконец, страны Евросоюза обратились с призывом отказать Осетии и Абхазии в признании независимости.

Таковы итоги чрезвычайного саммита. С одной стороны, негусто. С другой, вызывающе и нагло. Западные СМИ в унисон вопиют о том, что "Европа прогнулась перед Россией". Российские - что Европа потеряла всякий стыд и оправдывает убийцу и агрессора. Они призывают своих лидеров занять более жесткую позицию. Мы адресуем своим точно такой же призыв.

К нам приехал дорогой Николя Саркози. Понятно, что он привез очередной ворох увещеваний. "Заберите назад свое признание Осетии и Абхазии, и все будет хорошо", - так и читается на морщинистом лбу французского президента. Очевидно, что это приглашение снова и быстро залезть под шконку и не отсвечивать.

Однако никто не сомневается ни в Брюсселе, ни в Париже, ни в Вашингтоне, что Россия на такие уступки не пойдет.

В России же визит Саркози многие встречают с недоумением и возмущением. Мол, а чего с ними вообще разговаривать? С этими лицемерными европейцами, которые в упор не видят, что происходит на Кавказе?

Очередной конфликт. Цивилизационный. Сталкиваются две интеллектуальных традиции - глубоко укоренившаяся русофобская линия чопорных англосаксов и тщедушных, но зловредных франков с лелеемой вот уже 17 лет русской традиция обиженной и оскорбленной в лучших чувствах девицы.

Европейская элита удивлена: как же так - у нас есть негр-истопник, который еще недавно сидел в кочегарке грязный и неотесанный, а тут он вылезает и требует прав и свобод наравне с белыми хозяевами. Российская, в свою очередь, возмущена: мало того, что мы сидели в кочегарке грязные и неотесанные, мало того, что мы даем тепло общему европейскому дому, так о нас еще и ноги вытирают!

Результатом столкновения может стать отказ от всяческого диалога, к чему, между прочим, уже призывают с обеих сторон. Считаю, что это будет крайне опасный поворот событий.

Имеем ли мы право быть оскорбленными решением Евросоюза? Да, безусловно. Брюссель совершенно не собирается принимать во внимание российские национальные интересы. ЕС наплевал с высокой колокольни на жизни граждан России. Более того, абсолютно неадекватное решение саммита возложить ответственность за конфликт в Осетии на Россию и обеление Грузии ставит под сомнение наличие здравого смысла у европейских лидеров. Но значит ли это, что нужно залезть в бутылку, сидеть в этой бутылке и оттуда грозить всем, кто нас не любит и не понимает, утирая сопли и роняя пьяные слезы? Безусловно, нет. Подобная позиция неконструктивна, во-первых, и не политична, во-вторых.

Великая держава не имеет права вести себя как пьяный истопник. А мы, если кто еще не понял - именно что великая держава. Нам может сколько угодно не нравиться и быть противной аморальная политика Запада. Мы можем сколько угодно быть убежденными в собственной правоте. Но закрывать сознание от мессиджей, которые нам посылает даже откровенно циничный и лишившийся каких бы то ни было нравственных оснований на менторство Запад, все же было бы, по меньшей мере, ошибочно.

Да, Запад отвратительно пахнет после всей этой истории. Да, подавать руку чиновникам стран Евросоюза противно. Но профессия дипломата сродни профессии золотаря. Воняет, грязно, но лезть нужно. Державе нужен твой подвиг!

Наконец, за смрадом, который издает Евросоюз, можно не разглядеть рационального зерна. Так, мне кажется, что Брюссель имел право поставить перед Россией ряд вопросов и получить на них внятные ответы. Ведь вопросы порождены естественным страхом элит, в первую очередь, тех стран, которые когда-то входили в СССР и ОВД.

Главный вопрос звучит так: каковы могут быть границы вмешательства Москвы? Ответ на него дан руководством России, но пока что не осознан Западом.

Президент Дмитрий Медведев очертил границы возможного вмешательства в виде требований. Россия будет жестко реагировать на ущемление прав наших сограждан, особенно основополагающего права на жизнь. Также будут защищаться наши экономические интересы. Наконец, страны, с которыми граничит Россия, и ряд других государств входят в зону приоритетных интересов, потому отношения с ними будут строиться на особых условиях.

Безусловно, эти тезисы нуждаются в разъяснениях. Так, например, европейцы, задавая свои вопрос о границах, имеют в виду прямо следующее: не собирается ли Россия развязать войну с Украиной за Крым? Наличие сомнений подобного рода тем более простительно, что в России представители элиты высокого уровня часто выступают с двусмысленными заявлениями в отношении украинского суверенитета. Политики и эксперты в Москве часто говорят о новом СССР, о "Русском союзе", о претензиях на Крым. Все это не может не настораживать наших заклятых друзей.

В этой связи, как мне кажется, пример с осетинским конфликтом крайне показательный и, несмотря на всю остроту и злободневность, вполне способен успокоить возбужденных чиновников в Брюсселе. Ведь, российская армия выбила грузинских бандитов из Цхинвали, но не стала входить в Тбилиси. Москва выступает в почетной роли освободителя, а не в позорном амплуа оккупанта. В итоге за Москвой право и правда.

Точно также следует дать ответ на вопросы о границах вмешательства. В частности, однозначно заявить, что Россия не собирается устраивать провокации с целью заполучить Крым. Украина наш самый важный сосед, и Москва жизненно заинтересована в спокойном и стабильном развитии украинского государства. В силу близости русского и украинского народов, в силу важности экономических отношений между нашими государствами и в силу геополитического положения, Кремль видит Украину как независимое и суверенное государство, проводящее дружественную политику по отношению к России.

В последней формулировке заключается ключевое условие. Несамостоятельная Украина, являющаяся клиентелой, обслугой Вашингтона, представляет собой прямую угрозу нашей стране. Положение русских на Украине должно гарантироваться, а их права обеспечиваться. Недружественная Украина не отвечает геостратегическим интересам Москвы.

То есть, Украина должна быть гарантом своего суверенитета не в меньшей степени, чем Россия. Наша родина не может уберечь Украину от совершения фатальных ошибок, хотя и постарается сделать все, что в ее силах, для этого. Россия не сможет гарантировать суверенитет Украины, если Киев сам от него откажется и передаст в руки каких-то третьих сил, стран, блоков...

Москва 17 лет гарантировала и обеспечивала суверенитет и территориальную целостность Грузии, несмотря на две попытки грузин устроить геноцид в 1992 и 1993 годах в Осетии и Абхазии. Москва увещевала Тбилиси, предлагая предпринимать, в первую очередь, экономические меры для сближения с абхазским и осетинскими народами. Грузия однако решила пойти по иному пути - накопления военной мощи и создания агрессивной армии с параллельным переходом на откровенно антироссийские позиции. В результате неумных и неумелых действий грузинский режим загнал себя в ловушку, выход из которой усмотрел в маленькой победоносной войне и очередном геноциде.

Итог закономерный - сначала Грузия сама отказалась от собственного суверенитета, передав его в собственность Вашингтону, а затем сама отказалась и от территориальной целостности, совершив бесчеловечный акт агрессии против народа, который длительное время добивался независимости и имел на это все права - как с исторической, так и с юридической точек зрения. Теперь Грузия, Абхазия и Осетия будут жить отдельно. Это свершившийся факт мировой политики. И вина за подобное развитие событий лежит исключительно на грузинском руководстве, которое потеряло свою страну.

Это все следует терпеливо объяснять Евросоюзу. Кропотливо разъяснять, что Россия не готовит агрессию против Украины, так же как и не собирается, например, захватывать республики Прибалтики и аннексировать Польшу. Надо вести диалог, пусть и зажимая при этом нос. В конце концов, весь мир - это одна большая подводная лодка, с которой нам никуда не деться.

Павел Данилин