Как принималось решение об операции «Принуждение к миру»?
На модерации
Отложенный
"Осетия: Бои кавказского значения. «Миссия» против «порядка»На взгляд корреспондента Newsweek все было не так помпезно, как на кадрах Первого канала. Танки глохли, БТР ломались - подводившую военных технику спешно откатывали на обочину у въезда в Рокский туннель между Северной и Южной Осетией. Неподалеку стояли десятки снятых с маршрута «Газелей», в них грузились молодые люди. Некоторые в камуфляже, все в кроссовках и безоружные - автоматы добровольцам обещали выдать «на той стороне». За тоннелем войско преображалось - маршрутки не пропустили, и на камеру шла стройная колонна российских танков. За спиной оператора был Цхинвали, а еще дальше - Тбилиси.
За 3,5 часа до выступления российских войск, в 07.30 утра 08.08.2008, секретарь Совбеза Николай Патрушев собрал в Кремле всех членов Совета, кто не был в отпуске. В 9.30 приехал Дмитрий Медведев, и было решено позвонить президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты, рассказывает осведомленный собеседник Newsweek. Кокойты сказал, что все плохо и к вечеру он сдаст Цхинвали.
Как говорит источник, никаких других вариантов, кроме введения войск, Совбез не обсуждал, а военные «вообще были в шоке от грузинского коварства, от того, как точно они рассчитали окно для нападения». Владимир Путин - в Пекине, Дмитрий Медведев и командующий Северо-Кавказским военным округом Сергей Макаров - в отпусках, 58-я армия Северо-Кавказского военного округа после учений у границы с Грузией вернулась на исходные позиции. К тому же накануне вечером позвонил командир миротворцев Марат Кулахметов и сказал, что после того, как грузины объявили о прекращении огня, «ситуация под контролем». До этого президент Михаил Саакашвили выступил с программной речью: изложил осетинам программу совместного проживания, обещал амнистию и закончил по-ленноновски: «Давайте все вместе дадим шанс миру». А уже через пару часов Грузия объявила о «наведении конституционного порядка» и начала полномасштабное наступление.
Неудивительно, что план запоздалой «миротворческой миссии» (именно так на заседании назвал ее Медведев) обсуждался на повышенных тонах. Медведев, например, сильно удивился, что на развертывание военным нужно целых 4 часа. На вопрос, почему в зоне конфликта нет частей постоянной готовности, президенту объяснили - части есть, но на комплектацию колонн все же нужно время. Выступить не позднее 11.30, как говорят, распорядился Медведев. Ровно в 11.00 колонны выдвинулись в направлении Цхинвали. Город уже догорал.
ОБМЕН МИРНЫМИ ЖИЗНЯМИ «Из 120 ополченцев, принявших на себя первый удар по Цхинвалу, в живых осталось четверо», - пересказывала Newsweek тем утром слова своего брата из Южной Осетии 30-летняя Лана, живущая во Владикавказе. Мирное население, около 30 000 человек, пряталось в подвалах, а дома над ними сносили шквалы «Града». Затем артподготовка закончилась, на город пошли танки и пехота. Окрестные села уже перешли по контроль грузинских формирований, и наступающие были под хорошим прикрытием. Генерал Кулахметов снова вышел на связь, чтобы сообщить о жертвах среди российских миротворцев - когда сдавался номер, их было более десяти человек.
В Тбилиси тем временем была объявлена мобилизация - под ружье призвали тех, кто прошел военную подготовку по натовским стандартам. «Мы полностью освободили Знаурский, Цинагарский районы, и бои уже идут в центре Цхинвали», - заявил Саакашвили. Грузинская логика напомнила израильскую во время последней войны с Ливаном: вы стреляли по нашим мирным жителям (речь идет об обстрелах осетинами сел Тамарашени и Приси), мы подавим вас, и жертвы с вашей стороны будут на вашей же совести.
Впрочем, Россия руководствовалась похожей логикой. Еще до того, как танковые колонны дошли до Цхинвали, авиация нанесла мощные удары по грузинским укреплениям. Фотограф агентства AFP сообщил Newsweek, что видел десятки трупов грузинских военнослужащих в окопах неподалеку от города Гори. После Гори и Карели самолеты зашли на военные цели. Сначала грузинские представители сообщили об ударах по своим позициям в зоне конфликта. Потом бомбовые удары были сделаны по территории в центре Грузии. Во-первых, по самой современной базе в Вазиани, где в это время находились и американские инструкторы. Бомба упала на столовую, в которой в послеобеденное время никого не было. Эта база находится всего в 25 км от Тбилиси, так что получилось почти так, как в свое время предлагал Владимир Жириновский («Лучше вместе е…м по Тбилиси!»).
Саакашвили из своего кабинета уже давал интервью CNN. «Я своими собственными глазами видел сегодня, как два российских реактивных самолета прошли на очень низкой высоте над заполненном людьми рынком в маленьком городке в центре Грузии, который не имеет никакого отношения к конфликту и находится далеко от зоны конфликта, и специально сбросили 500-килограммовые бомбы на гражданское население», - рассказывал он. Еще он говорил о 150 российских танках, идущих к Цхинвали, на что глава МИДа Сергей Лавров посоветовал считать свои танки, а не чужие. «Я оказался неподалеку и видел все собственными глазами», - повторял Саакашвили в интервью американской телекомпании и призывал США немедленно вступить в боевые действия на стороне Грузии.
НА СВОЙ СТРАХЗаседание Совбеза в Кремле длилось всю пятницу. Несколько раз созванивались с Владимиром Путиным - по информации Newsweek, он обещал Медведеву жестко поговорить с Джорджем Бушем, который также находился в Пекине на открытии Олимпиады. После этого разговора пресс-служба премьера сообщила: «Путин удовлетворен ответом Буша, что никто войны не хочет». Опрошенные Newsweek западные эксперты сходятся в одном: Саакашвили действительно не получал добро на реконкисту Южной Осетии военными средствами. Скорее он принял за одобрение постоянные дипломатические похвалы и заверения в союзнических чувствах. И решил поставить США и Европу перед выбором.
«Думаю, что Саакашвили действовал сам и без одобрения Вашингтона. В 2004 году Колин Пауэлл ему сделал очень резкий выговор, смысл которого сводился к тому, что Вашингтону не нужна война в Южной Осетии», - говорит Том де Ваал, редактор кавказских программ Института войны и мира, один из ведущих западных экспертов по Кавказу.
В лагере Саакашвили также говорят, что полномасштабная военная операция в ночь с 7 на 8 августа была для них сюрпризом. «Для меня тут есть фактор неожиданности, - говорит Петр Мамрадзе, депутат от правящей партии Грузии “Национальное движение”, который участвовал в переговорах по Южной Осетии и Абхазии. - Конкретно день я не знал. Но то, как умывали руки российские миротворцы, говорило о том, что скоро начнется».
По словам источника, близкого к грузинскому правительству, стратегическое решение возвращать Осетию силой Саакашвили принял примерно год назад, после того, как стало ясно, что Кокойты не пойдет на переговоры о статусе Южной Осетии и смене формата миротворческой операции. «Саакашвили все последнее время жаловался американцам и европейцам, что не сможет смириться с тем, что не контролирует всю территорию. Что это мешает интеграции Грузии в Евроатлантические структуры. Умолял - сделайте что-нибудь. Надавите на Россию. Раздражался в частных разговорах: мол, Запад не хочет помочь», - рассказывает собеседник Newsweek.
Он говорит, что у грузинского президента была программа-максимум и программа-минимум. Первая - за несколько дней занять всю или почти всю Южную Осетию и перекрыть Рокский туннель. После этого можно было объявлять о возобновлении мирных переговоров, но уже с отвоеванной Осетией. Эту программу удалось бы реализовать, не решись Россия на быстрое вмешательство.
«Если овладеть Осетией не удастся, включается программа-минимум, - рассказывает источник. - Грузинское руководство заявляет, что российские миротворцы не смогли остановить конфликт, и пролилась кровь. Мол, мы готовы прекратить огонь, но нам нужны эффективные миротворческие силы. Пусть Запад их пришлет и заставит Россию их принять». Для этого принципиально было представить дело не просто как законную операцию Грузии по восстановлению своего суверенитета, но как самовозгорание конфликта, возникшее из перестрелок, в которых к тому же виновата Южная Осетия.
ЗАЩИТА РАЗНЫХ ИДЕАЛОВ В четверг и пятницу представители грузинской власти давали комментарии в соответствии именно с этой линией. «Саакашвили принял сложное, но гуманное решение. В четверг в 7 вечера на три часа прекратил огонь и предложил возобновить мирные переговоры. И неукоснительно соблюдал. И в ответ получил шквальный огонь по грузинским селам. Все иностранные наблюдатели здесь подтверждают, что где-то с десяти вечера начался массированный обстрел грузинских сел. Кокойты в последнее время не раз заявлял, что очистит Осетию от грузин», - говорил депутат Мамрадзе.
Во второй половине дня пятницы замминистра иностранных дел Григол Вашадзе пригласил в МИД Грузии иностранных послов. Пришли все, кроме российского Вячеслава Коваленко. Акцент в беседе делался на то, что это не война между Грузией и Осетией, а война с Россией. Вернее даже, нападение России. Очень раскручивался тот факт, что министр обороны и премьер Южной Осетии - русские, никогда раньше не жившие в Осетии. Источники Newsweek передают, что на встрече грузинская пиар-версия событий звучала так: тоталитарная Россия Путина и Медведева делает с маленькой демократической Грузией то, что Сталин с Финляндией. И то, что Брежнев с Афганистаном.
Примерно в том же духе Саакашвили комментировал события западным телеканалам. «Это момент истины для всех - для президента Буша, для США, для остального западного мира и для всех нас, если мы хотим встать на защиту наших собственных идеалов и сражаться за свободу», - заявил он. У российского руководства также была своя пропагандистская стратегия, и она отчасти удалась благодаря тому, что в Пекине к началу Олимпийских игр собрались многие мировые лидеры. После того как Путин поговорил с Бушем, во всех американских заявлениях пятницы не звучало резкого осуждения России. Вечером Кондолиза Райс призвала Россию вывести свои войска из Грузии. Госдеп мог выступить куда жестче.
Тем не менее у программы-минимум Саакашвили есть реальные шансы. В ночь с четверга на пятницу (по Москве) Совбез ООН уже собирался по требованию России. Российский проект - даже не резолюции, всего лишь заявления - был провален. Против голосовали США и европейские члены Совбеза, по их словам - из-за одной фразы. Россия требовала записать в документ формулировку об отказе сторон конфликта от применения силы. Однако эта фраза была неприемлема для Тбилиси, так как она означала, что Грузия отказывается использовать силу для возвращения сепаратистских регионов. Этого Грузия делать не хотела. Дэвид Филипс, старший эксперт американского Атлантического совета, рассказал, что западные страны, провалив российский проект, ведут работу в ООН именно в направлении грузинской «программы-минимум».
В пятницу вечером Совбез собирался уже по просьбе Грузии. По информации Филипса, в проекте резолюции, который на этот раз готовят западные страны, ООН должна была призвать к прекращению огня и выводу иностранных войск с территории Грузии. «Российские войска в Южной Осетии и Абхазии - это не миротворческие силы, это оккупанты, - объясняет Филипс. - И они должны быть заменены настоящим миротворческим контингентом». Он объясняет логику, которую избрали западные члены Совбеза для нового заседания: мандат российским миротворцам выдало СНГ, а не ООН, которая никогда его официально не подтверждала. Поэтому в зону конфликта должны войти, кроме российских, миротворцы из других стран СНГ - прежде всего из Украины, и при этом уже под эгидой ООН.
Украина возникла не случайно. Западные страны не очень хотят посылать своих солдат в еще одну горячую точку, зато Киев не раз заявлял, что готов поучаствовать в расширенных миротворческих операциях на Кавказе. При этом вооруженные силы Украины, с точки зрения Запада, для этого достаточно сильны, а правящие украинские политики достаточно благонадежны. «После произошедших тяжелых боев России будет труднее, чем обычно, возражать против расширения круга миротворцев. Ведь она, что ни говори, стала воюющей стороной», - уверен Филипс.
В ЗОНЕ ПОРАЖЕНИЯ Воюющие стороны прекратили все контакты в пятницу. На заседании Совбеза в Кремле было решено не звонить Саакашвили, а днем Минтранс заявил, что не так давно возобновившееся авиасообщение с Грузией снова прекращается. А в Тбилиси вообще отменили все рейсы куда бы то ни было. На территории Грузии было также прекращено вещание российских каналов, которые, по мнению грузинской стороны, намеренно давали дезинформацию.
Когда номер сдавался в печать, бои еще продолжались. «Грузинские войска, вошедшие в Южную Осетию, находятся в зоне поражения огневых средств подразделений 58-й армии» - так сформулировал помощник командующего сухопутными войсками Владимира Болдырева Игорь Конашенков. Официальные лица в Цхинвали оценивали число жертв более чем в 1000 человек. «Город практически разрушен, дымятся руины», - докладывал генерал Кулахметов. По сведениям Newsweek, Собвез в Кремле решил отправить в сторону Цхинвали еще несколько колонн. А Саакашвили призвал мир признать акт агрессии против Грузии. «Если этого не сделает международное сообщество, то российские танки окажутся в европейских столицах», - как всегда образно выражался грузинский президент. Осведомленный собеседник Newsweek предположил, что к понедельнику страсти поутихнут и будет восстановлен статус-кво. (Утром в пятницу тот же источник на вопрос Newsweekо том, что должно произойти в ближайшие часы, туманно ответил - «мирный комбайн вышел в поле».) В два часа ночи на субботу, перед тем как номер ушел в печать, корреспондент Newsweek передавал из Цхинвали: «Грузин из центра города выбили сами южноосетинские ополченцы, еще до того как дошла помощь из России. Сейчас на окраинах идут бои, вовсю работают снайперы».
Материал подготовлен при участии Елены Черненко
ОСЕТИНСКИЕ ХРОНИКИ7 августа 23.30
Грузинские военные начали массированный обстрел Цхинвали и соседних сел из крупнокалиберных минометов, гаубиц и установок «Град». Согласно заявлению правительства Грузии, эта операция – ответ Тбилиси на обстрелы грузинских сел Тамарашени и Приси из Южной Осетии, которые продолжались вечером 7 августа несмотря на решение Михаила Саакашвили в одностороннем порядке прекратить огонь.
8 августа 00.42
Командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили заявил, что войска «наводят конституционный порядок»
02.00
Грузия официально уведомила штаб миротворцев о начале военных действий в Южной Осетии
02.40
Грузинские войска заняли села Дидмуха, Мугути и Дмениси, полностью вытеснив из них южно-осетинские формирования
03.40
Грузинская сторона начала танковое наступление на Цхинвали. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и силовые министры выехали в селение Джава
05.31
Грузия объявила, что полностью взяла под контроль Знаурский район. Цхинвальский район окружен
07.23
5 грузинских штурмовиков Су-25 нанесли удары по селению Квернети и Зарской дороге
08.00
В Грузии объявлена всеобщая мобилизация сил резервистов – это около 100 000 человек
08.11
Возобновился артобстрел Цхинвали, а также батальона российских миротворцев в Южной Осетии. По более поздним данным, убиты 12 российских военных, 150 ранены
09.23
Грузинские СМИ сообщили о взятии Цхинвали грузинскими военными, осетинские источники опровергают эти данные
10.00
Совет Безопасности ООН отказался принять предложение России и осудить действия Грузии в Южной Осетии, но выразил беспокойство по поводу роста напряженности в зоне конфликта
10.39
МВД Грузии утверждает, что 3 или 4 российских самолета нанесли удары по грузинской территории в районе городов Гори и Карели
11.00
Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с телевизионным обращением, завив «Грузия не была инициатором этой конфронтации <…> Если нация соберется в один кулак, никто нас не победит»
12.00
Интенсивные бои идут в центре Цхинвали. По данным миротворцев, убитых и раненых десятки
14.10
Грузинские СМИ сообщили, что российские самолеты нанесли удары по селам Ксуиси и Хелчуа, где сосредоточена военная грузинская техника
14.55
Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Россия не допустит безнаказанной гибели своих соотечественников в Южной Осетии, виновные понесут наказание»
15.05
Российский Первый канал сообщил, что колонна российских танков (до 150 единиц) пересекла российско-грузинскую границу и движется на Цхинвали
15.30
По данным осетинских источников, грузинская сторона временно прекратила обстрел Цхинвали, войска начали отступать
16.04
Совет национальной безопасности Грузии пригрозил России войной, если подтвердятся данные о вводе российских войск в Южную Осетию
17.20
Подразделения 58-й армии вступили в Цхинвали. Во Владикавказе создан оперативный штаб российских войск
18.05
Российский самолет разбомбил взлетную полосу военного аэродрома в Марнеули, сообщают грузинские СМИ. Уничтожены несколько самолетов
20.06
Российские военные подавили грузинские огневые точки, из которых велся обстрел Цхинвали, сообщил помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков
21.00
В Цхинвали за минувшие сутки погибло по по меньшей мере 1400 человек, сообщил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты"
Комментарии
Сейчас важно как своеобразно и резко закончили.Почему?