Новые цари российского телевидения
На модерации
Отложенный
Программа "Время", выпуск новостей Первого канала, выходящий в девять часов вечера, в январе оригинально отметила свое сорокалетие. На одной стороне разделенного на части экрана появилась его строгая обаятельная ведущая Екатерина Андреева, читающая новости дня, а на другой – диктор 1980-х годов. Выяснилось, что Андреева читает новости примерно в два раза быстрее.
Сегодняшнее российское телевидение глянцевое и стильное. По своему аудио- и видеоряду оно может потягаться с западными аналогами. Так почему же русские все чаще сравнивают его с однообразным, пропагандистским телевидением советской эпохи?
Ответ в том, что нынешняя пропаганда тоньше и изящнее, чем доклады советской эпохи о рекордных урожаях или о растущей безработице на капиталистическом Западе. При Владимире Путине три главных национальных канала были возвращены под непосредственный или косвенный контроль государства. Значительная часть продукции телевидения – это либо дублированные фильмы иностранного производства, либо драмы и комедии, сделанные по западному образцу. Изложение фактов сводится к тому, что Россия оставила позади ужасы 1990-х, сейчас у нее есть определенные проблемы, но она пытается их решить. Она окружена врагами, главный из которых – это США.
Инсайдеры утверждают, что самоцензура редакторов помогает придерживаться официальной линии. Они признают важную роль Кремля. Владельцы СМИ в этой стране, государственные или частные, не стесняются пользоваться своим правом контролировать программы с точки зрения подачи новостей, утверждает Сергей Брилев, ведущий государственного канала "Россия".
По словам Брилева, выбор сюжетов по-прежнему находится на усмотрении редакторов теленовостей. "Но с точки зрения подачи информации, после ухода Алистера Кэмпбелла с Даунинг-стрит, 10, – сказал он, имея в виду бывшего пресс-секретаря британского премьер-министра Тони Блэра, – мировым рекордсменом по пропаганде является Кремль".
Похоже, редакторы руководствуются тремя неписаными правилами. Первое – давать только российскую версию событий. Например, когда Москва перекрыла поставки газа соседней Украине в 2006 году, голоса украинцев были едва слышны.
Второе – это не давать эфир оппозиции. Критики, толерантные Кремлю – коммунисты и ультранационалист Владимир Жириновский – получают какое-то эфирное время, но представители демократической оппозиции, такие как бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и бывший премьер-министр Михаил Касьянов, почти никогда не появляются на экранах. Даже Григорий Явлинский, который дважды выдвигался в президенты от либеральной партии "Яблоко", жалуется на то, что его редко показывают по национальному телевидению или "редактируют так, чтобы выставить его дураком".
И третье правило – не критиковать президента. Новости эпохи Путина выработали привычку ежедневно показывать его, грозящего пальцем провинившимся министрам, региональным губернаторам или случайным олигархам. Предполагается, что, возможно, правительство – это сборище непрофессионалов, но мудрый царь Путин следит за вами.
Как теперь российское телевидение уживется с двумя царями – новым президентом Дмитрием Медведевым и Путиным в качестве премьер-министра – это интересный вопрос новой российской "тандемократии".
Сейчас в новостях уделяется равное количество времени обоим руководителям, грозящим пальцем.
Этот подход распространяется и на текущие события. В 1990-е годы телевидение уделяло много времени различным точкам зрения и не служило интересам владельцев каналов. На смену звездам 90-х пришло новое поколение журналистов, которые при всем своем таланте, по словам одного из руководителей телевидения, "настроены даже более проправительственно, чем само правительство".
В их числе Михаил Леонтьев, бывший едкий газетчик, который проделал путь от либерала до истинного сторонника Путина. Его программа "Однако" иногда прилагается к выпускам программы "Время" на Первом канале. Излюбленные мишени его тирад – прозападные лидеры Украины и Грузии и, конечно, США. (Россия представляет собой противовес тотальному господству Америки и, по большому счету, единственный противовес, сказал он журналистам в конце прошлого года.)
Более любезен, но не менее воинственно настроен в отстаивании "национальных интересов России, какими они мне видятся" Алексей Пушков. Журналист, когда-то писавший речи для Горбачева, теперь ведет программу "Постскриптум" на канале ТВЦ и читает лекции в престижном московском вузе МГИМО. В выпуске "Постскриптум", в котором говорилось о возвращении танков и ракет на парад на Красной площади в День Победы, признавалось, что российские вооруженные силы находятся в упадке. Этот упадок тревожен, добавил Пушков, так как в военной стратегии главной мировой державы мало что изменилось.
В то же время Брилев стремится развеять представления об отходе от идеалов свободы СМИ 1990-х. Тогда, по его словам, различные каналы представляли разные точки зрения, но в большинстве своем были рупорами своих владельцев-олигархов. Российская политическая культура не предполагает сосуществование различных идей. "Культура такова: "Вот мое мнение, и забудьте об остальных", – говорит он. – Это работало в эпоху царизма, в коммунистические времена и работает сейчас".
Брилев добавил, что представители либеральной оппозиции иногда отклоняли приглашения принять участие в его программах, вероятно, предпочитая культивировать имидж гонимых аутсайдеров. Он отметил, что у россиян есть альтернативы, которые отсутствовали в советские времена, такие как отдельные оставшиеся свободные газеты и новостные сайты в интернете, выступающие с критикой правительства.
Однако телевидение по-прежнему доминирует. Когда иностранный журналист в этом месяце спросил группу студентов-третьекурсников языкового вуза в провинциальном городе, у скольких из них есть дома доступ к интернету, почти все подняли руки. Однако только четверть заявила, что веб-сайты служат для них главным источником информации, остальные назвали телевидение. На вопрос, является ли Америка врагом России, они кивнули, улыбнувшись наивности вопроса. Похоже, послание достигло своей цели.
Комментарии