Правила пенсионного выживания в России ужесточаются

На модерации Отложенный Подписанный перед Первомаем президентом Владимиром Путиным закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» вступит в силу 1 октября 2008 года. С этого момента заработает система софинансирования пенсионных накоплений граждан, в которой наряду собственно с будущими пенсионерами и государством смогут поучаствовать и работодатели. Если захотят.

Несмотря на усилия государства, направленные на реанимацию пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, с каждым годом положение пенсионеров по сравнению с работающими гражданами России, а также по сравнению с пенсионерами в таких странах СНГ, как Украина, Казахстан и Белоруссия, только ухудшается.

Иждивенцы поневоле

Если еще недавно жизни, пусть и весьма скромной, российского пенсионера их соседи по СНГ могли только позавидовать, то в последние годы ситуация изменилась. Так, если в России в конце 2007 года средняя пенсия составляла примерно $140, на Украине и в Казахстане она вплотную приблизилась к $150, а в Белоруссии перевалила за $160. Не стоит забывать и о постоянно сокращающемся в России коэффициенте замещения пенсии (отношение пенсии к средней зарплате). В 2007 году он составил 24%. Минимальные международные требования (установлены конвенцией Международной организации труда, ратифицированной Россией) - 40%. В странах ЕС этот показатель колеблется на уровне 50-60%, а в Казахстане, Белоруссии и на Украине в 2007 году составил 33, 46 и 59% соответственно. В планы же российского правительства согласно долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны входит доведение этого параметра к 2020 году до 30%, что меньше, чем в 2000 году. Однако многие эксперты называют и эти планы чересчур амбициозными.

Демографические перспективы России в ближайшие 10-15 лет безрадостны. Доля трудоспособного населения будет постоянно сокращаться, а пенсионеров, напротив, возрастать. В итоге, по мнению авторов доклада, подготовленного по заказу представительства ООН в России, рост иждивенческой нагрузки на каждого работающего к 2020-2025 годам возрастет до 650-750 в год (число иждивенцев на 1 тысячу человек трудоспособного населения). А к 2050 году на каждого работающего будет один неработающий.

Если действующая пенсионная система не изменится, дефицит Пенсионного фонда будет нарастать: в 2008 году он составит 7,5%, в 2009-м - 7,8%, в 2010-м - более 12% доходов ПФ.

Власти не раз заявляли, что пенсионная система нуждается в новой реформе. Однако пока нет даже ее контуров. Следовательно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Кстати, именно к этой мысли подталкивают будущих пенсионеров власть, лоббируя, в частности, софинансирование пенсионных накоплений граждан.

Горькая пенсионная доля

Суть пенсионного софинансирования: начиная с 1 октября 2008 года в течение пяти лет любой желающий может софинансировать свою пенсию, перечислив на свой накопительный счет 2--12 тысяч рублей в год. Столько же добавит на тот же счет государство. Добровольным соучастником может стать и работодатель. Таким образом, на счету работника может оказаться до 36 тысяч дополнительных рублей ежегодно. Не стоит забывать, что, призывая будущих пенсионеров к накопительству, государство отводит себе в этом процессе временную роль - участвовать в софинансировании пенсионных накоплений оно обязуется только в течение 10 лет. Дальше копить деньги придется уже самостоятельно.

Главный вопрос: кому в этой ситуации в большей степени пытается помочь государство - гражданам или самому себе? На первый взгляд ответ очевиден: гражданам. Но если вчитаться в закон, можно сделать вывод, что одной из его очевидных целей является оттягивание момента перетекания средств с накопительного счета работника в его карман. Так, гражданам, достигшим возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, но отказавшимся от нее и продолжающим работать, государство обещает на каждую вложенную человеком в свою пенсию 1 тысячу рублей добавлять 4 тысячи, но не более 48 тысяч рублей в год. Впрочем, если человек в итоге до пенсии так и не доживет, накопительную часть его пенсии получат наследники. А вот если накопленную пенсию он хотя бы раз получит, а потом умрет, накопления достанутся государству.

Лучше меньше, да лучше

Как показывают исследования, охотников улучшить свое пенсионное будущее по предложенному государством финансовому плану окажется совсем немного. Так, согласно оценкам Независимого института социальной политики, в первые годы функционирования новой системы добровольных накоплений в ней примут участие от 0,5 млн до 1 млн человек. Более оптимистичные оценки дает директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер - 1,5 млн.

Замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская объясняет такую пассивность граждан низкими доходами и плохой информированностью населения. «Для участия в добровольном накоплении пенсии гражданам придется серьезно реструктурировать систему собственных расходов. Пока у населения нет лишних денег», - считает Синявская.

Весьма спорным является и участие в новой системе третьего потенциального участника - работодателя.

По мнению председателя совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константина Угрюмова, добиваться активного участия работодателя в системе добровольных пенсионных накоплений работнику придется самому. А Оксана Синявская уверена: новый порядок формирований пенсионных накоплений создаст конкуренцию тем компаниям, которые уже имеют свою корпоративную пенсионную систему.

По ее мнению, большой вопрос, что предпочтет компания - вкладывать деньги в государственную пенсионную систему или в свой пенсионный фонд.

Не склонны к пенсионному накопительству и граждане, что подтверждают результаты опроса ВЦИОМа (проведен 12-13 апреля 2008 года). По мнению 73% опрошенных, о будущих пенсиях работников должно заботиться государство. Причем за прошедший год респонденты только укрепились в этом мнении (в 2007 году было 69%). Одновременно сократилась доля тех, кто отводит эту роль самим гражданам, с 16 до 11%. По-прежнему 8% опрошенных возлагают эту заботу на работодателей и лишь 1% - на профсоюзы. Кроме того, по данным опроса выяснилось, что среди респондентов, участвующих в накопительной системе, 60% оставили деньги в государственном пенсионном фонде. И только 6% респондентов перевели свои накопления в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Треть опрошенных вообще не знают, где накапливаются их пенсионные отчисления.

На госпенсию при этом рассчитывают 59% респондентов, участвующих в накопительной системе. На собственные силы - 28%. И если в 2007 году среди опрошенных доля желающих доверить свои накопления государственному фонду, и тех, кто предпочел бы управлять своими пенсионными накоплениями, составляли 44 и 40% соответственно, то теперь число «самостоятельных» заметно сократилось: 52% доверяют государству и только 29% - себе. Рискнуть же накопленными средствами готов лишь каждый четвертый (23 против 31% в 2007 году).

Кто вам будет платить пенсию?

ДАВИД ЯКОБАШВИЛИ, председатель совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания»

Уж мне-то точно государство не будет ее платить. Скорее всего, я сам смогу себе свою пенсию сделать, а потом страховая компания мне ее будет выплачивать. На самом деле в этом отношении у меня есть кое-какая программа действий. Например, бывают крупные заграничные компании, которые могут на протяжении какого-то периода времени делать такие выплаты. Обычно это бывает и накопительная, и страховая система. А с нашим государством я дела иметь не буду, потому что у нас эта система пока далеко не совершенна. К тому же относительно собственной пенсии я пока как-то не задумывался и очень надеюсь, что как можно дольше буду находиться в трудоспособном состоянии. Конечно, наши пенсионеры получают совершенно недостойные пенсии, хотя, например, генералы сегодня имеют 14-20 тысяч рублей, и это уже куда ни шло. А пенсии у судей вообще могут доходить до 70 тысяч рублей. У простого же народа какие-то унизительные копейки. Надо создать достойную пенсионную систему, ведь в мире же есть подобные примеры. Сегодня социальный налог все равно очень высок, и многие стараются от него уйти. К тому же он не обеспечивает достойного существования нашим старикам. Значит, нужна нормальная надежная накопительная система, которая бы распределяла не каждому поровну, а по способностям и вложенному труду.

ЭДУАРД ТОПОЛЬ, писатель

Пенсию мне будет платить другое государство, потому что я не являюсь гражданином России. Во всяком случае, я не рассчитываю, что государство российское мне будет ее платить. К тому же для меня это пока не очень актуально, поэтому в данный вопрос я и не вникал. Хотя я в курсе, что российские пенсионеры сегодня получают пенсии ниже прожиточного минимума. Это становится ясно, как только видишь запредельные цены на продовольственные товары. Наверное, сейчас можно прожить только на пенсию депутата Госдумы. У меня гражданство США, и там, конечно, пенсии выше, и все равно на одни такие выплаты и в Америке людям прожить не так уж просто. Там пенсия исчисляется из тех налогов, которые ты платил всю жизнь. А уж если у нас какие-то мизерные «совковые» отчисления перешли на сегодня, то на это вообще прожить невозможно. Но в России разве что уж совсем немощные и одинокие люди только на пенсию живут, потому что у всех есть огороды, а это отдельная и уникальная область экономики.

АМАЯК АКОПЯН, артист, иллюзионист

Я и сам хотел об этом спросить. Кто будет платить свободному художнику Амаяку Акопяну? Я своей стране с 1980 года начал привозить валюту и всю ее до копейки сдавал, а теперь лет уже 12 нахожусь в трансцендентном состоянии. Моя трудовая книжка давно валяется дома и никакой стаж мне не идет, а ведь этот ужас все равно когда-нибудь да грянет. Полагаю, что я буду все продавать и просто бедствовать. А на наше государство я никому не советую надеяться. Хорошо еще, что у моей мамы есть дети, которые могут ей помочь, а так… Конечно, способ выжить есть, например, собственную квартиру сдавать. Но самому тогда в подъезде жить придется.

ЕВГЕНИЙ ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики

А мне уже государство и правительство ее платит, потому что я был министром. Но я работаю и зарабатываю гораздо больше пенсии, поэтому меня этот вопрос не очень-то и волнует. К тому же пенсия у меня в два раза выше, чем в среднем по стране. Но вообще ситуация с выплатами пенсий в нашей стране очень тяжелая. Картина примерно ясна, и требуются непопулярные решения. Прежде всего люди должны сами делать взносы. Сейчас идет разговор о том, чтобы они были добровольными, правда, я в это не верю. По-моему, сначала должен быть обязательный взнос. Пусть он не будет очень большим - примерно, 4-5% от зарплаты, а к этому уже можно будет добавлять и добровольные выплаты. Но все же должно быть решение об обязательном взносе, а также о мягком повышении пенсионного возраста. А у нас это все откладывается и откладывается, что создает сложную ситуацию для будущих пенсионеров.