Игорю Изместьеву пополнили обвинение еще на восемь преступлений

На модерации Отложенный Следственный комитет при прокуратуре (СКП) вчера предъявил новое обвинение бывшему члену Совета Федерации Игорю Изместьеву. На этот раз ему вменили в вину сразу 8 эпизодов преступной деятельности, в том числе «акт терроризма и организацию или подготовку покушения на убийство». Всего, по версии следственной группы, "на совести» Изместьева теперь 7 убийств, 4 покушения, 2 теракта, поджог типографии и дача взятки. Но и это, по информации источника, близкого к следствию, не окончательная редакция обвинительного заключения. Вероятно, г-на Изместьева также обвинят в создании ОПГ -- кингиссепской группировки киллеров, членов которой Мосгорсуд уже приговорил к длительным срокам заключения. Именно им, как считают в СКП, экс-сенатор поручал устранять конкурентов по бизнесу.

Неприятности Игоря Изместьева начались в ноябре 2006 года, когда Госсобрание Башкирии (курултай) приняло решение о досрочном прекращении его полномочий в Совете Федерации. Инициаторами его отставки тогда называли башкирских депутатов из «Единой России», которые утверждали, что работая в СФ, сенатор вопреки закону занимался предпринимательской деятельностью, являясь директором ООО «Брок Трейд Ойл». Сам г-н Изместьев называл отставку противоправной и намеревался, заручившись поддержкой спикера верхней палаты Сергея Миронова, отстаивать свою правоту. Но спустя полтора месяца он оказался втянут в более громкий скандал. 16 января 2007 года он был задержан сотрудниками ФСБ в аэропорту Бишкека, этапирован в Москву, арестован и помещен в СИЗО «Лефортово».

Сначала его обвинили в организации убийства летом 2001 года в Москве нотариуса Галины Перепелкиной - гражданской жены его бывшего делового партнера Юрия Бушева. Ему, как говорится в материалах следствия, г-н Изместьев задолжал около 20 млн долл.

В сентябре 2007 года Изместьеву инкриминировали организацию дачи взятки в 10 тыс. долл. сотруднице ФСБ Ольге Нужденовой. По версии следствия, в обмен экс-сенатор надеялся получить от оперативно-следственные данные об уклонении от налогообложения ОАО «Корус-холдинг», которым он руководил до того, как стал членом СФ. Долгое время Изместьев проходил по делу о взятке свидетелем. Но в ходе следствия и на суде на него дали показания исполнители и посредники -- бывший сотрудник ГУВД Александр Папахин, майор ФСБ Дмитрий Кривенко и замначальника отдела ФСКН Михаил Тимофеев. В июле 2007 года Московский окружной военный суд (МОВС) приговорил предполагаемых сообщников г-на Изместьева всего лишь к штрафам.

В ноябре в «копилке» у экс-сенатора появились еще несколько обвинений, в частности, в трех убийствах (директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова -- в 1994 году; сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова, который занимался транспортировкой нефти, -- в 1999 году; главбуха «Башнефтехимторга» Валерия Сперанского в 2001 году), а также в покушении на главу ЗАО «Компания САН» Михаила Орлова.

Подозрения эти, как утверждают в СКП, основываются на показаниях лидера кингисеппской группировки Сергея Финагина (его дело выделено в отдельное производство) и других членов этой ОПГ .

В новой редакции обвинения экс-сенатору вчера следователи добавили еще 8 эпизодов. Как сообщили в СКП, «Изместьеву вменены три эпизода организации приготовления или покушения на убийство по найму предпринимателя Юрия Бушева».
Последний известен в деловых кругах, так как в начале 90-х годов возглавлял ряд крупных коммерческих структур, в частности аудиторскую компанию «Промфин-ЛТД», был финансовым директором «Славнефти».

Первое покушение на г-на Бушева, по данным следствия, было совершено в апреле 1998 года. В подъезде своего дома на Кутузовском проспекте бизнесмена поджидал киллер. Бушева заслонил собой сосед, коммерческий директор торговой компании «Рапид-1» Вадим Доценко. Пуля попала ему в сердце. Доценко погиб, Бушев, получив тяжелое ранение в живот, выжил. В июле 2002 года в результате неосторожных действий преступника, минировавшего автомобиль Бушева, погиб сам исполнитель, а в сентябре 2004 года убийство Бушева сыщикам удалось предотвратить, задержав одного из исполнителей в заминированной машине. Им оказался бывший подводник Александр Пуманэ, который приехал для этого в столицу на машине, начиненной двумя минами. Бомбы планировалось взорвать у музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте, Пуманэ помешали милиционеры. (Подводник был задержан 18 сентября 2004 года в центре Москвы и доставлен в ОВД «Пресненский», где его, приняв поначалу за чеченского террориста, забили насмерть во время допроса).

Кроме этих эпизодов, как считает следствие, г-н Изместьев также причастен к смерти в 2002 году руководителя ЗАО «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили и в организации поджога в ноябре 2000 года в Москве дорогого автомобиля, принадлежащего предпринимателю Юрию Ярославцеву.

Все эти жертвы кингисепских киллеров, как вычислили сыщики, так или иначе были связаны с бизнесом, которым занимался г-н Изместьев.

Однако появились в деле Изместьева эпизоды, и не связанные с нефтяными вопросами. В частности, вчера его также обвинили поджоге здания типографии в Златоусте Челябинской области в августе 2003 года, подготовке теракта в сентябре 2003 года в Уфе, когда заминированный автомобиль был вовремя обнаружен и преступление удалось предотвратить, а также в подрыве в ноябре 2003 года автомобиля Toyota Land Cruiser, в котором ехали охранники предприятия «Щит» Евгений Метлицкий и Ринат Хабибуллин.

По слухам, именно эти преступления, совершенные в Башкирии во время скандальной предвыборной компании за пост президента республики, стали толчком для ухода в тень основного противника бессменного главы Башкирии Муртазы Рахимова, члена совета директоров Межпромбанка Сергея Веремеенко. ЧОП «Щит», сотрудники которого погибли во время взрыва джипа, осуществлял охрану объектов ОАО «Башкирэнерго», а также личное сопровождение председателя совета директоров компании Урала Рахимова, сына Муртазы Рахимова. Местные «силовики» тогда заявили, что теракт организовали некие «противники политики президента Рахимова». Официально обвинений никому предъявлено не было, но за два дня до голосования г-н Веремеенко сообщил, что принял решение приостановить свою избирательную кампанию.

Одним из шести кандидатов, боровшихся за пост президента, был тогда и г-н Изместьев. Однако еще до начала второго тура он снял свою кандидатуру. Зачем ему понадобилось минировать автомобиль охраны Рахимова-младшего, пока следствие не рассказывает.