Как женщины России стресс снимают

Как все, как все, помните песню? Плачут ночами и заливисто смеются днем. А то и ругаются, а то и наливают по одной. Впрочем, почему именно женщины?

Вообще-то женский организм более устойчив к стрессу, чем мужской. Природа снабжает его дополнительным запасом прочности. Хотя бы для восстановления ежемесячных потерь крови и клеток слизистой оболочки матки. Феминистки утверждают, что для мужчин эти потери были бы равнозначны… ежемесячному обрезанию. Не стану даже намекать, какую аналогию они придумали родам. Наконец, приходится носить и вскармливать лучшими соками живой комок — вначале в себе, а затем на себе.

По существу, в процессе эволюции женского организма шлифовалась такая стратегия: выносить и выкормить, несмотря ни на что. То есть обеспечить репродуктивный успех при умеренном, но постоянном давлении стрессирующих факторов. В этом женщине помогает и особое устройство мозга, и особый баланс гормонов, и запасы подкожного жира. Кстати, о жире: во время полового созревания женщина должна накопить не менее 14 килограммов так называемого гиноидного (или репродуктивного) жира, который постепенно придаёт девичьим формам соблазнительные округлости. Только в этом случае беременность протекает и завершается благополучно. А если голод? Прекращается овуляция, и беременность не может наступить вообще. Нарушения менструального цикла становятся для женщины своеобразным индикатором: что-то не так. Мужчина же порой не осознаёт давления стресса, а просто терпит, болеет или тянется к бутылке.

Мужской организм лучше переносит кратковременный интенсивный стресс, а при длительном истощается. Поэтому если мужчины в эволюционной гонке опережают в категории „репродуктивный успех“, то женщины — в категории „выживаемость“. Статистика самая простая: средняя продолжительность жизни мужчин лет на десять меньше, особенно (!) в неблагоприятных условиях. А такие условия как раз характерны для России 1990-х. Итог: в 2002 году, по результатам переписи населения, средняя продолжительность жизни женщин в России превысила мужскую на 14 лет.

В трудную минуту женщине помогает и особая психология, „женская логика“, над которой так любят подшучивать мужчины. Женщина чаще сосредоточивает внимание на мелочах. Грядет настоящий конец света, а она думает: ах, мне надо купить карри для запеканки… Женщина более терпелива и терпима, склонна к монотонной деятельности (бездумно повторять одно и то же, это же с ума сойти для творческого мужчины!) Она может отбросить амбиции и просто жить сегодняшним днём, данной минутой. Говорят, что даже её слезы помогают вывести из мозга гормоны стресса. В общем, женщин все видели — дописывайте этот абзац сами.

Впрочем, запас сопротивления не бесконечен, и в ход идут активные способы снятия стресса. Чтобы говорить о российских женщинах, нужно, очевидно, представить, чем живут женщины в других частях света. Здесь мы попадём в такое разнообразие культур и поступков, что просто утонем в нём. Китай, Гвинея-Папуа, Уганда, Франция… Поэтому ограничимся неким штампом „западная культура“, под которым мы обычно подразумеваем нашего двойника-антипода — американское общество.

Жёсткий ритм жизни западного общества создаёт прекрасную почву для развития психологического стресса. Как утверждают психологи, основная его причина — „жизнь в кредит“. Нужно постоянно думать о будущем, годами выплачивать страховку, взносы за дом, машину, копить на учёбу детей, на старость. Это рождает ощущение неоплаченного долга и зыбкости своего положения „здесь и теперь“. Исследования показывают, что западные женщины для снятия стресса предпочитают… Что? Действительно ли все они спешат к психологу, аналитику и прочим психокудесникам, в чём нас убеждают кино или модные журналы? Нет, эта услуга дорога и эфемерна, а люди умеют считать деньги. Скорее их стопы направлены в салон красоты и фитнес-центр. А ещё — в казино, паб и боулинг. (Разве это не традиционно мужские развлечения? Нет, теперь там масса женщин. Они говорят, что шар напоминает им саму себя, а сшибаемые кегли похожи на толпу мужиков!)

Весьма модны всевозможные занятия, хобби, пребывание в каких-либо клубах и обществах: тантрической йоги, аэробики с животными, любителей выпечки, натуристов, чёрт знает кого. Кстати, натуризм, то есть выпекание на морском берегу обнажённого тела, — прекрасный способ избавиться от цивилизованного стресса, вернуться к природе. Впрочем, в Америке гораздо чаще люди приникают к природе в другом качестве — экотуристов.

Особый, чисто западный способ избавиться от стресса — увязнуть в политической, общественной или юридической деятельности. Например, пробудить профессиональный азарт у своры адвокатов и попытаться отсудить у мужа всё его имущество.



Наконец, женщины не прочь прибегнуть и к химическим способам снятия стресса. Несмотря на высокий уровень жизни, общество насчитывает десятки тысяч явных и анонимных алкоголиков и наркоманов. Ещё активнее — теперь уже миллионы — используют антидепрессанты.

А теперь, как говорят синоптики, переместимся на север Евразии. Обычно за этой фразой не следует ничего хорошего: холодный атмосферный фронт, циклон, осадки. Какой уж тут натуризм! И хотя западные технологии снятия стресса ныне вполне доступны некоторым (а может, и многим) российским женщинам, они предпочитают иные, более традиционные способы.

Первый способ снятия стресса — социальный. Всегда найдётся человек, пусть даже случайный, с которым начинаешь обсуждать свои беды. Женщина жить не может без подружек и возможности потрещать с ними по телефону. Не то у мужчин: обычно они менее открыты и не говорят о своих проблемах даже с близкими людьми.

Отлично помогает способ гастрономический. Он заложен в самой природе человека: при жизненных тяготах нужно больше есть, наращивать запасы энергии и размеры тела, чтобы повысить физическую сопротивляемость и социальный ранг. Как прекрасно уединиться на кухне, заполонить квартиру чадом готовки, а если кто осмелится войти на твою территорию — получит скалкой по голове. Однако если еды сколько угодно, чревоугодие может перерасти в патологическую ненасытность, какой-нибудь „ночной жор“ и даже настоящую булимию.

Кстати, на наших женщин регулярно обрушивается мода на похудание. И, чувствуя признаки стресса, они немедленно решают начать новую жизнь, то есть… сесть на диету:

„Я похудею, и у меня будет всё в порядке“. Здесь — ловушка. Ведь стрессированный организм, напротив, требует усиленного питания, без которого состояние здоровья только ухудшается.

Конечно, вы много раз читали в газете письма женщин вроде: „Я стала голодать и почувствовала себя заново родившейся“. Однако в реальности процент таких случаев невелик. Особенно среди женщин, испытавших стресс. А про те миллионы, которым диета не помогла, нигде не пишут. Особенно в коммерческих женских журналах. Зато о них знают медики и психологи, вынужденные исправлять ошибки увлечения диетами, лечить анорексию (патологический отказ от пищи) и истощение. Бывает, что женщина лечит (или заливает) депрессию, ставшую результатом семейных проблем, и всё безуспешно, а избавление находит в тортах и шоколадках. Становится толстой и довольной.

Есть у российских женщин особая гастрономическая традиция — заготовки на зиму. Психиатр и этолог человека Виктор Самохвалов утверждает, что у человека хорошо развит инстинкт запасания, активизирующийся в неблагоприятных условиях или при некоторых психопатологиях. То есть в каком-то смысле это тоже — борьба со стрессом. Ах, когда-нибудь, наверное, и я, подобно моей бабушке, устрою на кухне гром тазов и звон крышек, бурление красных и жёлтых варений, построю ряды никому не нужных банок в чулане…

Страсть к совершению покупок, пусть бессмысленных, — ещё один способ разрядиться, получить положительные эмоции. Психологи утверждают, что стресс западного образа жизни провоцирует шоппинг. Интересно, что в нашем обществе в пору всеобщего дефицита этот способ работал активнее, чем сегодня, когда магазины полны. Ибо приобретение какого-нибудь „Бадузана“ или польской стенки давало заряд бодрости на целую неделю. Заменой шоппинга в России, особенно в глубинке, был да и остался выход на рынок. Поторговаться, одержав маленькие победы, себя показать, других посмотреть, добыть чего-то вкусненького…

В роли модной на Западе „анималотерапии“ у нас выступает выращивание курей или свинок, разведение несметного количества кошек или (реже) собачек. Фитнес-центр и экстремальный туризм заменяются трудной поездкой на дачу или шумным походом в баню. А вот с общественно-политическими занятиями у нас проблема. В России голос общественности пока слаб, а общественные организации не слишком влиятельны. Работа в какой-нибудь партии „женщины против…“ всерьёз не воспринимается. Остаётся ругать министров или мэров у себя на кухне, скандалить с мужем. Если нельзя дать отпор начальнику, то очень даже можно — покупателю, соседям, ученикам.

В последнее время женщины России всё чаще прибегают к простейшим химическим стимуляторам — табаку и алкоголю. Это дёшево и сердито: менее чем за сотню долларов в год вы обеспечиваете регулярный приём каких-никаких антидепрессантов. Впрочем, побочный эффект от действия этих продуктов столь велик, что развивается новый, токсический стресс, последствия которого тоже придётся терпеть. Выбор за каждым.