День памяти военачальника Донского казачьего войска
На модерации
Отложенный
День памяти военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова.
Генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов родился 15 марта 1808 г. в станице Гугнинская (15 верст от Цимлянска) в семье хорунжего. В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Уже в подростковом возрасте он имел славу одного из лучших наездников и стрелков, став к 15 годам урядником Донского казачьего полка. Бакланов принимал участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. в составе полка, которым командовал его отец. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно "дубасил по спине нагайкой", как признавался Яков Петрович впоследствии. За отличия при штурме Браилова и в бою под Кулевчой был награжден орденом Св. Анны 4 степени, а при взятии городов Месемирия и Ахиолло – орденом Св. Анны 3 степени.
В 1831-1841 гг. Бакланов служил в составе казачьих полков на Кубанской линии и на Дону, затем четыре года служил в Польше. Участвовал он и в Кавказской войне, командуя 20-м, а затем 17-м казачьими полками. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу "грозного Боклю", как называли Бакланова горцы. За мужество в бою у аула Бейк-Которо отважный офицер был награжден Золотым оружием, а за захват укрепления на реке Мичик – орденом Св. Георгия 4 степени. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).
В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка "разваливала" врага от темени до седла. Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак: "Еще раз струсишь, видишь этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу!" Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли "Ермаком Тимофеевичем". Для горцев же "Боклю" ("лев") был "шайтаном", "дьяволом". Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака. Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект. Помимо этого, Бакланов наводил ужас на горцев черным шелковым полотнищем с вышитой на нем мертвой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. С этим символом, получившим вскоре на Кавказе название "Баклановского значка", Яков Петрович не расставался до конца жизни.
Когда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург: "Передайте, дорогой князь, Государю, что я умоляю его оставить нам Бакланова". По указанию Императора Николая I военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника.
В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду – орден святого Владимира 3-й степени.
В 1853-1855 гг. Бакланов был назначен начальником кавалерии левого фланга Кавказской линии, а 1857-1860 гг. стал походным атаманом донских казачьих полков на Кавказе. В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, а в 1863 г. направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М.Муравьев собирал войска для похода на мятежную Польшу. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости, отмечая, что был "прислан сюда не мстить, а умиротворять". За польскую кампанию Бакланов получил свою последнюю награду – орден святого Владимира 2-й степени.
Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Позже переехав в Петербург, написал воспоминания "Моя боевая жизнь". В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности и был похоронен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный "Баклановский значок". В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона – М.Платова, В.Орлова-Денисова, И.Ефремова.
Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, не дослужились до самых высших военных чинов и отличий, но благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны и любимы в Русской армии и народе.
Семья
Родился 15 марта 1809 года в станице Гугнинской войска Донского. Отец его был родом из простых казаков, сумевший дослужился до полковничьего чина.
В 1826 г. обвенчался с дочерью гугнинского священника Серафимой Ивановной Анисимовой.
Прохождение службы
На службу вступил 20 мая 1824 г. урядником в № 1 Донской казачий полк (Попова), в котором командовал сотней его отец.
Принял участие в русско-турецкой войне 1828—1829 гг., в начале 1829 г. произведен в хорунжие, а 20 мая того же года за отличие в деле с армией великого везиря при Кулевчи награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»; 11 июля 1829 г. пожалован орденом св. Анны 3-й степени с бантом за отличие в делах при покорении турецких городов Месемирии и Ахиолло. По окончании войны до августа 1831 г. стоял с полком на пограничной сторожевой черте по р. Прут. 21 сентября 1831 г. произведён в сотники.
Активный участник Кавказских походов. Первой серьёзной экспедицией, положившей начало кавказской известности Бакланова, была экспедиция 1836 г., предпринятая для истребления закубанских аулов между реками Псефиром, Лабой и Белой. Здесь он был ранен в голову. 4 июля 1836 г., преследуя на протяжении 10 вёрст вчетверо превосходящий отряд горцев (между реками Чамлык и Лаба), выдержал множество контратак неприятеля и израсходовал все патроны, в заключение, выбрав удобный момент, близ укрепления Вознесенского ударил в пики, опрокинул неприятеля и преследовал более 15 вёрст, истребив его почти полностью. За это дело 4 июля 1837 г. награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом.
22 октября 1837 г. произведён в есаулы и переведён в № 41 Донской казачий полк. Весной 1839 г. назначен на службу в Донской учебный полк, а в 1841 г. переведён № 36 Донской казачий полк (Родионова), с которым в Польше содержал кордоны на границе с Пруссией.
По возвращении из Польши, 18 октября 1844 г. Бакланову был пожалован чин сотника (по другим источникам — войскового старшины); весной 1845 г. Бакланов получил назначение в № 20 Донской казачий полк, расположенный на левом фланге кавказской линии в Куринском укреплении, которое составляло передовой оплот русских Кумыкских владений. 20 июля 1845 г. награждён орденом св. Анны 2-й степени за отличие, оказанное в бою при разбитии чеченских батарей и укрепленный завалов в урочище Шаухал-Берды.
5 июля 1846 г. за отличие, храбрость и мужество, оказанные в бою со скопищем Шамиля при обороне крепости Внезапной, пожалован Императорской короной к ордену св. Анны 2-й степени; в этом же году был назначен командиром № 20 Донским казачьим полком.
4 декабря 1848 г. произведен в подполковники.
19 февраля 1849 г. награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» за отличие, оказанное им в делах при истреблении аулов Махмуд-Юрт, Перхикан-Тала и Бенк-Которо; за оказанное же отличие 9 и 10 сентября того же года в бою с горцами во время рубки леса Бакланову было объявлено Высочайшее благоволение.
10 февраля 1850 г. за отличие во время набега на Гайтемировские ворота произведен в полковники. Летом 1850 г. назначен командиром № 17 Донским казачьим полком.
28 июня 1851 г. награждён орденом св. Владимира 3-й степени за оказанное отличие при поражении горцев на Шалинской поляне; 16 ноября того же года объявлено ему Высочайшее благоволение за отличие при истреблении аула Дахин-Ирзау.
В феврале 1852 г. он, по приказанию начальника левого фланга кавказской линии князя Барятинского, с отрядом из трёх пехотных батальонов, четырёх орудий и своего казачьего полка, окончил просеку от Куринского укрепления к р. Мичик. В это же время князь Барятинский выступил из крепости Грозной к Автурам, для дальнейшего следования через Большую Чечню и Маиор-Туп в Куринское. 17 февраля, Бакланов, с двумя сотнями своего полка выехал на Кочкалыковский хребет. Лазутчики принесли известие, что Шамиль с 25-тысячным отрядом стоит за рекой Мичик, против просеки, чтобы отрезать Бакланову обратный путь. Сосредоточив к ночи 5 рот пехоты, 6 сотен казаков и 2 орудия, Яков Петрович сумел обмануть бдителность Шамиля, пробрался с отрядом сквозь его линию, без дорог, по самой дикой местности присоединился к князю Барятинскому в тот самый момент, когда последний более всего имел необходимость в поддержке при проходе через леса.
Командуя вслед за тем арьергардом князя, Бакланов совершил ряд новых подвигов, за что и пожалован орденом св. Георгия 4-й степени
« В воздаяние отличных подвигов мужества и храбрости, оказанных 18-го Февраля 1852 года в делах против Горцев при занятии с боя места назначенного для переправы войск Чеченского Отряда чрез реку Мичик, причем не только удержана позиция до окончания переправы, но и нанесено совершенное поражение скопищам Шамиля »
1 октября 1852 г. произведён в генерал-майоры.
10 апреля 1853 г. за отличие, оказанное при атаке неприятельской позиции у аула Гурдали и совершённом рассеянии скопищ Шамиля, награждён орденом св. Станислава 1-й степени. 11 мая того же года назначен состоять при штабе Кавказского корпуса в должности начальника кавалерии левого фланга с постоянным пребыванием в крепости Грозной.
14 июня 1854 г. за отличие и храбрость, оказанные при поражении горских партий между Урус-Мартаном и крепостью Грозной, Бакланову объявлено Высочайшее благоволение; 22 августа того же года награждён знаком отличия беспорочной службы за 20 лет.
В 1855 г., по распоряжению главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом графа Н. Н. Муравьёва, Бакланов командирован в действующую армию на кавказский театр Крымской войны, где был назначен начальником иррегулярной кавалерии в отряде генерал-лейтенанта Бриммера. 17 сентября того же года принял участие в составе колонны генерала Базина в штурме Карса и был контужен ядром в голову, но остался в строю. За отличие и мужество, оказанные при штурме передовых укреплений, 21 февраля 1856 г. пожалован орденом св. Анны 1-й степени. В конце декабря 1855 г. Бакланов выехал из армии в отпуск на Дон и в Санкт-Петербург.
2 февраля 1857 г. Бакланов был назначен походным атаманом Донских казачьих полков находящихся на Кавказе.
16 февраля 1859 г. награждён Императорской короной к ордену св. Анны 1-й степени.
3 апреля 1860 г. произведён в генерал-лейтенанты.
С 1 мая 1861 г. по 1863 г. состоял окружным генералом 2-го округа Области войска Донского.
С 7 июня 1863 г. по 7 января 1867 г. Бакланов находился в командировке в Вильне и во время Польского восстания состоял заведующим Донскими полками в Виленском округе. 6 февраля 1864 г. за усердно-ревностную службу и труды награждён орденом св. Владимира 2-й степени с мечами над орденом.
В 1867 г. Яков Перович Бакланов вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге. После тяжелой и продолжительной болезни умер в бедности 18 октября 1873 года, похороны состоялись на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный "Баклановский значок".
В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона — М.Платова, В.Орлова-Денисова, И.Ефремова.
Бакланов был одним из популярнейших героев эпохи Кавказской войны. Получив в командование полк, бывший в отчаянно плохом состоянии, он своей энергией быстро привел его в образцовое состояние и от робкой обороны своих предшественников перешёл к самому энергичному наступлению и скоро сделался грозой горцев, считавших «Боклу» сродни самому дьяволу и звавших его «Даджал», то есть сатана. Бакланов знал об этом и всячески поддерживал горцев в убеждении что ему помогает нечистая сила. Когда в марте 1850 г. он был ранен и горцы, узнав об этом, решили сделать набег громадной партией, Бакланов, превозмогая боль, ночью лично повел казаков на горцев, которые разбежались в паническом страхе перед его неуязвимостью.
Во время рубки просеки через Качкалыковский хребет, Бакланов, знавший, что знаменитый горский стрелок Джанем обещал убить его, когда он станет на обычном месте на холме, все-таки в обычное время поднялся на холм и, когда дважды промахнувшийся Джанем выглянул из-за горы, из штуцера в лоб убил Джанема наповал, чем вызвал восторг даже у горцев.
В казачьих песнях, посвященных Бакланову, упоминается "страшный баклановский удар" - Яков Петрович был известен тем, что разрубал шашкой всадника пополам вместе с конем...
Сделав грозным свое имя на Кавказе, Бакланов во время своей деятельности в Литве, в противоположность страшной молве о себе, выказал себя суровым, но в высшей степени справедливым начальником. Вопреки предписаниям он не конфисковал без разбора имения повстанцев, но, по возможности, учреждал опеки над малолетними детьми сосланных и сохранял за ними имущество. Вызванный по этому поводу к генерал-губернатору М. Н. Муравьёву, Бакланов бесстрашно сказал: «вы можете меня и под суд отдать, и без прошения уволить, но я скажу одно: отделом я управлял от вашего имени, которое всегда чтил и уважал; целью моей было так поступать, чтобы на имя это не легло никакого пятна, и совесть мне говорит, что я добился успеха… Я моему Государю, России и вам, моему прямому начальнику, был и буду верен, но в помыслах моих было ослабить слухи о русской свирепости». Такой ответ вызвал признательность Муравьева.
В 1870—1871 гг. в журнале «Русская старина» были опубликованы записки Бакланова, посвященные осаде и штурму Карса в 1855 г.
К перенесению праха Донских героев в Новочеркасский Войсковой Собор.
Генерал-Лейтенант Яков Петрович Бакланов.
1809 — 1873 г.
Яков Петрович Бакланов известный герой Кавказа, родился 15 марта 1809 г. в простой и бедной семье хорунжего Петра Дмитриевича Бакланова, в Гундоровской станице (ныне хутор Старогундоровский Баклановской станицы 1-го Донского округа). Отец этого героя, впоследствии полковник, находясь постоянно в походах, не мог в детстве дать какого либо образования своему сыну, и мальчик в отроческом возрасте был предоставлен самому себе, учась церковной грамоте, то у бабки Кудиновны, то у пономаря или дьячка.
16 лет Я.П. был уже зачислен в военную службу, а 19 лет был за отличие произведен в хорунжие. В том же 1828 году он участвовал в числе охотников при штурме турецкой крепости Браилова. С этого времени начинается, полная приключений и военных подвигов, деятельность этого донского богатыря, сильного телом и крепкого духом. С 1834 г. начинается его служба с некоторыми перерывами на Кавказе; сначала на Кубани под начальством генерала барона Засса, а потом с 1845 г. на Чеченской Линии в донском казачьем № 20 полку. Тут могучая натура Бакланова развернулась, как говорится, во всю, и одно имя его в течении многих лет наводило страх и трепет на диких, но отважных в боях горцев. Сам повелитель Дагестана Шамиль нередко говаривал в раздражении своим сподвижникам: „если бы вы боялись Аллаха, как боитесь Бакланова, вы были-бы святыми!”
В 1836 году Бакланов назначен был командиром № 20 полка, известного по боевой славе на весь Кавказ. В 1851 г. Яков Петрович получил от кого-то, оставшегося неизвестным, знаменитый черный значок с адамовой головой. Появление этого значка всегда наводило ужас на неприятеля.
В 1853 г. Бакланов в чине Генерал-Майора был назначен начальником всей кавалерии левого фланга Кавказской Линии. Тут то казаками и сложена была про него известная и доныне на Дону песня:
Ой вы на Линии стояли,
За черкесами гоняли.
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
За черкесами гоняли
Мы им головы срубали
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
Мы им головы срубали,
Да на пики надевали,
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
Да на пики надевали,
С аукциона продавали,
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
Сладкой водочки набрали,
Мы сидели выпивали,
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
Мы сидели выпивали,
Бакланова восхваляли;
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
Наш Бакланов молодец,
Словно родный нам отец!
Гей, гей! Молодцы,
Храбрые Баклановцы!
(Все песни про этого героя будут изд. отдельным сборн.)
В 1855 г. Бакланов участвовал в штурме креп. Карса. В 1863 г. был при усмирении польского мятежа, заведуя Августовской губ., где он, стал известен как справедливый и гуманный администратор. С 1867 г. Яков Петрович был зачислен по Донскому войску в чине Генерал-Лейтенанта. Последние годы он прожил безвыездно в Петербурге и умер 18 октября 1873 г. Бакланов не знал счета деньгам, и все, что у него находилось, он раздавал нуждающимся казакам и офицерам, а в особенности учащейся донской молодежи, постоянно обращающейся к нему. Он умер в бедности и был похоронен за счет войска на кладбище Воскресенского девичьего монастыря. Намогильный памятник с изображением на гранитной глыбе его кавказской бурки, папахи, сабли и знаменитого черного значка будет водружен на особом возвышении на соборной площади в г. Новочеркасске.
Мир праху твоему, доблестный муж, гроза врагов отечества, и справедливейший гражданин-донец!
Комментарии