Загадка рождественской даты
На модерации
Отложенный
Каждый ребенок знает, почему Рождество отмечается 25 декабря. Хотя во времена падения популярности церкви и культурной мешанины это утверждение может быть поставлено под сомнение – скорее следует говорить о том, что каждый ребенок должен бы знать, почему на 24 декабря приходится рождественский сочельник, а 25 декабря отмечается Рождество. На самом деле ни первое, ни второе утверждение не соответствуют реальности.
И в самом деле, почему дети должны знать то, насчет чего заблуждаются практически все взрослые? И это не шутка. Почти никто не знает, почему Рождество празднуется 25 декабря. Даже Папа Римской не знает. Только Ганс Фёрстер может предложить разумное объяснение. Но сначала речь пойдет не о нем.
Начнем с того, что знает любой ребенок. Рождество празднуется 25 декабря потому, что Иисус родился в ночь с 24 на 25 декабря. Но откуда нам это известно? Евангелие от Луки, в котором рассказывается о рождении младенца Иисуса, не проясняет даже того обстоятельства, было тогда холодно или тепло. Зато оно указывает на год рождения: там упоминается об указе императора Августа о переписи населения "по всей земле" и о временах, когда прокуратором Сирии был Квириний.
Сплошная путаница
Однако с этого и начинаются все трудности: дело в том, что Публий Сульпиций Квириний был прокуратором Сирии с 6 по 7 год после Рождества Христова. Понятно, что Иисус Христос никак не мог родиться в 6 или 7 году. Исследователи Нового Завета давно пришли к выводу, что упоминание о переписи населения было продиктовано лишь желанием указать в качестве места рождения Иисуса не Назарет, где проживала его семья, а Вифлеем, город царя Давида.
Евангелист указывает еще одну дату. Захарии, отцу Иоанна Крестителя, во времена, "когда царем иудеев был Ирод", явился ангел, чтобы сообщить ему о беременности его жены Елизаветы. Это запутывает все еще больше. Ведь Иоанн был почти ровесником Иисуса; он толкается во чреве своей матери, когда та встречает беременную Марию. А Ирод умер в IV веке до Рождества Христова.
Странно рассчитанная дата
Расчеты, связанные с годом, в который родился Иисус, на фоне подобных противоречий кажутся бесперспективными. Это касается и месяца, а тем более и дня. А лет сто назад ученые, изучавшие Новый Завет, с разочарованием были вынуждены признать, что за все 10 лет правления Понтия Пилата не было и года, который не предлагали бы считать годом смерти Иисуса. По всем расчетам выходило, что он должен приходиться на период между 29 и 33 годами от Рождества Христова, вероятнее всего – согласно сегодняшней версии ученых – 7 апреля 30 года, согласно сегодняшнему календарю, в пятницу.
Но как нам это может помочь в определении даты рождения? Как же все-таки пришли к дате 25 декабря? Вначале это было совсем не 25 декабря. В поздних античных текстах предполагалось, что Иисус был рожден весной, 28 марта. Почему? Потому что Иисус – это "солнце справедливости", а 28 марта – это день сотворения солнца – как говорится в сочинении под названием De Pascha Computus ("Определение времени Пасхи"), написанного в 243 году. Анонимный автор этого сочинения думал так потому, что Бог из Книги Бытия в первый день сотворения мира разделил день и ночь. То есть это должно было случиться в тот день, когда день равнялся ночи, иначе говоря, 25 марта – в день весеннего равноденствия. А солнце было создано только через 3 дня.
Ганс Фёрстер, историк церкви из Вены, раскрывает суть
Становится очевидным, что в результате подобных, построенных на смеси из аллегории и астрономии расчетов можно говорить о множестве возможных дат рождения Иисуса Христа. Но почему же все-таки 25 декабря? Вот теперь очередь и дошла до Ганса Фёрстера. Этот историк Церкви из Вены провел два вполне научных исследования относительно рождественской даты. Далее речь пойдет о результатах второго. Описанное Фёрстером походит скорее на детектив. До сих пор, как утверждает Фёрстер, существовало два научных объяснения относительно даты рождения Христа – и оба были ошибочными!
Одно из них, которое представляет Йозеф Ратцингер в своей книге "Дух литургии", исходит из того, что Иисус, согласно антично-иудейской версии, умер не просто в какой-то день, как любой нормальный человек, а именно в день своего рождения. Но в какой-то момент символом рождения стал факт зачатия. А поскольку Христос был крещен на 4-й день после весеннего солнцестояния – 25 марта – то этот день и стали считать днем его зачатия.
А через 9 месяцев после зачатия – вуаля! – он и родился. Это как раз и есть 25 декабря.
Эта теория пользуется популярностью прежде всего в Англии. Там пуритане считали Рождество сомнительным праздником, и его стали праздновать лишь после окончания религиозной диктатуры Кромвеля. С того момента англо-саксонские теологи и историки Церкви предпочитают пользоваться чисто церковным обоснованием даты празднования Рождества. Другими словами: они предпочитают акробатические скачки от "рождения" до "зачатия", от которых волосы встают дыбом, и анахронические представления (еще в античные времена знали, что рождение происходит ровно через 9 месяцев после зачатия) – другому, нецерковному обоснованию даты рождения Иисуса.
Солнце? Да нет же, звезда!
Это "неправедное" обоснование является и самым популярным. Согласно ему, Церковь выбрала 25 декабря датой празднования Рождества потому, что в этот день отмечался языческий праздник солнцестояния. В IV веке, с которого повелось празднование Рождества, христианство начало постепенно превращаться в государственную религию. В этой связи представители христианского духовенства пытались обратить культы зачастую имевших лишь поверхностное представление о христианстве масс себе на пользу. В день, когда в 247 году от Рождества Христова праздновался Sol invictus (праздник "Непобедимого солнца"), теперь должно было праздноваться рождение более мощного источника света. То есть с этой точки зрения Рождество стало означать переиначенный культ поклонения солнцу.
Этот религиозно-исторический тезис Фёрстер подвергает критике в своей последней книге ("Начало Рождества"). По его мнению, утверждение, что на этот день якобы приходился языческий праздник поклонения солнцу, не имеет под собой твердых оснований. Напротив, такие авторы, как Максим Туринский, в своих трудах, датированных IV веком, не проводят никаких параллелей между празднованием Рождества 25 декабря и языческими праздниками. Кроме того, удивительным образом в ходе жарких дискуссий о дате празднования Рождества – многие христиане настаивали на 6 января – аргумент о "языческом празднике" никогда не всплывал.
Для Августина 25 декабря было днем, когда пастухи близ Вифлеема узнали о рождении младенца Иисуса, а 6 января – днем, когда Бог явился язычникам посредством появления трех волхвов. И он называет 25 декабря самым коротким днем в году, начиная с которого день начинает увеличиваться, а ночь сокращаться. День, обращает внимание Фёрстер, а не солнце.
Непрактичная весна
Ганс Фёрстер проанализировал несколько десятков позднеантичных проповедей и трактатов, после чего пришел к выводу, что существует не так много доказательств того, что Рождество – всего лишь христианская версия языческого праздника солнцестояния. Этот праздник – "исследовательский миф", а день солнцестояния не был каким-то особым днем в языческом календаре времен поздней античности.
Но где же тогда основание праздновать Рождество 25 декабря? По мнению Фёрстера, причина связана с туризмом. В первой половине IV века поток паломников в Вифлеем значительно увеличился. Епископ Григорий Нисский в то время предостерегал, что телесное присутствие совсем не гарантирует духовного присутствия. И все же: "Все знают место его рождения, там возвели церковь, а что если праздновать и день его рождения?" Параллель с солнцестоянием очевидна, праздновать весной – непрактично, поскольку тогда отмечается Пасха. Даже без языческого праздника этот день подходил – ведь после него дни становятся длиннее, а не короче.
При этом, несомненно, немаловажно и то, что изначально здесь Бог играет роль не героя, а того, кто сразу сияет в полную силу. И для этого используется день зимнего солнцестояния, но не с той целью, чтобы заменить масштабное римское празднество. Рождество – это не облагораживание эйфории. Гильберт К. Честертон однажды так прокомментировал утверждение, что Рождество – это поклонение солнцу: праздник имеет другой смысл. Он празднуется 25 декабря не потому, что окончание зимы есть нечто триумфальное, а Христос является богом света, а потому, что на улице холодно, надежда еще мала и слаба, а Христос – младенец, олицетворяющий ее.
Комментарии