Гендиректор ЦСКА Роман Бабаев: бразильцы оптимальны по соотношению цена-качество
На модерации
Отложенный
ЦСКА предпочитает осуществлять точечную селекцию, приобретая не просто хороших футболистов, но игроков, способных принести конкретную пользу на конкретной позиции
В Государственном университете управления состоялась лекция генерального директора Профессионального футбольного клуба ЦСКА Романа Бабаева для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта». Речь во время занятия шла о программе развития армейского футбола, клубной инфраструктуре, строительстве нового стадиона, юридических аспектах деятельности ПФК ЦСКА. Ниже мы приводим наиболее интересные фрагменты выступления господина Бабаева.
О программе развития ПФК ЦСКА: «Без принятия такого рода программы рассчитывать на планомерное развитие футбольного клуба и достижения им стабильно высоких результатов попросту невозможно. Этот постулат легко проиллюстрировать на примере ПФК ЦСКА. Многим, например, памятен 1998 год, когда в команду были одномоментно вложены достаточно большие средства и она, одержав во втором круге чемпионата 14 побед в 15-ти матчах, заняла в итоге 2 – е место. Впрочем, это был именно сиюминутный всплеск, внятный план дальнейших действий у тогдашних акционеров отсутствовал, и в итоге уже в следующем сезоне клуб оначал сдавать завоеванные позиции. Ситуация изменилась в 2001 году с приходом новых акционеров во главе с Евгением Гинером (сразу подчеркну, что принципиальное отличие ПФК ЦСКА от многих других российских клубов состоит в том, что наш президент осуществляет не представительские, а непосредственно руководящие функции). Вскоре после этого и была принята программа развития ПФК ЦСКА, позволившая команде в следующие пять лет одержать три победы в чемпионате страны, завоевать Кубок УЕФА и множество других трофеев.
Основной упор в этой программе сделан на подготовку собственных кадров – сейчас ПФК ЦСКА ежегодно тратит на содержание своей детско – юношеской спортивной школы 2 миллиона долларов (кстати, команды всех занимающихся в ней возрастов, сейчас наигрываются по схеме 3 – 5 – 2, той самой, которой придерживается основной состав). Пока результаты деятельности ДЮСШ нас не удовлетворяют: за последние несколько лет лишь один ее игрок – Акинфеев – стал стопроцентным футболистом главной команды. Однако мы надеемся, что со временем ситуация изменится. В любом случае экономически гораздо более выгодно готовить своих игроков нежели комплектовать команду исключительно покупными футболистами.
Еще одна важная составляющая программы развития ПФК ЦСКА определяется кадровой политикой, критериями, по которым в клубе подбирается главный тренер, формируется тренерский штаб, медицинская и научная группы, спортивный и другие отделы. Мелочей в этой работе нет. Малейшая ошибка может стоить очень дорого. И ошибки, увы, случаются. Например, в нынешнем сезоне мы пригласили тренером по физической подготовке бразильца Паоло Пайшау. Нагрузки, которые он дал игрокам во время предсезонной подготовки, принесли положительный эффект на старте чемпионата, однако в середине первенства последовал функциональный провал, на команду навалилась эпидемия травм. Мы далеки от мысли обвинять во всем бразильского специалиста, полагаю, здесь не доработали наши научная и медицинская группы: работающие в них специалисты должны были отслеживать состояние каждого отдельно взятого футболиста посредством всевозможных тестов – на Западе это давно уже обычная практика.
Не здорово сработали в этом году и сотрудники спортивного отдела, в функции которого, в частности, входит планирование сезона, исходя из календаря. О том, что нынешним летом пройдут Кубок Америки и Чемпионат мира среди молодежных команд, было известно заранее. Заранее можно было предположить и то, что в этих турнирах примут участие основные армейские форварды, бразильцы Вагнер и Жо. Соответственно, нам нужно было рассматривать и находить варианты их полноценной замены, однако этого сделано не было. Итог – в матчах, которые ПФК ЦСКА провел без своего ударного тандема, команда не досчиталась 14 очков, из – за чего на финише сезона не смогла полноценно участвовать в чемпионской гонке. Выводы из этой истории мы, конечно, сделали самые серьезные: в частности, во избежание повторения подобных ситуаций, провели реорганизацию спортивного отдела и максимально четко разграничили обязанности между его сотрудниками.
В программе развития ПФК ЦСКА прописаны и принципы, которым клуб следует при формировании команды. Понятно, что подбор состава напрямую зависит от целей, которые ставит перед собой клуб, а также от стабильности его финансирования. Впрочем, очевидно и то, что финансовые возможности в современном футболе определяют далеко не все. Нагляднее всего об этом свидетельствует пример «Реала», в свое время принявшегося скупать самых дорогих и популярных футболистов, но особых лавров такой политикой не снискавшего. Исходя из этого, ПФК ЦСКА предпочитает осуществлять точечную селекцию, приобретая не просто хороших футболистов, но игроков, способных принести конкретную пользу на конкретной позиции. Если говорить о приоритетах нашей селекционно – трансферной деятельности, то предпочтение отдается бразильскому рынку, предложения которого представляется нам наиболее оптимальными по соотношению цена – качество. Взять того же Вагнера: в свое время мы купили его за 5 миллионов долларов, а теперь его трансферная стоимость оценивается в сумму, не меньшую, чем 20 миллионов евро. Особо подчеркну то обстоятельство, что ПФК ЦСКА принципиально не покупает «звезд на пенсии». Мы предпочитаем приобретать молодых, прогрессирующих футболистов: тех кто может на высоком уровне отыграть не один, а несколько сезонов, тех, кого при наличии предложений от европейских грандов, можно выгодно продать».
О клубной инфраструктуре и стадионе ПФК ЦСКА: «Современный футбольный клуб, ставящий перед собой высокие цели, немыслим без мощной инфраструктуры. Некоторые ее элементы в ПФК ЦСКА уже созданы – у нас есть клубный офис, есть детско – юношеская спортивная школа, есть достаточно современная база в Ватутинках.
Пожалуй, единственное, чего нам пока остро не хватает, это собственного стадиона: без него мы не можем максимально эффективным образом выстроить работу со зрителями, телевидением, спонсорами. Впрочем, строительство 30 – тысячной арены ПФК ЦСКА на Песчаной улице уже начато, сезон 2009 года мы планируем провести на собственном стадионе. Разумеется, мы думаем о том, как вернуть деньги, вложенные в строительство арены: речь идет примерно о 250 миллионах долларов. Отбивать эту сумму исключительно за счет продажи билетов (при том, что в прошедшем сезоне 60 процентов из них мы реализовывали по цене от 150 до 600 рублей) пришлось бы лет 20 -- 25. Поэтому мы изыскиваем другие возможности: в частности, объявили тендер на брендирование стадиона. В Европе такое давно не редкость: например, строительство нового стадиона лондонского «Арсенала» обошлось клубу в сумму, эквивалентную 800 миллионам долларов. Вложения поистине гигантские. Однако за счет продажи прав на название арены арабской авиакомпании Fly Emirates, их, как уже подсчитано, удастся вернуть в ближайшие 7 лет.
Еще один источник дохода, который, как мы надеемся, позволит нам быстро окупить расходы на строительство, кроется в продажах вип – лож (sky boxes). На нашей арене их будет около 110. Продавать их мы планируем по цене от 80 до 600 тысяч условных единиц за сезон. Примечательный факт: мы еще только приступили к закладке фундамента, а половина будущих лож уже была зарезервирована.
Завершая тему стадиона, хочу сказать, что безопасность во время игр здесь будут обеспечивать сотрудники частной охранной компании: клуб заключит с ней специальный договор и, таким образом, получит возможность влиять на действия секьюрити. Прежде, когда безопасность обеспечивала милиция, это было абсолютно невозможно».
О несовершенстве спортивного законодательства и деятельности юридического отдела ПФК ЦСКА: «До того, как быть назначенным на должность генерального директора ПФК ЦСКА, я несколько лет возглавлял юридический отдел клуба и могу сказать, что при нашем крайне несовершенном спортивном законодательстве работать в сфере футбола и спорта вообще отечественным юристам очень сложно. У нас нет единых норм, вместо закона о спорте, безнадежно устаревшего и не отражающего современных реалий, юристы вынуждены руководствоваться некой странной смесью гражданского и трудового права. Даже вопрос о том, надо ли при оформлении трансферных сделок платить НДС, в разных регионах решается по разному. Я считаю, что и этот, и многие другие вопросы должны быть четко регламентированы, прописаны в статьях нового закона о спорте. На мой взгляд, этот документ должен содержать прямой запрет на финансирование спортивных клубов за счет бюджетных средств и, напротив, гарантировать налоговые льготы предпринимателям, вкладывающимся в развитие спорта. Без этого наш спорт, и в частности, футбол, никогда не превратятся в полноценный бизнес, не станут нормальной отраслью экономики. Без этого спортивные клубы, особенно провинциальные, не получат стабильного финансирования и будут перебиваться за счет меценатов, которые сегодня есть, а завтра – нет. Без этого в своем спортивном развитии Россия всегда будет отставать от запада. Почему я предпочел работу в Профессиональном футбольном клубе ЦСКА любой другой деятельности на юридическом поприще? Прежде всего потому, что здесь у меня есть возможность заниматься тем, что специалисты именуют «живым правом». Интересные с профессиональной точки зрения коллизии, спорные ситуации, требующие немедленного разрешения – со всем этим юристу, работающему в спортивной области, приходится сталкиваться ежедневно. Самое, пожалуй, памятное дело, в котором мне довелось участвовать за время работы в клубе, было связано с полуфинальной игрой Кубка УЕФА 2005 года ПФК ЦСКА – «Парма». Как вы помните, тогда представители итальянского клуба потребовали от УЕФА засчитать нашему клубу поражение в выигранном матче на основании того, что их вратарь будто бы был тяжело контужен разрывом брошенной с трибуны петардой. Судя по справке, выписанной в одной из московских клиник, голкипер вообще должен был пребывать в коме, что впрочем, не помешало ему уже через пару дней после московского матча принять участие в игре внутреннего итальянского чемпионата. В итоге нашим юристам удалось доказать, что справка была фиктивной. Выписавший ее врач был уволен, а притязания «Пармы» -- признанны абсолютно необоснованными».
О победе ПФК ЦСКА в Кубке УЕФА и ее последствиях: «В финансовом плане эта победа дала нам не так много. За выигрыш в финале ПФК ЦСКА получил от УЕФА 6 миллионов долларов. Для сравнения: в этом году за участие в групповом этапе Лиги Чемпионов клубу были перечислены 9 миллионов. Однако с точки зрения имиджевой значение выигрыша Кубка УЕФА переоценить просто невозможно. Причем речь идет об имидже не только самого ПФК ЦСКА, речь идет об имидже всего российского футбола. Вот вам пример, который я имел возможность наблюдать собственными глазами, присутствуя несколько лет назад на жеребьевке Лиги Чемпионов. Тогда во время представления ПФК ЦСКА на экраны была выведена эмблема «Спартака», и, соответственно, наоборот. Никто кроме нас, россиян, этой ошибки не заметил. То есть вы понимаете: еще совсем недавно на Западе наш футбол не был интересен практически никому. Им было абсолютно все равно – ПФК ЦСКА, Спартак… Команда из России, и все, какая разница, как она называется!? А теперь, после нашей победы в Кубке УЕФА такая путаница абсолютно исключена. Мы заставили их уважать наш футбол. Другое дело, что ПФК ЦСКА, не смог в полной мере реализовать потенциал этой победы. Нам надо было по максимуму вкладываться в PR, на его волне привлекать спонсоров, развивать производство сувенирной продукции, мерчендайзинг. Но, увы, все это мы понимаем только сейчас. А тогда мы оказались не готовы к такому успеху, и по большому счету не знали, что с ним делать. Конечно, это тоже можно считать ошибкой. Но на ошибках, как известно, учатся».
Комментарии