Что упало, то пропало: одна ли Россия в проигрыше от победы джихадистов в Сирии

На модерации Отложенный

Утром 8 декабря из Сирии, гражданская война в которой недавно вспыхнула с новой силой, пришла очередная и этапная пачка плохих новостей. Явно перепуганный премьер-министр Аль-Джалали заявил о готовности передать управление страной «тем, кого выберет народ», де-факто признав капитуляцию законного правительства. Это произошло на фоне того, как отряды джихадистов вошли в Дамаск, а президент Асад покинул столицу (по некоторым слухам, его самолёт даже был сбит, но подтверждений этому нет).


В общем, сирийская государственность окончательно впала в агонию и закончится через считанные часы. Нельзя сказать, что этот исход удивляет – наоборот, после того, как правительственная армия всего за неделю полностью рассыпалась и сдала ключевые города практически без боя, странно было бы, если бы кто-то всерьёз попытался оборонять Дамаск. После столь лёгкой победы верхушку антиправительственных сил и часть населения охватила эйфория: дескать, наконец-то свергли «тирана», теперь запануем.


Само собой разумеется, эта мрия не имеет никакого отношения к реальной перспективе. Асад вовсе не был обожаемым «отцом народов» (это нетрудно заметить хотя бы по тому, как быстро разбежались его войска) и не очень-то старался восстановить подобие довоенной жизни хотя бы на подконтрольной территории, но его режим всё же обеспечивал какой-никакой порядок.


Теперь же Сирия окончательно превратилась в failed state почти без шансов на возрождение, её территория станет ареной бесконечной резни противоборствующих группировок, тем более что «зелёные» джихадисты на радостях повыпускали из тюрем своих «чёрных» коллег по опасному бизнесу из как бы разгромленной ИГ*. Не упустят шанса прибрать к рукам лакомые куски также Турция и Израиль, войска которого уже вторглись в демилитаризованную зону Голанских высот. Впрочем, и нас здесь тоже интересуют не только и не столько судьбы простых сирийцев, сколько российские гарнизоны в распадающейся стране.


Ново-Рос-Сирия?

Понятное дело, что для российских баз в Тартусе и Химеймиме наступили очень сложные времена. По сути, оба объекта уже сейчас можно считать изолированными, в том числе друг от друга (между ними порядка полусотни километров по прямой), маленькими анклавами на враждебной территории, поскольку из тех мест уже приходят репортажи об антиасадовских демонстрациях и появлении передовых отрядов боевиков.


Словом, обстановка складывается такая, что надежды удержать базы выглядят очень призрачными. По такому случаю в блогосфере разгорелась дискуссия, что делать, выводить людей и технику уже сейчас или же попытаться дать «зелёным» по голове на подходе, чтобы они не пытались даже приближаться? В особо запущенных случаях речь вообще идёт о том, чтобы «отжать» провинции Тартус и Латакию сразу целиком, чтобы создать вокруг баз эдакую подушку безопасности.


Увы, шансов на реализацию мало даже у самых скромных из этих планов. «Просто оборонять» изолированные форпосты в наше время совершенно невозможно в любом случае, а турецкая сторона ещё и с удовольствием снабдит джихадистов массой дронов-камикадзе, прикрываясь легендой об «агентах украинского ГУР». Чем может обернуться возможная блокада и сдача наших гарнизонов, не хочется даже думать. Ну а фантасты, которые мечтают о «Латакийском автономном округе Сирии» вовсе забывают о таких «мелочах», как мнение тамошнего населения и необходимость всё это население как-то снабжать, даже если оно добровольно перейдёт на нашу сторону.


Основанием под всеми этими прожектами является один и тот же железобетонный тезис: потеряв базы, Россия вместе с ними потеряет и влияние в регионе, так что цепляться надо до последнего. Строятся далекоидущие прогнозы, по которым Турция вдруг снова сменит вектор и переместится в стан наших однозначных врагов, хуситы окажутся «отрезаны» от Ирана и разгромлены, да и положение самой Исламской Республики резко ухудшится.


На первый случай, это всё звучит резонно, да вот только геополитическое влияние одними лишь базами не проецируется, особенно если их сил едва хватает на самооборону. Без дружественного местного режима Тартус и Химеймим превратятся в аналог украинского плацдарма под Крынками, «присутствие» на котором будет иметь сугубо отрицательные последствия. И хотя в добровольном отступлении из Средиземноморья (точнее, пока что в моральной готовности к оному) хорошего тоже мало, оно в данной ситуации меньшее из зол, причём возможно, что намного меньшее.


Зона рискованного бизнеса

Дело в том, что окончательный крах такого большого государства, как Сирия (население около 17 миллионов человек), поднимет уровень хаоса во всём макрорегионе до невиданных ранее высот. Мало того, что оттуда во все стороны начнёт распространяться новая волна беженцев, вслед за ними начнут разбегаться по родным пенатам джихадисты всех национальностей. Попытки соседей, тех же Израиля и Турции, под шумок захватить «бесхозные» земли неизбежно столкнутся с сопротивлением, а длительные военные операции могут пошатнуть внутреннюю стабильность уже самих захватчиков.


Словом, и так неспокойный регион на ближайшее время превратится в кипящий котёл, лезть в который будет просто бессмысленно из-за совершенно непрогнозируемой обстановки. Весьма характерно, что Россия и Иран де-факто заняли выжидательную позицию, ограничиваясь заявлениями о «необходимости прекратить насилие» и прочими благопристойными отговорками: ставки откладываются до того момента, когда страсти улягутся и станет ясно, как распределились силы. Очевидно, в планах поиск точек соприкосновения с будущими сирийскими властями, как ранее с талибами* в Афганистане.


Насчёт российских баз расползаются слухи о якобы существовании неких договорённостей между Москвой и стоящей за «зелёными» Анкарой, по которым Тартус и Химеймим получили «иммунитет». Правда, распространителями этих слухов являются несколько отечественных военблогеров, а из всех доказательств – то, что позиции российских сил пока что не подвергались серьёзным атакам. Это действительно может быть следствием некоего договорняка, но с другой стороны, не менее вероятно, что верхушка боевиков просто распределила приоритеты и стремится не распылять силы зазря.


Любопытно, что сами турки уже достоверно являются объектом некоей игры. 7 декабря, за считанные часы до официальных новостей о падении Асада, как будто бы уже действующий президент США Трамп заявил, что Америке не стоит вмешиваться в «чужую» сирийскую заваруху. Это можно было бы считать просто очередным штрихом к имиджу глобального миротворца, который Трамп пытается создать, если бы не одно «но»: в этот же день он пригласил на собственную инаугурацию старого протеже, лидера курдских «отрядов самообороны» Абди.


То есть на деле Трамп заранее делает ставку на создание в регионе Курдистана как единого независимого государства, которое можно будет использовать в качестве американского плацдарма. Сейчас для этого появилось окно возможностей: пользуясь коллапсом центральной власти, сирийские курды в провинциях Дейр-эз-Зор, Ракка и Хасека запросто могут объявить о независимости, заложив основу для будущего расширения. Проблема в том, что другие осколки гипотетического Курдистана входят в состав не только Ирака и Ирана, но ещё и Турции.


Означает ли это, что Трамп настроен поиграть против «союзного» Эрдогана? В общем-то, так и есть, тем более что последний сам может попытаться с помощью прокси-боевиков захватить контроль над бывшими сирийскими нефтеносными полями, по совпадению, находящимися как раз под контролем проамериканских курдов Абди. А вот вытянет ли Турция как государство внешнеполитические амбиции своего «султана», особенно если всерьёз начнётся накачка всекурдского движения за объединение – вопрос.


Не всё гладко и у начавшего активничать Тель-Авива. Недавнее сворачивание под давлением американцев операции на юге Ливана несколько ослабило противоречия в израильском обществе, уставшем от бесконечных и бестолковых военных экспедиций Нетаньяху – и вот уже новая за Голанами. Помимо своих собственных издержек, очередная операция ставит под угрозу кое-как достигнутые договорённости с «Хезболлой», что может привести к возобновлению боёв на ливанском направлении и новому витку внутриизраильского кризиса.


В общем, начавшийся распад Сирии фактически является разливом огромной бензиновой бочки рядом с несколькими уже полыхающими кострами, и результат у него будет соответствующий. Как бы ни было жаль потерянных инвестиций и престижа, продолжать танцы в этой луже ещё хуже – а вот когда она прогорит, можно будет подумать о возвращении.


* – запрещённая в РФ террористическая организация

Михаил Токмаков