\"Роснефть\" продавала свою нефть через офшор «Р-Трейд Лимитед» в Джерси

На модерации Отложенный

РБК daily удалось обнаружить нового крупного покупателя нефти «Роснефти», который в последующем будет экспортировать сырье. Это офшор «Р-Трейд Лимитед», зарегистрированный в Джерси. Как следует из судебного акта московского арбитража от 2 августа 2007 года (копия есть в распоряжении РБК daily), госкомпания 21 мая 2004 года заключила контракт с «Р-Трейд Лимитед» на продажу и последующую экспортную поставку нефти на общую сумму 680 млн долл. Причем, судя по данным документа, платежи по контракту продолжались в ноябре 2006 года, что свидетельствует о его долгосрочном характере. Источник РБК daily в банковских кругах утверждает, что акционерами «Р-Трейд Лимитед» в 2004 году являлись топ-менеджеры «Роснефти».

Арбитражный суд Москвы в августе 2007 года обязал «Роснефть» заплатить штраф 40 тыс. руб. на основании постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Москве, которое обвинило компанию в неправильном оформлении паспорта сделки по продаже и последующей экспортной поставке нефти компании-нерезиденту «Р-Трейд Лимитед», расположенной в Джерси. Согласно документу паспорт сделки по контракту от мая 2004 года на общую сумму 680 млн долл. был оформлен в Банке Сосьете Женераль Восток.

В отчетности «Роснефти» за 2004 год подобные крупные сделки не фигурировали, а «Р-Трейд Лимитед» не указана в качестве аффилированной структуры госкомпании. У «Роснефти» есть несколько трейдерских «дочек», зарегистрированных в Санкт-Петербурге, одна из них ООО «РН-Трейд». В настоящий момент госкомпания поставляет нефть на экспорт, в том числе через швейцарского трейдера Gunvor, который выиграл ее тендер по поставкам топлива и на первый квартал будущего года. Происходит ли поставка сырья напрямую или через посредников, в компании не уточняют.

В пресс-службе «Роснефти» не комментируют информацию об «Р-Трейд Лимитед». На официальный запрос РБК daily о том, аффиллирована ли «Р-Трейд Лимитед» с госкомпанией и почему данные об этой сделке не содержатся в ее отчетности, юристы «Роснефти» не ответили.

Между тем по итогам внеочередного собрания акционеров одной из «дочек» «Роснефти» ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» 30 августа 2004 года было принято решение одобрить сделку с заинтересованностью, превышающую 50% балансовой стоимости активов компании. Предметом сделки стал договор поручительства этой «дочки» перед банком ABN Amro по кредиту для «Роснефти» на сумму до 500 млн долл. (плюс любую дополнительную сумму, которую согласуют кредитор и заемщик).

Кроме того, акционеры одобрили кредитные договоры «Роснефти» по этой же сделке, где фигурируют банки «Сосьете Женераль Восток» и Международный московский банк. Кредит выдавался на пять лет и включал в себя в том числе обязательства по поставкам нефти нескольким крупным трейдерам — Gunvor, Petraco Oil Company, Vitol, с которыми были заключены агентские договоры. Причем в качестве одного из фигурантов договора с каждой из этих трех трейдерских компаний фигурирует и «Р-Трейд Лимитед».

Источник, близкий к Международному московскому банку, утверждает, что «Р-Трейд Лимитед» представляет собой трейдерскую структуру, по своей форме напоминающую торговый дом «ЮКОС-Москва». Это посредник «Роснефти» при осуществлении экспортных сделок и других операций. По словам источника, совла­дельцами офшора в 2004 году являлись топ-менеджеры «Роснефти». Получить подтверждение этой информации не удалось.

Президент трейдерской компании «Комплекс-ойл» Дмитрий Парфенов отмечает, что нефтяные мейджоры иногда используют аффиллированные посреднические структуры в офшорах при совершении сделок с трейдерами для того, чтобы было удобнее возмещать НДС по экспортным сделкам. В частности, подобная схема была использована «Татнефтью» при поставках топлива на Кременчугский НПЗ «Укртатнафты». По его словам, поставщики нефти редко заключают экспортные контракты с трейдерами более чем на год ввиду волатильности рынка.

Но исключения из правил случаются, когда в контракт включены дополнительные условия сотрудничества, например крупный заем или инвестиции. Он приводит в пример договор Glencore и «РуссНефти», когда трейдер давал Михаилу Гуцериеву на развитие бизнеса крупные кредиты общим объемом свыше 1,5 млрд долл. под долгосрочные поставки нефти. Кроме того, в 2005 году «Роснефть» заключила контракт с китайской CNPC на поставку 48,4 млн т нефти до 2010 года по фиксированной цене в обмен на средства по реструктуризации кредита на покупку «Юганскнефтегаза».

Наталья Мильчакова из ФК «Открытие» отмечает, что нефтяные компании используют множество схем при взаимоотношениях со своими трейдерами. Такие сделки порой непрозрачны и их участники не всегда раскрываются в полном объеме Эксперт полагает, что в случае взаимоотношений «Роснефти и «Р-Трейд Лимитед» в 2004 году речь могла идти не о налоговой, а скорее, о некой финансовой схеме с целью оптимизировать операции госкомпании как с деньгами, так и с активами в условиях предстоящей консолидации ее «дочек».