Наркотрафик все сильнее атакует Россию и с Юга, и с Запада

На модерации Отложенный Последнее время Россия оказалась под «перекрестным огнем» как азиатских (Афганистан – уже хрестоматийный пример), так и европейских наркодилеров. И, если завершившийся вчера в Челябинске обвинительным приговором процесс по делу четверых торговцев «дурью» из Таджикистана не стал сенсацией, то дело их минских «коллег», организовавших канал поставки «экстази» из Польши, всерьез встревожило правоохранительные органы Белоруссии и России. В то же время отмечается и новый всплеск нелегального экспорта наркотиков растительного происхождения из воюющего Афганистана.

Не секрет, что все большую популярность среди наркоманов приобретают синтетические наркотики постепенно вытесняющие традиционные героин и марихуану. При этом стремительно растет число нелегальных операций с прекурсорами (опиодными анальгетиками и т.п.), используемыми для производства наркотиков. Причем Россия, располагающая мощным производством в сфере изготовления химических веществ, сама превратилась в поставщика этого сырья в страны – производители синтетических наркотиков, например, в Польшу. Еще два года назад в Омске выявили целый интернет-магазин, предлагавший широкий ассортимент химических веществ-компонентов при изготовлении амфетаминов, кокаина и героина.

Белая смерть через Белую Русь

На прошлой неделе в Минске были задержаны три гражданина этой страны, организовавшие канал контрабандной поставки наркотиков из Польши в Белоруссию и Россию. В Центре информации и общественных связей белорусского КГБ Белоруссии «НИ» сообщили что, этих людей арестовали при попытке сбыта 327 граммов (1400 таблеток) психотропного вещества МДМА, известного также как «экстази». Задержанные планировали распространять наркотики в увеселительных заведениях Москвы и Минска.

Кроме того, за последние два года в Белоруссии раскрыли целую сеть подпольных лабораторий по производству одного из синтетических наркотиков, продававшегося в том числе и в Россию. С особой тревогой в здешних правоохранительных органах говорят о появлении нового сильнодействующего синтетического наркотика – «белого китайца», который в чистом виде по воздействию на человеческую психику в тысячи раз превосходит героин. Особую популярность в Белоруссии приобрели и «чисто психотропные» вещества, в том числе амфетамины, поступающие в основном из Польши и Литвы. С 2000 года число операций по их изъятию возросло в 22 раза. При этом большая часть этого конфискованного материала предназначалась опять-таки для переправки в Россию.

Украинский транзит

Другой наш западный сосед и партнер по СНГ – Украина – вообще попала в число мировых лидеров по транзиту наркотиков. Правда, подобную информацию, неофициально распространяемую экспертами, «НИ» официально и категорически опровергли в департаменте по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД и в Службе безопасности Украины. «Это чушь», – заявила корреспонденту «НИ» глава пресс-службы СБУ Марина Остапенко. При этом она подтвердила, что в стране активно действуют международные преступные группировки: «Только за этот год нами изъято 500 кг героина, который следовал транзитом через нашу страну. Его стоимость на «черном рынке» составляет около 40 млн. долл. США».

Что касается транзита наркотиков в Россию, эксперты СБУ могут похвастать разве что удачными операциями по задержанию отдельных лиц, но никак не разгромом целых группировок. Несколько дней назад, например, сотрудниками в поезде Новороссийск – Санкт-Петербург, который транзитом следовал через территорию Украины, во время таможенного досмотра правоохранителями была задержана гражданка России. В личных вещах правонарушительницы были обнаружены шприцы, наполненные ацетиленовым опием. Выяснилось, что она самостоятельно изготовила наркотическое средство из дикого опийного мака, хранила его дома, а потом решила контрабандным путем вывезти его в Россию. Также был задержан житель Донецкой области, который перевозил через границу на автобусе Горловка – Ростов бутылочку из-под лекарств, наполненную ацетиленовым опием. Трижды судимый за кражи, мошенничество и хранение наркотиков гражданин попался тоже во время таможенного досмотра.

Наркоразделение труда

Еще в 1978 году риксдаг торжественно провозгласил, что в ближайшей перспективе Швеция – единственная страна в западном мире, которая может полностью освободиться от наркотиков. Сегодня эта декларация воспринимается в Швеции как чистая маниловщина. Цена на наркотики с каждым годом падает, их предложение растет и, как следствие, увеличивается число связанных с ними преступлений и смертей. 80% сегодняшних заключенных получили сроки за наркопреступления, а число смертей наркоманов за десять лет возросло в два раза, достигнув в 2006 году более полутора тысяч человек.

О проблемах, связанных с этим злом, и причинах провала «плана 1978 года» «Новым Известиям» рассказал сотрудник государственной организации «Мобилизация против наркотиков» Вальтер Кего. По его словам, в последние годы производители резко снизили цены на «дурь». В результате у многих школьников появилась возможность ее попробовать.

Гашиш идет сюда из Марокко, амфетамин – из Голландии (50% рынка) и Польши (около 30%).
«Экстази», поступающий в Скандинавию, является целиком голландского происхождения.

Львиная доля наркотиков попадает на Скандинавский полуостров через Эресундский мост между Данией и Швецией. Поток машин здесь так велик, что возможность их проверить отсутствует. В последнее время участились случаи провоза наркотиков в Швецию через малые порты на Балтийском и Атлантическом побережьях, где нет таможенных постов. Как правило, в эти порты заходят прогулочные яхты и катера.

Через Россию, по словам моего собеседника, в Скандинавию идет ничтожное количество наркотиков. Куда интенсивнее трафик в обратном направлении – от кокаина до амфетамина.

«Я прошу вас отметить, что главное зло в Европе исходит из Голландии, – заявил Вальтер Кего, – эта страна является центром наркопроизводства и сбыта «товара» в Европе. Брюссель и отдельные государства Евросоюза пытаются заставить правительство Нидерландов ужесточить свое либеральное законодательство, но пока все эти усилия не принесли результата. Я не хочу обвинять никого конкретно, но следует признать, что Голландия зарабатывает огромные деньги на наркоиндустрии».

Россия, как утверждает Вальтер Кего, принимает участие в организованном голландцами международном «разделении труда». Химические компоненты для голландских амфетаминовых фабрик поступают главным образом из нашей страны. Ингредиенты для производства «синтетики» легко провозить через границы, поскольку часто это вещества двойного назначения, а уже «собранные» на территории Голландии наркотики без всяких проблем распространяются по безграничному Евросоюзу.

Сотрудничество с Россией в области борьбы с общим злом идет неплохо. В декабре в Санкт-Петербурге состоится очередная встреча наркополицейских стран Балтийского региона, на которой будет обсуждаться основная форма кооперации – обмен информацией. Однако, как считает Вальтер Кего, пока в центре Европы существует «голландский оазис» наркопроизводства и торговли, о серьезных успехах по вытеснению «дури» из Европы говорить не приходится.

«Пояса безопасности» для Афганистана

Масштабный рост производства наркотиков на афганской территории наблюдается уже 15 лет – с 1992-го, когда участники развернувшейся в стране гражданской войны активно использовали доходы от производства «дури» для финансирования боевых операций. Приход к власти в Афганистане талибов не повлияли на ход событий. Кстати, рекордный урожай опиатов (4560 тонн) был зафиксирован в 1999 году, когда в стране функционировали десятки лабораторий по переработке сырья, где работали и приглашенные с Запада специалисты.

Под международным давлением администрация президента Афганистана Хамида Карзая еще пять лет назад официально запретила выращивание опийного мака. Но любые шаги в этом направлении наталкиваются на активное сопротивление местного населения. Так, по данным ООН, в 2007 году в Афганистане под опийный мак было засеяно 193 тыс. га сельхозугодий (рост на 17% по сравнению с 2006 годом), наркоурожай опиума оценивается в 8200 тонн (рост на 34%). Как рассказала «НИ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Марианна Арунова, 75% афганского опия по-прежнему культивируется в самых нестабильных районах страны, контролируемых талибами. В этом отношении лидирует провинция Гильменд (100 тыс. га наркопосевов). Транспортировка афганских наркотиков идет по северному (Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, около 25% общего объема), западному (Иран, 49%) и южному (Пакистан, 26%) направлениям. При этом от исходящей из Афганистана наркоугрозы традиционно в наибольшей степени страдают не граничащие с ним страны, а Россия и западные государства.

Недавно представитель Еврокомиссии в Казахстане, Киргизии и Таджикистане Адриан ван дер Меер заявил о существенном падении уровня эффективности таджикской пограничной службы. Так, в 2006 году таджикским пограничникам удалось изъять на границе с Афганистаном лишь 220 кг героина, а за первое полугодие 2007 года – всего 70 кг. Для сравнения: в 2004 году российские пограничники в этом районе конфисковали 2 тонны героина. Критика со стороны Брюсселя произвела на таджикского президента Эмомали Рахмона столь сильное впечатление, что на прошлой неделе он без каких-либо внятных объяснений отправил в отставку главу управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Файзулло Гадоева (награжденного, кстати, медалью ФСБ РФ «За боевое содружество» и почетным знаком «За содействие МВД России»).

Несколько дней назад официальный Кабул признал, что в афганский наркобизнес вовлечены порядка 110 тысяч человек, включая госслужащих среднего и высшего звена. За неполный 2007 год арестованы 1500 контрабандистов, в том числе 30 госслужащих и 12 сотрудников полиции.

В МИД РФ «НИ» рассказали, что Москва предложила собственную модель нейтрализации афганской наркоугрозы. Речь идет о создании «антинаркотических и финансовых поясов безопасности» по периметру афганских границ. Ряд мер (в первую очередь операция «Канал», осуществляемая Организацией Договора о коллективной безопасности) уже позволили осложнить наркодельцам жизнь на северных рубежах Афганистана.