Какую Россию оставляет в наследство Путин

На модерации Отложенный

В своем вчерашнем номере влиятельная британская газета «Гардиан» попыталась подвести своеобразный итог «эпохе Путина». Автор статьи - Джонатан Стил - принимал участие в «прощальной» встрече неформального «валдайского» клуба западных экспертов-кремленологов с Президентом России, состоявшейся на прошлой неделе в Сочи. «Путин оставляет в наследство Россию, не нуждающуюся в заискивании перед Западом» - называется этот материал, выдержки из которого мы предлагаем читателям «КП». Кто бы ни стал следующим лидером страны, осуществлена метаморфоза, означающая, что страна снова стала независимой и снискала уважение к себе. Что же оставляет Путин в наследство?

Начнем с того, что это стабильность и экономический рост. После хаоса 1990-х, показательными моментами которого были штурм Ельциным российского парламента с танковым обстрелом в 1993 году и банкротство почти всех банков в 1998-м, Путин обеспечил спокойствие на политической арене и 7-процентный ежегодный экономический рост. Социальное неравенство усилилось, и многие из нуворишей гротесково грубы и жестоки, но не все колоссальные прибыли Кремля от продажи нефти и газа попадают в карманы частных лиц или складываются в кубышку государственного Стабилизационного фонда. На модернизацию школ и больниц потрачено достаточно средств, чтобы люди заметили перемены. Общий уровень жизни повысился. Вторая война в Чечне почти завершилась.

Для западных наблюдателей главная головоломка - это внешняя политика Путина. Только ястребы осмеливаются называть ее «агрессивной». Реальных подтверждений этому эпитету просто нет. Поэтому сегодня популярны такие штампы, как «решительно направленная на самоутверждение» или «националистическая», содержащие лишь подспудную негативную коннотацию. Сам Путин употребляет эпитеты «независимая» и «суверенная». Как он сказал нам на прошлой неделе, в современном мире независимость - дорогостоящая роскошь, которую могут позволить себе лишь несколько богатых и крупных стран.

Как он выразился, большая часть стран зависит от своих соседей или от альянсов, в которые входит.

Путин прав, особенно когда «независимость» - это эвфемизм, подразумевающий независимость от Соединенных Штатов. Не каждая страна скатывается до низменного положения «пуделя» Буша, но сложно постоянно не соглашаться с точкой зрения Вашингтона и избегать наказания. России это удается. Десять лет назад она имела колоссальную задолженность перед МВФ. Теперь ее резервы превышают общую сумму средств, которыми МВФ располагает для кредитования в глобальном масштабе. Политическая философия Путина отражает расхожую мудрость глобализованной мировой элиты.

Он выразил желание поощрять рост среднего класса, который, на его взгляд, является костяком всякого социума, а затем начал живописать, как россияне приобретают недвижимость, берут ипотечные кредиты, думают о своем бюджете и занимаются планированием. Столетие, в течение которого Запад мог влиять на внутреннее развитие России, окончательно завершилось. И это главное, что оставляет в наследство Путин. Он создал фундамент для социально-политического строя, который не нуждается в страхе или благосклонности Запада для того, чтобы уцелеть.

Он проводит внешнюю политику, не зависящую от ожиданий, возлагаемых на него Вашингтоном или, кстати сказать, Европой. Россия не соревнуется с Западом и не враждует с ним, но не впадает и в другую крайность: не совершает отчаянных попыток пробиться в клуб западных держав. Как минимум на несколько ближайших десятилетий Западу придется смириться с этой новообретенной независимостью. Он должен научиться обращаться с Россией точно так же, как уже обращается с Китаем - как с экономическим и стратегическим колоссом, которому Запад больше не читает нотаций и не провоцирует, а ведет с ним торговлю и уживается, воспринимая его трезво и реалистично.