О банальной и небанальной арифметике

 

Давно запретил себе писать больше одной статьи в день, но придется отступить от этого правила. Сказав "А", нужно говорить и "Б" и "В".

Тем более, что непонимаемыми оказались вещи, которые мне казались общепонятными. Поэтому, специально для Каспаров.ру должен ответить на обе реплики – Ильи Константинова и Евгения Ихлова.

Но в одной статье сделать этого не получится. Говорить придется о совсем разных вещах. Начну с реплики Константинова. Что раз у Ельцина в 91-м году было меньше половины от списочного состава избирателей, то и не было воли народа на то, чтобы Ельцин стал избирателем.

Как расценивать победу Ельцина на выборах 91-го года? Вот таблица результатов. Явка 76%

Ельцин – 57,30%, 45 552 041

Рыжков – 16,85, 13 359 335

Жириновский – 7,81, 6 211 007

Тулеев –  6,81%, 5 417 464

Макашов – 3,74%, 2 969 511

Бакатин – 3,42%, 2 719 757

Илья Константинов решает задачу, демонстрируя навыки пятого класса – умножение десятичных дробей. Умножаем явку 0,76 на процент Ельцина 0,57 и получаем 0,4332, то есть меньше половины, то есть воли народа в поддержку Ельцина не было. Этот вывод он считает банальным.

Учительница по арифметике, в самом деле, поставила бы Илье пятерку. Учитель по политической психологии или политологии влепил бы пару. Почему?

В сознании (или, если хотите внутренней модели мира) у каждого человека есть несколько зон. Зона представлений о себе. Зона представлений о близких, знакомых людях. Зона представлений о своей профессии (главном занятии).

Эти зоны есть у всех людей. А помимо их есть еще и зоны представлений о вещах, для одних людей значимых, существующих, а для других как бы и не существующих. Например, у одного человека развита зона представлений о музыке. Или – литературе. А у другого этих зон нет, но зато развита зона представлений о боевых искусствах. Есть люди с развитым философским знанием, а есть – вообще без этого знания.

Точно так же есть люди с развитой зоной политического знания, представлений об обществе в целом, о государстве, о политике и т.д. и люди, для которых психологически этой сферы не существует.

Строго говоря, вторых нельзя считать гражданами и допускать к участию к выборам, так как это равносильно моему участию в выборах лучшего футболиста, когда я вообще не знаю, что такое футбол.

В любом обществе количество граждан (в этом смысле) не превышает 70-75 процентов. Это как раз и видно по явкам на выборы. Если эта явка – 85 или 99 процентов, то нам подсовывают липу. Свободно на выборы ходят, максимум, процентов 70-75.     

Поэтому ельцинские 43 процента от списочного числа избирателей – это абсолютное  большинство.

Почему это воля народа и что это вообще такое – воля народа? В любом обществе есть ограниченное число конкурирующих идей. Они и борются между собой за голоса, а на самом деле – за умы членов общества. В 89-93-м годах такими доминирующими идеями в СССР были идеи капитализма и коммунизма. Были на сцене и иные идеи, но послабее – национализма, например. Были и попытки гибридных идей, вроде социализма с человеческим лицом (социал-демократии). Ельцин прислонился к идее капитализма. Рыжков и Бакатин, а в какой-то степени и Макашов с Тулеевым – к идее советского коммунизма. Что на тот момент проповедовал Жириновский, я просто не помню, да никто его тогда серьезно и не воспринимал (как и последующие 25 лет).

Так вот из двух идей победу четко одержала идея капитализма (ельцинская). Из социально-активной части населения (то есть из граждан) ее поддержало примерно две трети. Коммунистическую – меньше трети. Остальные идеи – поделили между собой остальные 5, максимум 10 процентов. Эта раскладка (грубо говоря, 65 против 35, или 60 против 30) сохранялась до декабря 93-го, когда маятник пошел в другую сторону.

Слишком сложно? Граждане–неграждане, битвы идей?..

Да, рефлексия может быть и сложновата. Можно было бы обойтись и без нее. Но для этого нужно просто помнить, как это всё было. Какая была в обществе атмосфера. Что висело в воздухе. Ну, например, помню я такой разговор с какой-то бабушкой в каком-то совершенно забытом богом, глухом углу отечества: "Мы за Ельцина, милок. Может хоть он даст народу вздохнуть...".

А вот если не помнить, если строить теории, если пытаться сводить сложность политической жизни к умножению десятичных дробей, то мы как раз и получим кривое зеркало.

И тогда, даже если мы и будем очень искренними, правдивыми быть у нас не получится.