Исправительные центры захотели избавить от особо опасных преступников

На модерации Отложенный

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

На внеочередном пленарном заседании Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые призваны оздоровить ситуацию в исправительных центрах, где отбывается наказание, в виде принудительных работ: сейчас эти центры заполонили совершившие особо тяжкие преступления, которые плохо влияют на остальных осужденных, объясняет Минюст. 

Правительство предложило внести изменения в Уголовно-исполнительный и Уголовный кодексы. Суть их в том, что осужденные за особо тяжкие преступления (наказания за них превышают 10 лет лишения свободы) и отбывающие срок в колониях строгого режима, отбыв половину срока, смогут ходатайствовать об изменении вида исправительного учреждения, то есть о направлении в колонию-поселение, а отбыв две трети срока - о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами или условно-досрочном освобождении. «Поэтапное смягчение наказания будет способствовать более успешной подготовке таких осужденных к ресоциализации и возвращению в общество»,- заявил депутатам замглавы Минюста Андрей Логинов. 

Принудительные работы как вид наказания стали применять в России с 2017 года. Это - альтернатива лишению свободы. Отбывают это наказание в специальных исправительных центрах, из зарплаты осужденного удерживается часть. Сразу к принудительным работам может быть приговорен гражданин, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, а также тяжкое преступление, но впервые. В случае уклонения осужденного от работ или при злостном нарушении им режима неотбытая часть наказания заменяется колонией. Сейчас и впредь до того дня, когда обсуждаемые законопроекты станут законами, право на замену колонии строгого режима на принудительные работы имеют осужденные по особо тяжким статьям, отбывшие в колонии строгого режима лишь половину срока. А о замене колонии строгого режима на колонию-поселение - по отбытии двух третей срока. 

Результаты действия этого правила («дисбалансом» назвал его г-н Логинов) налицо. По статистике ФСИН, всё большую долю среди обитателей исправительных центров составляют особо опасные преступники. Доля эта растет год от года угрожающими темпами, и по состоянию на 1 января 2022 года достигла 79% (7874 человека из 9 969). 

Все осужденные в исправительных центрах содержатся вместе, «в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре, что отрицательно отражается на оперативной обстановке в учреждениях», говорится в пояснительной записке к одному из законопроектов. На 1 января 2022 года почти две тысячи осужденных за особо тяжкие преступления нарушали порядок и условия отбывания наказания, 49 совершили повторные преступления прямо по месту отбывания наказания, и в течение 2021 года 790 осужденных за особо тяжкие преступления, которым неотбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, отправились обратно в колонии. 

«На 1 июля 2022 года более 88 тысяч осужденных за особо тяжкие преступления уже получили право обращения в суд с ходатайством о замене неотбытый части наказания принудительными работами. То есть они уже отбыли половину срока. И если суды сегодня начнут удовлетворять эти ходатайства, получится, что процент осужденных за особо тяжкие в исправительных центрах будет достаточно высок»,- пугал представитель правительства. «Достаточно высок» - это выше 79%, надо понимать 

В ходе обсуждения выяснилось, что многие депутаты считают нужным расширить перечень статей УК, осуждение по которым лишает права на смягчение режима отбывания наказания. Михаил Делягин («СР»), в частности, возмутился, почему «любовь распространяется на коррупционеров во власти, на всех этих оборотней в погонах и без, на этих миллионеров-милиционеров и таможенников». Первый замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина («ЕР») ответила, что перечень ко второму чтению может быть и скорректирован. «Комитет считает, что нужно включить в него новые статьи о госизмене и шпионаже, которые были приняты недавно и уже подписаны президентом»,- сказала она. Впрочем, в заключениях комитета на оба законопроекта нет ни одного замечания и указания на то, в каком направлении возможна корректировка текстов ко второму чтению. 

Ксения Горячева («Новые люди») предложила правительству «смотреть на проблему шире», и поинтересовалась, «когда будет начата реальная работа по созданию комплексной содержательной программы адаптации, психологического оздоровления заключенных, их социализации в обществе». Из ответа г-на Логинова следовало, что не скоро. 

«Министерством юстиции уже достаточно, продолжительное время… потому что это очень сложная тема, разрабатывается закон… о пробации в РФ лиц отбывающих наказание»- сказал он 

«В ближайшее время» текст законопроекта будет размещен на официальном портале для общественного обсуждения, продолжил г-н Логинов, «с этого момента начнется работа по согласованию и дальнейшему рассмотрению его в правительстве перед внесением в Госдуму». 

Между прочим, о том, что такой законопроект уже подготовлен и предусматривает создание уже к середине 2023 года специальной службы пробации, которая будет заниматься подготовкой освобождающихся к жизни на воле, глава Минюста Константин Чуйченко докладывал президенту Путину ещё в января 2022 года. Согласование текста инициативы со всеми заинтересованными ведомствами, по его словам, на тот момент было «почти завершено». Президент Путин эту идею одобрил. Но потом, очевидно, стало не до того… 

Выступавший от имени фракции КПРФ первый замглавы Комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков выразил сожаление, что «эти очень сложные законопроекты» решено «проскочить поскорее», и в комитете их подробно не обсуждали. (Заседание комитета прошло опросным путем.) 

«Всё не совсем так, как говорят докладчики»,- считает он. У осужденных за особо тяжкие преступления будет раньше возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении режима исправительного учреждения на более мягкий, но позднее будет наступать право на обращение в суд с ходатайством об УДО либо замене наказания более мягким, в том числе принудительными работами, и «это приведет к тому, что такие лица будут меньше, чем раньше пребывать в колонии строгого режима, но возрастёт их удельный вес среди пребывающих в колониях поселениях, и уменьшится среди лиц, отбывающих принудительные работы» 

Второе коммунисты одобряют. Но вот первое… По ряду признаков колония-поселение и исправительный центр похожи, и контингент там примерно одинаков, напомнил г-н Синельщиков: осужденные пребывают без вооруженной охраны, но под надзором, проживают в спецобщежитиях, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и работать. Причем под «либерализацию» попадут осужденные по 38 особо тяжким составам, в том числе осужденные за убийство, похищение человека, торговлю людьми, грабеж, разбой, массовые беспорядки, и т.д., напомнил он - значит, граждан «с выраженной криминальной установкой личности» в колониях-поселениях станет больше, и мы увидим там те же явления, которые правительство надеется изжить или хотя бы минимизировать в исправительных центрах. 

Г-н Логинов в заключение заметил, что усугубить ситуацию может не законопроект, а решения суда, который принимает решение о смягчении наказания или замене его на более мягкое. Да, не все исправительные центры «отвечают нашим представлениям об эффективности», признал он, но концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года, утвержденная правительством в апреле прошлого года, уделяет этой теме «большое внимание». Сейчас активно строятся и оснащаются исправительные центры во многих регионах, заключаются договоры с работодателями, и к концу 2023 года в них смогут отбывать принудительные работы свыше 60 тысяч осужденных, заверил замминистра. На 1 июля 2022 года в центрах содержатся уже 13-14 тысяч человек, «мы хотели бы подняться до цифры в 30 тысяч к концу года», и улучшить обстановку в них за счет сокращения числа особо опасных преступников, убеждал он депутатов. Вопрос о колониях-поселениях он оставил за скобками. 

Второе чтение законопроектов состоится, видимо, не раньше сентября.