Если бы. О психологическом фашизме
Прекрасное оказалось словосочетание. "Если бы". Такое привлекательное. И такое удобное. Если я не украду этот кусок, то его украдет другой. С этого всё начиналось: именно так и шла приватизация. Не будь дураком – хватай.
Но тогда эта логическая связка "если... то...", по крайней мере, была рабочей. Действительно, если ты не украдешь (то есть просто поднимешь валяющееся под ногами и как бы ничье – ведь конкретного хозяина у всех этих фабрик-заводов-газет-параходов не было), то украдет другой. Ну – как с валяющимся на улице кошельком. В самом же деле, не оставлять его валяющимся.
Но оказалось, что это вообще очень удобная логика. Если отпустить Чечню, то и остальные разбегутся – и ханты со своей нефтью, и якуты со своими алмазами. Так ли это было БЫ? Бог весть... Но логика эта вполне оправдала и потоки пролитой в Чечне крови, и миллионы разрушенных жизней, и десятки миллионов разрушенных, развращенных душ.
Но это было только начало. За конкретными примерами последовало универсальное обобщение: "Если я не сделаю эту страшную мерзость, будет хуже". ИГИЛ завоюет Москву. НАТО устроит в Севастополе военно-морскую базу. Америка поставит РФ на колени. Китайцы отнимут Сибирь. Узбеки выдавят коренное население Среднерусской возвышенности в Ферганскую долину. Евреи окончательно споят не-евреев. Ну, и так далее – у кого на что хватает фантазии. Так что давайте уж меньшее зло. А какое зло меньшее, когда размер альтернативного ему зла определяется только моей фантазией? Понятно, что любая моя реальная мерзость будет много меньше того ущерба, который я сам в свое оправдание придумываю. Тем более, когда моя фантазия ничем не ограничена.
И главное – как удобно получается. Я уже не мерзавец, а просто практичный человек, предотвращающий страшную беду путем, может, и не слишком этичного, но размерами этого страшного воображаемого катаклизма вполне оправдываемого действия.
Теперь, если вы человек религиозный, назовите, ну, скажем, ту же Америку Антихристом, и сами смотрите – где ваши моральные запреты? ЧЕГО нельзя оправдать борьбой с Антихристом? Вот то-то и оно-то. Нет у вас теперь никаких моральных запретов. Вам теперь всё можно. Ровно так же, как если бы вы были атеистом, вроде Ивана Карамазова. Всё дозволено.
Получается фашизм. Не политический фашизм, а психологический. Состояние общественного сознания, когда общество, во-первых, хочет совершать зло: воровать, насиловать, убивать... Всё это наше общество сначала санкционировало в отношении Украины, а потом и само приняло в этом самое активное участие. А сегодня всё то же самое санкционируется и в отношении ИГИЛ. А во-вторых, психологический фашизм определяется тем, что общество зло оправдывает, объявляет зло добром. Становясь таким образом частью той силы, которая хочет добра, а совершает зло.
А с чего началось? А вот с этого самого – в кузнице не было гвоздя, с полной ерунды: с неаккуратного обращения со словом "если".
Само-то слово полезное.
Просто оно предполагает, что за рассмотрением одного "если", следует рассмотрение другого "если". Скажем, за "если не оккупировать Крым, его оккупирует Ярош" необходимо рассматреть и другой вариант "если не оккупировать Крым, его никто не оккупирует". А уж дальше смотреть, какой из этих двух вариантов реалистичней. Тот, где ярошевы полчища, вооруженные шинами и учебниками украинского языка, врываются в феодосийские домики, и альтернативный – когда полчища эти никуда не врываются, в частности, потому, что их не существует.
Или – с тем же ИГИЛ, который, если его сегодня не разбомбить, вырвется из Сирии на оперативный простор и, захватив всю Турцию и всю Грузию, прибудет в Россию закладывать бомбы по электричкам. А может, если мы и не полезем сегодня в Сирию, такая напасть нам не грозит. И наоборот – шансы похожего развития событий многократно растут с каждой сброшенной бомбой? Надо бы подумать, разобраться.
Увы – не в нашем состоянии сознания. Нам пугалки сегодня, как воздух, нужны. Нам без этих пугалок воли нет. Без них наш дух скован всякими условностями – вроде "подлецом быть плохо". А с ними у нас этой головной боли нет – твори любую подлость, выдумывай, пробуй, страна-девиантный подросток.
Но здесь ведь еще вот что оказывается интересно. Критики власти активно пользуются тем же самым приемом. И в разборках между собой, и в самой критике. Скажем, то же участие в выборах чем оправдывается? А тем, что иначе хуже будет. Почему хуже – объяснением этого системные оппозиционеры себя мало затрудняют, и правильно делают – объяснить это невозможно. Но альтернативы этому "будет хуже" рассматривать отказываются наотрез, вызывая тем самым вполне естественные предположения о личной заинтересованности в помощи серому волку представать перед лицом общественности в костюме Красной Шапочки.
И критика наша власти построена таким же образом: если не сделать того-то и того-то, будет плохо. Те же китайцы нас поработят, или – коммунисты (так избирали Ельцина в 96-м году), или еще кто-то. Так что вставайте люди русские! В большинстве случаев такие пугалки вполне искренни, но, естественно, есть и те, кто надеется в результате этого вставания согреть себе руки. Впрочем, справедливости ради, как раз такие надеющиеся обычно не склонны к призывам, а просто тихо ждут подходящих обстоятельств, использую оптимальным образом обстоятельства уже сложившиеся. Так что упрек в неискренности массы критиков был бы несправедлив. Но искренность не делает такую нашу критику режима эффективней.
Нам нужно было бы кончать с этими бесконечными "если БЫ". Кончать с дурной мечтательностью, не оставляющей места для анализа и позитивного творчества. Но именно этого мы сделать и не можем. Ведь головы наши слеплены из того же теста, что и у остального народа.
Из того самого теста, из которого сегодня и испекся наш психологический фашизм.
Комментарии
"В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»), в т. ч. идеологический, массовый террор,шовинизм,, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к ""чужим""национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации- непременные элементы идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны." _____ Знакомые словосочетания?
http://q99.it/nBtllqp