ДНК ранних сирийских мусульман схожа с ДНК бедуинов Негева, саудовцев и йеменских евреев

На модерации Отложенный

Согласно недавно опубликованному исследованию, у двоих молодых людей, похороненных в могиле эпохи династии Омейядов в Сирии, ДНК схожа с ДНК современных бедуинов из пустыни Негев в Израиле и, в меньшей степени, с ДНК йеменских евреев, пишет журналистка The Jerusalem Post Юдифь  Судиловски.

До недавнего времени важные биоархеологические данные было трудно получить из-за плохой сохранности органических материалов. Но использование новых технологий, более подходящих для анализа разложившегося материала, позволило исследователям проанализировать останки ДНК двух человек, найденных в Телль-Карассе в Сирии.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. В работе приняли участие специалисты из Испании, Швеции, Сирии, Турции, США, Великобритании, Франции и Австралии.

Археологические раскопки в Телль-Карассе

«Анализ древней ДНК — это мощный инструмент для создания геномного снимка динамичного периода, дающий представление о прошлых демографических процессах на конфликтной и недоступной в настоящее время территории Леванта», — пишут исследователи.

Команда

Команда, координируемая археогенетиком Кристиной Вальдиосера из Университета Бургоса (Испания), изучала общие закономерности генетического родства с современными популяциями и первоначально сравнила два недавно секвенированных образца древней ДНК людей эпохи Омейядов с опубликованными последовательностями ДНК 262 древних людей, а также с представителями Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Западной Европы, Северной Африки и Африки к югу от Сахары из широкого набора современных групп.

Ученые обнаружили, что секвенированные ДНК эпохи Омейядов оказались ближе всего к ДНК ханаанеев бронзового века и левантийских групп времен неолита, энеолита и бронзового века.

По словам исследователей, два человека эпохи Омейядов по строению своего ДНК  оказались примерно между современными генетическими вариациями жителей стран Ближнего Востока и Аравийского полуострова, больше склоняясь к вариациям Аравийского полуострова.

Чтобы лучше определить генетику, исследователи провели дальнейший анализ, сравнивая изучаемые последовательности ДНК с последовательностями 37 современных групп с Ближнего Востока, Аравийского полуострова и Кавказа. Результаты показали, что останки ДНК времен Омейядов частично схожи с ДНК тех групп, которые происходят с Аравийского полуострова или населяют его, включая саудовцев, йеменских евреев и две группы бедуинов, в том числе в израильской пустыне Негев.

Останки двух человек были раскопаны в 2009 и 2010 годах еще до того, как в Сирии разразилась гражданская война. Первые останки – это мужчина в возрасте от 14 до 15 лет, вторые – женщина в возрасте от 15 до 21 года. С помощью радиоуглеродного анализа останки датированы периодом халифата династии Омейядов, центром которого была Сирия (7-8 в.н.э.).

Анализ показал «четкую генетическую дифференциацию от других современных левантийцев», говорят исследователи.

В заявлении для прессы биолог-эволюционист Мега Сригян из Университета Уппсала в Швеции, проводившая анализ данных в период учебы в магистратуре, заявила, что его результаты стали полной неожиданностью.



«Эти два человека оказались генетически отличными от большинства древних или современных левантийцев. Наиболее похожими, хотя и не идентичными современными группами стали бедуины и саудовцы, что предполагает связь с Аравийским полуостровом», — отмечает она в заявлении для прессы.

Останки были обнаружены в двух узких могилах, расположенных близко друг к другу на уровне поверхности раскопа.

Исследователи отмечают, что, хотя эти люди были похоронены в соответствии с ранними мусульманскими погребальными ритуалами — так, их тела обращены головами к Мекке, — но они похоронены не на традиционном мусульманском кладбище. Это может указывать на то, что они были членами кочевой группы, или группы паломников, или жертвами эпидемии чумы, терзавшей Ближний Восток между 541 и 749 годами н.э. Ученые заявляют, что в ​​этом в частности регионе вспышка болезни была зарегистрирована в 698 году н.э.

Исследовательская группа планировала сосредоточиться на гораздо более древнем периоде, но предмет их работы, объединяющий археологические, исторические и биоархеологические данные, дал новое понимание раннего исламского периода на территории современной Сирии и изменил представление о пребывании ранних мусульман в сельской местности.

«Ближний Восток играет центральную роль в истории человечества, приютив огромное разнообразие этнических, культурных и религиозных групп. Однако о прошлом и настоящем геномном разнообразии в этом регионе многое еще только предстоит узнать», — говорится в статье.

Позднеантичный  период был периодом культурных и религиозных потрясений на Ближнем Востоке, связанных с формирующейся арабо-исламской империей. Византийский регион Сирии-Палестины был завоеван арабами в первой половине 7 века н.э. и стал политическим центром империи с основанием халифата Омейядов в Дамаске в 661 году.

Однако арабизация и исламизация этой области произошла лишь в последнем десятилетии 7 века при пятом омейядском халифе Абд аль-Малике ибн Марване ибн аль-Хакаме, сообщают историки. В результате арамейское, византийское и христианское наследие региона десятилетиями взаимодействовало с новым арабо-мусульманским правлением и культурными ценностями. 

В своей статье исследователи отмечают, что исследование средневековых людей из Ливана, которые ранее были идентифицированы как крестоносцы, в свое время продемонстрировало: их происхождение было либо европейским, либо местным, а также результатом смешения  генетических линий между европейцами и жителями Ближнего Востока.

По их словам, эти ДНК не обнаруживаются в современных ливанских группах. Из этого следует, что те люди были лишь временными пришельцами в регионе. Исследователи  заявляют, что результаты нынешнего исследования предоставляют доказательства «генетических признаков исторических религиозных событий», таких как Крестовые походы, сопровождавшиеся значительным перемещением людей из Европы на Ближний Восток, смешением с местным населением и, в конечном счете, их генетическим «размыванием» с течением времени.

«Становится ясно, что нынешнее генетическое разнообразие на Ближнем Востоке является результатом запутанных процессов, включающих и культурные как дополнительный уровень сложности», — заключают исследователи.