В чём истинная причина казни боярыни Морозовой?

На модерации Отложенный Василий Суриков (1846—1916) написал немало хороших исторических картин, но «Боярыня Морозова» у него на особом счету, по праву считается одним из лучших полотен художника. В статье мы и поговорим, что такого особенного в этой картине, какова была истинная задумка автора, за что на самом деле казнили Морозову и зачем Суриков заставлял натурщиков сидеть зимой на морозе?
 
 
​Боярыня Морозова
 
​Боярыня Морозова

К концу XIX века в сознании многих просвещённых русских людей произошло важное изменение. Они перестали преклоняться перед Западом, брать у него всё хорошее, да и плохое тоже. Ведь не случайно практически обязательным условием для любого уважающего себя русского художника была поездка за границу, где в Италии, Франции и Голландии он изучал лучшие образцы искусства, знакомился с творчеством Микеланджело, Питера Брейгеля старшего и многих других живописцев. Просто светская живопись в России, вплоть до XVII века практически не существовала, свои художники писали в основном только иконы и парсуны. Потому и поездки за границу были вполне обоснованы. Но к концу XIX века наши художники уже сумели написать достаточно много качественных картин, не уступающих западным, выяснилось — учиться можно было и у себя дома, да и восхищение перед западным искусством прошло, стало понятно, что наши могут писать не хуже.

А ещё наши художники стали интересоваться русской стариной. Например, Виктор Васнецов писал картины по мотивам сказок Пушкина и Слова о полку Игореве. Но особенно преуспел в изображении старины Суриков, он правильно выбрал жанр — историческая русская живопись. Нашим согражданам стало интересно, как выглядели их предки, как они одевались, какие были обычаи. Суриков написал портреты Ермака, Стеньки Разина, Меньшикова, добавил к историческим фигурам своё художественное видение — получилось очень интересно.

 
 
Меньшиков в Берёзове
 
Меньшиков в Берёзове

Но Боярина Морозова — это не просто очередной эпизод из богатой русской истории, всё намного глубже. Жизнь Морозовой — это практически детектив в реалиях XVII века! Там хватало и интриг, и мести, и жизненной трагедии. Ведь не просто так одну из самых богатых и знатных женщин России повезли в острог. На старообрядчество вполне могли закрыть глаза — сколько их было богатых и влиятельных старообрядцев-купцов и никто из них не подвергался серьёзным гонениям, а просто платили дополнительную подать «на веру» — в 1716 году двойную, а спустя десять лет уже четверную по сравнению с обычной, которую платили никониане. У Морозовых наверняка хватило средств на подобную плату. Значит, дело не только в старообрядчестве, а в чём именно, давайте разбираться.

Феодосия Соковнина была девушкой из очень знатной семьи. Её отец — Прокофий Соковнин, приходился родственником царскому роду, царским спальником и дядькой (воспитателем) царевича. Супруга для Феодосии подобрали вполне соответствующего её статусу. Глеб Морозов — один из самых богатых людей в России, советник самого царя. В 30 лет, когда умер её супруг, вдова Морозова  практически единолично распоряжалась всем наследством.

Когда Никон произвёл церковные реформы и расколол верующих людей на два лагеря — старообрядцев и никониан, Морозова выбрала старообрядчество. После смерти супруга она только укрепилась в своей вере, постоянно оспаривала все нововведения, пыталась показать своё к ним презрение. Она даже в церковь заставила себя носить на кресле, и всю службу сидела в нём.

 
 
Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683.
 
Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683.

Царь Алексей Михайлович был очень недоволен подобным поведением, но за Морозову заступилась его супруга. Впрочем, вскоре она умерла, а Алексей Михайлович взял в жёны Наталью Нарышкину. Свадьбу играли пышно в обход всех заведённых обычаев — если царь женился во второй раз, было принято не устраивать никаких громких торжеств. Пригласили и Феодосию Морозову, но та приглашение отвергла и на свадьбе её не было. Царь подобным решением был разгневан до крайности и приказал схватить опальную боярыню-старообрядку. А потом были пытки на дыбе, и приговор: «сжечь прилюдно». Но тут уж возмутились бояре — не было такого, чтобы представителя их сословия царь подвергал такой лютой казни.

Опасаясь их возмущения, Алексей Михайлович решил её просто уморить голодом в земляной яме, что и было сделано. И неизвестно, какая казнь мягче, если вообще тут уместно это слово.

Суриков как раз и изобразил поездку опальной боярыни из острога, где её пытали на дыбе, в Боровскую тюрьму, в которой запланировали уморить голодом. Она сидит в обычной крестьянской телеге — Алексей Михайлович так хотел ещё раз унизить Морозову перед лицом всей толпы. Но это ему не удалось — толпа встречает Морозову с восхищением, люди восторгаются её непреклонностью, хотя некоторые, из тех, кто образованней и является приверженцем Никоновских реформ, думают, что она обычная фанатичка, готовая ради ложной веры идти на ненужные никому страдания. Один недалёкий паренёк даже смеётся над ней.

 
 
Зачем Суриков заставлял натурщиков сидеть зимой на холоде и в чём истинная причина казни боярыни Морозовой?
 

Но в основном люди скорбят и плачут, для старообрядцев она святая, истинная ревнительница веры.

Но особенно впечатляет образ самой боярыни — такой, раз увидев, не забудешь. Худая, изнеможённая женщина, вся в чёрном, с худым и осунувшимся лицом, но несмотря на все пытки и истязания, несломленная, готовая идти до конца. Как она протягивает руку с двуперстием, как смотрит — не на толпу и стражников, а на наверх, в небо, поскольку все её помыслы сейчас устремлены к Богу, она напрочь откинула всё мирское. Именно запредельная сила воли и привлекает в ней — много ли найдётся таких «крепких орешков». Их мало сейчас, мало было и в то время.

 
 
Боярыня Морозова. фрагмент
 
Боярыня Морозова. фрагмент

Образ Морозовой художнику давался очень сложно, но однажды увидел женщину на старообрядческом кладбище и понял - это она, именно такое лицо должно быть у боярыни Морозовой.

Кстати, из всех провожавших и сочувствующих Морозовой людей лишь один юродивый тянет руку с двуперстием. Ему терять нечего, и его никто не тронет, а вот остальные бояться.

 
 
Боярыня Морозова. фрагмент
 
Боярыня Морозова. фрагмент

А рядом с санями в богатой одежде — сестра Морозовой, княгиня Урусова. И дальнейшая судьба её сложится в точь-в-точь как у опальной боярыни. Она умрёт от голода рядом с ней в яме, но кто про Урусову сейчас помнит и знает? Так-то Суриков вспоминает в этой картине всех безвинно казнённых за веру, а не только Морозову, которая является живым символом непреклонности и твёрдости духа, не случайно старообрядцы считают её святой.

Интересна и композиция картины — впрочем, тут Суриков был мастером, его умение гармонично писать толпу, так, чтобы она выглядела живой и естественной, а не театральной было известно всем, не случайно в художественных кругах его друзья, например, Илья Репин, называли Сурикова композитором. Но вот сани ему всё никак не удавались — невозможно было передать движение, они просто стояли, и всё тут. Но Суриков нашёл решение — нарисовал рядом с ними бегущего мальчика.

 
 
Зачем Суриков заставлял натурщиков сидеть зимой на холоде и в чём истинная причина казни боярыни Морозовой?
 

Эту картину приобрёл Третьяков за немыслимые 25 тыс. рублей. По нынешним деньгам - 15 млн. Кстати, Павел Третьяков был старообрядцем, так же, как и Суриков. Вполне возможно, что художник писал эту картину специально для продажи Третьякову.

А ещё Суриков был великолепным колористом. В этой картине очень важно было показать реалистичный снег, его тончайшие цветовые оттенки. Художник писал снег только на улице, и заставлял натурщиков сидеть на морозе, чтобы на щеках появился реалистичный румянец. Искусство требует жертв, но в данном случае они были вполне оправданы — «Боярыня Морозова» по праву считается выдающимся произведением русской живописи.​