Гермес. Суд разрушил последнюю пирамиду.

На модерации Отложенный

09.04.1998 Номер 062 от 09-04-98 Полоса 007


   Два дня назад рухнула последняя общероссийская финансовая пирамида — концерн "Гермес". Его ликвидации в течение нескольких лет добивалась многотысячная организация вкладчиков. Руководители концерна всеми способами оттягивали крах. Роковой для "Гермеса" оказалась подпись его президента Валерия Неверова, письменно пообещавшего одной из вкладчиц квартиру в Петербурге и не сдержавшего слова. По этому договору суд признал концерн банкротом.
  
Богатый банкрот
   Концерн "Гермес" появился в начале 90-х годов и ничем не отличался от множества тогдашних финансовых компаний: он собирал деньги у вкладчиков под фантастические проценты. Руководитель фирмы Неверов с самого начала и не скрывал свое весьма своеобразное мнение о том, что любой бизнес — пирамида, и главное — правильно ее построить. Вкладчики этому верили и охотно покупали гермесовские акции по цене до $65 за штуку при их номинальной стоимости в 10 тысяч рублей.
   Однако в 1994 году правильная пирамида Неверова все-таки обвалилась. Компания перестала выполнять свои обязательства, а ее сотрудники начали общаться с клиентами, которых к этому времени набралось около двух миллионов, по почте и через газету "Гермес". Сразу после этого в концерн нагрянули представители налоговых и правоохранительных органов. Но, как ни странно, никаких нарушений они не нашли.
   В 1996 году пост руководителя "Гермеса" занял Виктор Калугин, а в феврале нынешнего года его сменил Сергей Семенов. Неверов же, как считают вкладчики, изменил внешность, опасаясь расправы. Он отрастил бороду и ходит на работу в обносках, оставаясь при этом членом совета директоров концерна.
   Исполнительный директор "Гермеса" Валерий Терещенко, напротив, утверждает, что его бывший шеф ни от кого не скрывается и делает все возможное, чтобы рассчитаться с клиентами. Тем более что деньги и имущество, по словам Терещенко, у компании есть: "Уставный капитал у нас — 111 млрд рублей. А все средства акционеров мы вложили в 74 российских предприятия. Но пока они работают с убытками, поэтому ни мы, ни наши акционеры не имеем прибыли и, соответственно, дивидендов".

В частности, как говорит исполнительный директор, "Гермес" владеет акциями Ярославского и Тюменского судостроительных заводов, Тюменского леспромхоза, Волгоградского завода буровой техники и нескольких нефтеперерабатывающих заводов в Тюмени. В компании утверждают, что все это стоит около 1,4 трлн "старых" рублей. В то время как затраты на приобретение ценных бумаг составили всего 88 млрд.
Похоже, что теперь всем этим имуществом будет распоряжаться не "Гермес", а ликвидационная комиссия.
  
Инициатива наказуема
   К банкротству концерн привела его же собственная инициатива. В 1994 году Неверов, видимо опасаясь уголовного преследования за невыполнение обязательств перед вкладчиками, пообещал, что со временем все они получат жилье. В частности, в Санкт-Петербурге концерн участвовал в строительстве дома, в котором должен был получить 19 квартир. Естественно, что на всех пострадавших их не хватало, и "Гермес" объявил о розыгрыше квартир в лотерее, на билеты которой вкладчики могли обменять свои акции. В итоге, лишь одной победительнице лотереи — Раисе Заиковой — удалось добиться того, что Неверов письменно пообещал ей до конца 1995 года отдать либо квартиру, либо ее стоимость — 174 млн рублей. Остальные вообще остались ни с чем.
   Заикова в договорные сроки тоже ничего не получила и в январе 1996 года подала в Останкинский суд Москвы иск к "Гермесу". Руководители концерна очень не хотели, чтобы подобный процесс состоялся, и уговорили вкладчицу пойти на мировую, обещая расплатиться со дня на день. Но своего слова вновь не сдержали. Тогда Заикова решила вообще обанкротить "Гермес" и подала в арбитражный суд Москвы соответствующий иск, который 7 апреля был удовлетворен.
   Ее победу, возможно, захотят разделить и остальные вкладчики, уже давно объединившиеся в общественную организацию. Они уже не раз обращались в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности должностных лиц "Гермеса", саму фирму принудительно ликвидировать, а ее имущество поделить между пострадавшими. Но теперь проблема, похоже, решилась без вмешательства прокуроров.
   Правда, "Гермес" не собирается сдаваться. По крайней мере, его руководители заявляют, что решение о банкротстве будет обжаловано.
   МАРИНА Ъ-ЛЕПИНА