Кто хочет оправдать Евсюкова?

На сайте Extra-m.ru состоялась онлайн-конференция с известным российским адвокатом Игорем Труновым, который является защитником пострадавших по нашумевшему делу майора Евсюкова.

Адвокат ответил на вопросы наших читателей
Почему известный адвокат занялся этим делом?

Как сейчас обстоят дела с Евсюкова? Какие новости?

– Мы сейчас изучаем материалы, новости у нас идут бурным потоком. В выходные я изучал еще два тома материалов дела. То, что не звучало еще в СМИ – основное орудие убийства – пистолет – был стерилизован, то есть полностью очищен от отпечатков пальцев. Также мы обнаружили, что гильзы, собранные на месте преступления, не совпали с пулями. Также мы обнаружили, что пистолет – не единое целое, он сборный, только некоторые части составляют криминальный пистолет, остальные – неизвестные. Кто его разбирал и зачем он был собран? Эти все манипуляции с оружием связаны с тем, что пистолет, из которого стрелял Евсюков, был табельный, на нем были отпечатки, на видеозаписи четко все видно, поэтому, скорее всего, для того чтобы снять вопрос материальной ответственности МВД перед жертвами, этот пистолет пересобрали, поэтому не совпали гильзы, они скорее всего от другого пистолета. Уход от ответственности перед жертвами влечет за собой такие последствия.

Плюс еще новость: по материалам обыска, у Евсюкова обнаружили спектр документов, в том числе Следственного комитета, с печатями, но пустых – заготовленные бланки со всеми атрибутами тех ведомств, где он не работал. На этот вопрос следствие ответа не дало. Как должностные лица, которые отвечают за хранение этих бланков, предоставили возможность использовать их и для чего? Это злоупотребление служебными полномочиями. Ответа в рамках уголовного дела пока нет. Поэтому сейчас будем ставить болезненные вопросы перед Следственным комитетом. У нас есть справка, что патроны поступали в ГУВД Москвы и в Генпрокуратуру. Справки из Генпрокуратуры нет, что там не было хищения патронов. Есть вероятность, что этими патронами в Генпрокуратуре людей-то и убили. Расследование должно дать окончательные результаты в части ответственности за хранение оружия нашими правоохранительными органами. Нам нужно навести порядок, чтобы милиционеры не могли свободно владеть оружием.

Что происходит с милицией в стране? Как себя обезопасить от очередного пьяного сумасшедшего с пистолетом?

– Это простой вопрос, ответ на который сложен. Нужна реформа правоохранительных органов. Я как один из лидеров партии Правое дело обратился к президенту с тем, что необходимо разработать эту реформу. Она никогда еще в России не разрабатывалась. Сейчас мы имеем слепок сталинской системы. Ничего там не изменилось. Сегодняшняя формация государства не соответствует системе правоохранительных органов, которая заточена под полицейское государство.

Достаточно распространенный случай, когда милиционер выходит из магазина, не заплатив, – это повсеместная вещь. Особенно часто я с этим сталкиваюсь под праздники, когда сотрудники МВД набирают подарки. Мы видим столько совершается нарушений, потому что вроде бы отсутствует ведомственная заинтересованность. А на деле прокуратура, как правило, прикрывает милиционера. Поэтому в деле Евсюкова такие чудные вещи и выплывают. Вообще непонятно, что происходит с основным доказательством. Ребята из прокуратуры и МВД, как правило, тесно взаимодействуют. Длительные контакты перерастают в дружеские отношения, расследования растягиваются на годы, это сближает. Конечно, это сказывается на том, что нельзя привлечь к ответственности нерадивых сотрудников.

Есть и будничные ситуации – как у Евсюкова. Набрал корзинку, показал удостоверение, задержать его нельзя, оказать сопротивление нельзя. Это карается уголовным законодательством. После того, как мы выложили видео, сайт не выдержал, он не был предназначен для такого количества посещений. Пришлось перейти на другие тарифы, которые позволяли расширить возможность просмотров. Наладили кое-как. Сайт предназначен для более узкой группы лиц. Мы разместили видеозапись умышленно, понимали, что скользкая в этичном плане ситуация. Но мы пришли к выводу, что есть твердая уверенность у обвиняемого, что он отчасти уйдет от ответственности, получит не пожизненное заключение, а какой-то срок. Он занял позицию, которую проговорил в рамках судебно-психиатрической экспертизы: он боролся с водителем такси, тот был вооружен, забрал пистолет, застрелил водителя, и дальше в состоянии аффекта убил остальных. Когда смотрим видеозапись, мы понимаем, что так долго – почти 3 часа – помутнение не длится. Плюс мы видим его четкие действия, специалисту очевидно, что никакого помутнения нет. Так что эта версия не выдерживает никакой критики. С этим умыслом мы повесили эту видеоверсию.

Кто чувствует себя девушка, которая убежала на видео от Евсюкова? Что случилось с ее парнем? Он выжил?

– Они оба выжили, им повезло. Девушка дерзко повела себя, в этой ситуации смело поступила, и ее даже не ранило. Хотя ситуация развивалась печально. Сейчас она одна из потерпевших по делу. Это квалифицируется как покушение на убийство. По идее, требование по возмещению вреда нужно обращать к Евсюкову, и с учетом большого количества потерпевших приходим к выводу, что с Евсюкова 21 потерпевший ничего не взыщут. В колониях трудятся мало заключенных и зарабатывают такие маленькие деньги, что и на одного можно было бы только со скрипом набрать. Он будет в день зарабатывать рублей 200-300, там есть определенная иерархия отчисления – государству, на содержание иждивенцев, на его содержание, перечисления на ларек, и только потом – потерпевшим. Остается очень мало. В самом положительном случае эта цифра не превышает 200-300 рублей.

Как себя чувствуют жертвы?

– Потерпевшие, получившие пулевые ранения, нуждаются в операции, мы понимаем, что не удаленная пуля сама по себе не рассосется. У нас медицина отчасти бесплатная. Операция бесплатна, а часть медикаментов, имплантаты надо покупать за свой счет.

Целая система, не очень понятная, но половина бесплатно, половину платить все равно надо. Нужно санаторно-курортное лечение, питание хорошее, массажи, ванны. И послеоперационный период государство не оплачивает. В отношении тех, кто погиб, тоже понятно. Что такое похоронить человека. Если возьмем кассира, она из Киргизии, ее доставили туда самолетом, там похоронили. Все это стоит денег, все эти расходы должны нести те, кто виновен. А если виновен чиновник, то государство впоследствии взыскивает с него. Родственники потерпели этот вред и плюс затраты на ритуальные процедуры. Ситуация с потерпевшими не урегулирована в нашем законодательстве. Даже прописанное в законе в суде не срабатывает. Конечно, печальная ситуация, которую необходимо менять.

Мы занимаем первое место в мире по количеству убийств, всегда есть обвиняемый и потерпевший, так вот потерпевший никогда ничего не получает. Разве это нормально? Служба безопасности в магазине была. Но это было ночью. И служба безопасности – условный дядька-пенсионер с резиновой палкой, который на амбразуру не кинется никогда. А здесь пистолет и форма. Сотрудник милиции – это лицо неприкосновенное, воспрепятствование его деятельности карается жестоко. У нас в отделениях милиции задержанных лупят, и ничего не докажешь, потому что свидетелей не найдешь. Поведение незначительного количества сотрудников охраны абсолютно адекватно – им повезло, что они успели разбежаться, он бы их поубивал. Девушка вывернулась, потому что он не очень-то хотел ее убивать. Если бы попали сотрудники охраны под раздачу, мы имели бы более печальную картину по количеству погибших.

Вы виделись с Евсюковым? Какое впечатление он производит? Он понимает, что сделал?

– К сожалению, на суд Евсюкова не доставили. Из тюрьмы пришла странная расписка, на которой только стояла подпись. У содержащихся в камерах заключенных нет компьютеров и принтеров. Поэтому вопрос – кто делал это за Евсюкова. Для суда хватило этой расписки, чтобы оправдать его неявку и рассмотреть дело без него. Мы с ним не встречались, возможности оценить его адекватность нет. Он показаний не дает, это грамотная позиция. Мы черпаем информацию только из психиатрической экспертизы, его разговоры протоколируются, чего он не ожидал. Получилось так, что он все-таки дал показания в рамках психиатрической экспертизы. Он в беседах с психиатром говорит о том, что не будет давать показания, а в суде будет строить защиту, и построив ее грамотно, он не получит наказания в виде пожизненного лишения свободы. Любой другой срок, который он получит, говорит о том, что он может легко уйти от ответственности.

Были ли угрозы в ваш адрес со стороны заинтересованных в развале этого дела?

– Угрозы были потерпевшим, вызывали их и родителей молодых потерпевших на беседы, угрожали им, предлагали отказаться от меня как от адвоката. Защищаются интересы службы, нет желания проведения реформ правоохранительной системы, всем нравится то, что сейчас есть – отдельное государство. Система милиции и другие системы имеют собственное образование, свой профессиональный и любительский спорт, свою систему медицинского обслуживания, и все это за бюджетный счет, и это не соответствует целям и задачам, ради которых мы оплачиваем всю эту армию, которая на сегодня в 6 раз больше, чем в Европе. Пора ее сокращать. Система МВД на сегодня имеет даже собственную сеть аптек. Все эти структуры могут приносить деньги в бюджет, а не брать из него. Это наследство постсоветское, болезненный вопрос, который многие чиновники не хотят затрагивать, поэтому затушевываются краски.

Борьба серьезная. Конечно, возле суда машину мне раздолбали, повыбивали стекла. Я написал заявление о возбуждении уголовного дела. Я связал это со своей деятельностью. Камеры, расположенные на здании суда, в этот момент не работали. Плюс дело возбуждать отказались. Сейчас это дело, которое должно было быть, но его нет. Ответа на вопрос, кто и зачем это сделал, правоохранительная система получить не захотела. Но я себе голову не забиваю, потому что вопросы стоят серьезные, болезненные. Когда я решил для себя вопрос с защитой потерпевших, решил и этот вопрос. Я понимал, на что иду.

Как вы считает, кто пытается оправдать Евсюкова?

– Сегодня начальник МВД имеет возможность пойти на свой стадион, поехать в свой санаторий бесплатно отдохнуть, пойти в свой зубопротезный кабинет сделать бесплатно зубы. Если кто-то из родственников работает в ведомствах, то есть возможность бесплатно получать хорошее высшее образование. Это устраивает всех, кто находится внутри системы. Только своих магазинов бесплатных нет, поэтому тут и прокалывается система. Прежде всего это нежелание ломать комфортную жизнь. Друзья-сослуживцы остались на местах и сочувствуют ему больше, чем жертвам. Так что для них он всегда будет хорошим парнем. Это блокирует справедливое разрешение юридического конфликта.

Если начальник не может наладить качественную работу, его надо снимать. Если у него происходят безобразия, это показатель его деятельности. Здесь прежде всего вопрос о кадровой работе, а ее контролирует начальник ГУВД. Когда арестовали Евсюкова, он попросил связаться с Прониным. Понятно, что если отношений нет, чего бы вы попросили связаться с начальником? И он тут же приехал. Сейчас это известный факт, что помимо служебных были еще какие-то отношения. Если не можешь наладить работу – уходи в отставку из этого прекрасного ведомства, где есть все блага для счастливой жизни.Справка

На сайте известного российского адвоката Игоря Трунова появилось видео, снятое камерами наблюдения в московском супермаркете «Остров», где произошла кровавая бойня. Ночью 27 апреля майор Денис Евсюков расстрелял из табельного оружия посетителей магазина: убиты двое и ранены семеро человек.

Психиатры признали Дениса Евсюкова полностью вменяемым, хотя установлено, что во время стрельбы в магазине он был пьян. Майора обвиняют сразу по четырем статьям Уголовного кодекса, ему грозит пожизненное заключение.