Лето пятнадцатого

А на дворе лето. Лето пятнадцатого. 
Год назад, как и сто лет назад - началась война. 

Говорят, что история повторяется дважды - в виде трагедии и в виде фарса. В этом случае - фарс получился довольно кровавым. 
Летом пятнадцатого - мы уже точно знаем, что это надолго. Год назад кому-то это казалось нелепой ошибкой, кому-то - веселой Зарницей. Но теперь все точно знают, что это не ошибка и не зарница. Это война. 
Летом четырнадцатого казалось, что вот - вот. еще немного и... Но теперь - мы уже не видим света в конце тоннеля и боимся даже предполагать, сколько еще осталось.
Мы привыкаем к войне. Волонтер Диана Макарова пишет в Фейсбуке что ее команда летом всегда плетет маскировочные сети, а безымянный замкомбата ЛНР говорит, что он уже начинает забывать, как было до войны. Мы понимаем, что происходящее не случайность, и что санкции с нас не снимут, ни в этом году ни скорее всего в следующем, и в Одессу мы не зайдем, и в Харьков не зайдем, и Новороссии не будет завтра и возможно, не будет никогда. Мечта - утоплена в море взаимной ненависти и грязи политических договоренностей. Друзья - стали казаться немногим лучше врагов. Украинцы начинают понимать, что их кинули, кинули, кинули и еще раз кинули, и Крым ушел скорее всего навсегда, и на той стороне окровавленной линии фронта - не русские орки, а жители Донбасса, 99 % которых люто их ненавидит. Что Европа не поможет, что майдан давно слит, что Россия никуда не денется - и даже военная победа войну эту не закончит. Могут стихнуть автоматы и Грады - но останутся безымянные могилы по обе стороны фронта, вдовы и сироты и ненависть, ненависть, ненависть. 
Квантовый скачок лета четырнадцатого - выкинул нас в какую то другую реальность. В реальность, когда проверяются бомбоубежища, на одиннадцать дней пропадает президент и звучат сирены тревоги. Я сам помню как в прекрасный весенний день услышал завывание сирены - шла проверка, как раз в те дни когда не было Путина. А может это была и не проверка, это было что-то. правду о чем мы так и не узнаем никогда. Впервые за много десятилетий стала реально возможной ядерная война между Россией и США. Самое плохое то что ни с одной стороны ни политики ни избиратели - особо и не понимают, что такое война. Для большинства из них война - это книжка про Битвы престолов или фильм или компьютерная игра. 
Уже есть понимание, что это как то надо заканчивать, и что ни одна из сторон не победит. Но попытки пока робкие - хотя сто лет назад попытки нащупывания мира тоже начинались в пятнадцатом. Мировому сообществу все до крайности надоело, и теперь оно начинает понимать, что ради мира надо давить и на Украину.
Может, надавят. Может, даже продавят. Но проблем между русскими и украинцами, проблем исходящих из поиска украинцами (по факту теми же русскими) самоидентификации - это не решит. 
Мы с удивлением смотрим друг на друга и начинаем многое узнавать и понимать. Например, что если не убили а только трахнули, то это норм, можно жить. Что убийцу человека - можно выносить из СИЗО на руках и качать - правильно, он сделал то о чем все мечтали но не осмеливались. Что можно радостно ржать, гыкыкать, постить, показывать пальцем на трупы людей. В нашу реальность с разбойным посвистом ворвались расстрелы, подвалы, пытки, доносы. Оказывается можно реально это делать и никто не накажет и небо на голову не упадет. А что еще можно безнаказанно делать? Давайте, узнаем... 
И думаете, такие монстры обитают только в Украине? Я боюсь думать, что представляет из себя наше общество и каких монстров мы увидим, когда перипетии начнутся у нас. Дай Бог ошибаться, дай Бог если мы не такие. А если такие? 
Насколько мы выучили уроки семнадцатого года? Тридцать седьмого? Девяносто первого? 
А в Киеве - лето семнадцатого. Вместо временного правительства - временная коалиция в Раде. Денег никто не дает и дефолт на носу. Брожение людей, опьяненных свободой, все знают как нельзя но никто не понимает как нужно. Власть доворовывает то что осталось и готовится делать ноги. В обществе зреет революционная ситуация, но пока от ее реализации спасает то что в Украине нет ни одной политической силы, которая не была бы замазана сверху донизу. Все перетрахались со всеми и никто не вызывает ни малейшего доверия. Своего слова - пока не сказал фронт. 
Что будет дальше? Думаю, в Украине будет одно из двух - либо развал, либо новая власть, которая для нас многократно хуже Порошенко. Новый Версальский мир, который и не мир вовсе, а так - перемирие. Никаких иллюзий я не питаю - мы и украинцы теперь враги. На поколения. Будущее этого не изменит - и Польша возродилась через двести лет как смертельный враг России, и Германия с Францией через двадцать лет снова схватились в кровавой схватке. Мы будем как Армения и Азербайджан - в шестидесятые они сидели в одних кафе в Баку, а теперь уже двадцать лет смотрят друг на друга через прицел автомата. Никто никого не простил, конфликт не погашен, проблема не решена. Возможно, после еще одной войны, куда страшнее чем первая - мы начнем понимать. Как начали понимать Германия и Франция, перед этим все потеряв. Как современная Европа это продукт сорок пятого года - так возможно, и на постсоветском пространстве будет что-то подобное. После войны. 
Лето на дворе. Лето пятнадцатого.