В своей стране я словно иностранец...

На модерации Отложенный

Произведение Романа Солнцева «Иностранцы», помещенное в журнале «Новый мир» №6 1997, имеет подзаголовок – маленькая повесть. По поводу точности определения жанра в данном случае можно спорить. «Иностранцев», пожалуй, с не меньшим правом можно считать рассказом, правда, густо населенным действующими лицами. Впрочем, оставим обсуждение этого вопроса для дискуссий литературоведам. Тем более, что жанры повести и рассказа не только соприкасаются, но и как бы проникают друг в друга. «Иностранцы» имеют литературные истоки. Например, уже после первого прочтения вспоминается есенинское стихотворение «Русь советская», где поэт заявляет: «В своей стране я словно иностранец». На этой проблеме построен сюжет произведения Романа Солнцева. Его главный герой, приехав в село Весы, выдает семью за иностранцев. Не стану пересказывать содержания, рекомендую самим прочитать это произведение. Оно содержит острый конфликт между группой местных жителей, по определению писателя «вечными бездельниками-наблюдателями» и настоящим хозяином, тружеником, умельцем, приезжим, который назвался Френсисом. Они – непримиримые антагонисты по своему мировоззрению, по отношению к жизни. Вот как характеризует автор своих героев: «…Пропойная троица: Генка по кличке Есенин» – тоненький, как мальчишка, но пухломордый, с сонными светлыми глазами, веки зависают до зрачков; трепещущий от пьянства как осиновый лист, остроносый, с железными челюстями Павел Иванович, некогда капитан катера; и Платон Михайлович, пузан под центнер, с черной бородищей, этот все время курит махорку и дышливо пыхает, но выпить может за один присест литра полтора водки. Всю весну они наблюдали с тоской, как молчаливые рабочие рубят дом иноземцу. Трудятся от темна до темна, молчком, будто сами нерусские, и ни разу не было видно, чтобы пили-гуляли. - Видать долларами плотят, - прохрипел Платон. – Если долларами, то пить нельзя». Бездельникам наблюдателям противостоит Френсис - российский труженик, который убежден, что «есть же своими честными руками работающие люди и много зарабатывающие». Он сам из таких, как теперь говорят, «упертых». Трижды жгли его дом, но фермер в очередной раз восстанавливает хозяйство. Сделает это и в четвертый раз после поджога в деревне Весы. Нижегородская поэтесса Светлана Леонтьева очень верно подметила в одном из своих стихотворений: «Россия – не страна, а чувство». В маленькой повести Романа Солнцева чувством, подвигающим троицу пьяниц на поджог соседа, становится зависть. А еще молчаливое невмешательство односельчан.

На мой взгляд, явно прослеживается литературная параллель «Иностранца» с известной повестью Валентина Распутина «Пожар». Критик Валентин Курбатов замечает: «В «Пожаре» не орсовские склады сгорели, не одно село, не одна Россия даже (из утаенной строки эпиграфа «Горит вся Родина моя»). И в этом яростном огне сгорает не только имущество, но и души людей. Сегодня, к сожалению, немало россиян чувствуют себя на родной земле иностранцами. Так и в произведении Романа Солнцева, когда наступает развязка «иностранцами» оказываются коренные жители деревни. Тем временем, пожары, вызванные разрушительным, стихийным чувством зависти, продолжаются… Писатель Роман Солнцев очень тонко чувствует язык. Например, «дышливо пыхает» – так может сказать только человек любящий и тонко чувствующий язык. Его персонажи говорят сочно, а порой даже смачно. Их лексика порой близка к ненормативной и не ласкает слух. Можно долго спорить, насколько оправдано подобное в данном художественном произведении… Мне думается, ряд выражений вполне можно было бы опустить, отчего описание социального конфликта в «Иностранцах» не потеряло бы своей остроты и актуальности. Да и портреты действующих лиц, наверное, не потускнели бы. И еще одна цитата из того же стихотворения Сергея Есенина: «Другие юноши поют другие песни. Они, пожалуй, будут интересней – Уж не село, а вся земля им мать». У Романа Солнцева проведена явная параллель с этими классическими строками великого поэта. Вот сцена после пожара: «Мальчик Коля, лежа лицом к потолку, не спал – он смотрел на прозрачные капли смолы, выступившие по доскам, и думал о том, что когда он поступит в Кембридж и заработает переводами или как репетитор денег, то сразу же вытащит родителей из Сибири – в спокойной королевской стране их больше никто не обидит. И они сюда никогда не вернутся». Так думает сын Френсиса. А сам он в это время размышляет: «Может, все-таки остаться здесь. Небось во второй раз не пожгут». Назвавшийся иностранцем Френсис имеет ярко выраженный русский менталитет. Его «небось» в данном случае дорогого стоит. В семье, пережившей трагедию, назревает новый конфликт – теперь уже конфликт поколений. Сын Френсиса мечтает стать настоящим иностранцем и, возможно, добьется своего. Герои «Иностранцев» бьются над вечными вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?» А силы человеческие не беспредельны. Не потому ли приходится с горечью наблюдать все новые волны эмигрантов из России?..