Ожидать ухудшения отношений России и Польши не стоит: они и так максимально плохие

К тому же польские политики не являются самостоятельными фигурами

По предварительным данным Анджей Дуда выиграл президентские выборы в Польше.

Действующий глава государства Бронислав Коморовский уже признал поражение и поздравил своего оппонента.

Как повлияет на политику Польши приход к власти Анджея Дуды? На этот вопроc порталу KM.RU отвечает Андрей Паршев.

Поляки считают, что возможности выбора ограничены: кого ни возьми, разницы особой нет

- Ожидать ухудшения польско-российских отношений не приходится, ведь они и так максимально плохие. Оба кандидата о России высказывались примерно одинаково.

Парадоксальным образом в Польше нет ни польских партий, ни польских СМИ, поскольку они принадлежат иностранцам. Это особо и не скрывается, все прекрасно знают, что «Право и справедливость» (у нас неточно ее переводят как «Закон и справедливость») - проамериканская партия, а их противники из «Гражданской платформы» - проевропейские. Причем Коморовский считается пробританским, а Дональд Туск - прогерманским. Чтобы представить себе политику той или иной победившей партии надо просто смотреть на политику Германии и США.

Следить за выборами было довольно интересно. Пресса высыпала много компромата. Проколы у Коморовского были, в том числе и анекдотичные. Посещая японский парламент, Коморовский ухитрился с ногами залезть на сиденье спикера, где его и сфотографировали. 

Но кое-что было и посерьезней. Прошли утечки частных разговоров политиков. Прозвучали обвинения, что известная провокация у российского посольства, когда оказались сожжены посольские машины, совершена с санкции тогдашнего министра внутренних дел. Он был сотрудником Коморовского, а вброс этих сведений был совершен католическим средством массовой информации. Возможно, это и послужило толчком, сдвинувшим предпочтения избирателей.

Кстати, «Право и справедливость» - сокращенно ПиС, и это слово в польском языке значит тоже самое, что и в русском.

Этот факт всячески обыгрывается остроумными поляками. То есть поляки не относятся очень серьезно к выборам. Они считают, что возможности выбора ограничены: кого ни возьми, а разницы особой нет. Тем не менее, есть и детали.

В Польше делают хорошую мину при плохой игре

На политической карте Польши видна четкая граница. Восточная половина более консервативная, более католическая и крестьянская. Это - основная база партии «Право и справедливость». Западная часть, более промышленная и светская, является базой «Гражданской платформы». 

Эти территории Польша получила по итогам Второй мировой войны, они ранее принадлежали Германии, а после изгнания немецкого населения туда переехали жители Западной Украины и Западной Белоруссии. То есть предки нынешних самых западных поляков были самыми восточными поляками. Разница между областями проявляется и на бытовом уровне. 

Так вот Западные области считаются чуть-чуть более "пророссийскими", хотя это сейчас никак не отражается на реальной политике: оба нынешних кандидата высказались, например,  за военную помощь киевскому правительству. 

Впрочем, некоторые комментаторы отмечали, что Анджей Дуда, хотя и считается полностью сторонником Качиньского, хотел бы снизить градус противостояния. Как ни абсурдно это звучит, но поляки опасаются вторжения России, и этим мотивируют необходимость уменьшить остроту проблемы.

Далее, сельские избиратели ПиС относятся к тем, кто пострадал от «войны санкций». В Польше делают хорошую мину при плохой игре, и говорят, что мол, яблоки стали продавать чуть ли ни в Китай, но это чушь. Фермеры никакой компенсации от ЕС не получили. 

Можно ожидать попыток уйти от политики санкций, хотя «Право и справедливость» считается русофобской. Кстати, они сами не ожидали, что добьются президентства. Осенью будут выборы в парламент, и они собираются побеждать вновь, чтобы сформировать правительство. Качиньский как раз и предполагается на пост премьера, и тогда руководство станет полностью однопартийным.