Мы с вами уже разбирали провальность и косяки ильюшинской конструкции штурмовика Ил-2. Но что бы вы думали — летом 1991-го российский налогоплательщик увидел очередной ильюшинский штурмовик, опытно-экспериментальный самолет Ил-102. Вот он, на фото в заголовке.
Прошедшие годы ничему не научили это КБ, лишь углубили маразм. Например, топливные баки вовсе лишили бронирования, при этом установили их в центральной части фюзеляжа, между двигателями. Видимо, чтобы вытекающее из пробитых баков топливо бодрее загорелось от выхлопа двигателей и сожгло весь самолет. Более того — Ил-102, как прежние советские «классические» бомберы, получил кормовую оборонительную пушечную установку:

В результате ряда столь же бодрых технических решений взлетный вес машины достиг 22 тонн, против 14.6 тонны у Су-25, а габариты машины стали больше Су-25 чуть ли не в полтора раза — при незначительно более высокой бомбовой нагрузке и несколько худшем бронировании.
Размах крыла — 16,9 (14,36) м
Длина самолета — 22,0 (15) м
Площадь крыла: 63,5 (30,1) м²
(в скобках — данные на Су-25 для сравнения)
Следует признать, что Ил-102 летает несколько быстрее Су-25 (что для штурмовика является сомнительным преимуществом). При этом Ил-102 оснащен двумя ТРДД И-88 (2х5380 кгс), созданными в ОКБ Изотова и являющимися бесфорсажным вариантом известного двигателя РД-33. При этом двигатели Ил-102 практически ничем не защищены, кроме легких боковых бронещитков. Напомню, что на Су-25 стоят специальные ТРД Р-195, который представляет собой вариант двигателя Р-13-300 без форсажной камеры, с нерегулируемым соплом и изменениями в вспомогательных агрегатах.
Важной особенностью ТРД Р-195 является его способность работать при значительных повреждениях лопаток и рабочих колес компрессора и турбины, устойчивость двигателя к попаданию посторонних предметов (выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность) — чего лишен И-88. Двигатель чуть ли не до сих пор секретный, на экспорт Су-25 идут с «обычными» моторами Р-95Ш.
И да — в Ил-102 есть бортстрелок. Через 50 лет после окончания ВОВ <del datetime="2015-05-12T17:22:37+00:00">Ильюшин</del>Новожилов создал самолет, в котором сидит бортстрелок — причем сидит спиной к направлению полета, сидит сразу за бензобаком, и не имеет дублирующего управления самолетом. Это, простите, какой-то сюр. В ильюшинском КБ до сих пор думают, что их самолету будет заходить в хвост вражеский истребитель, чтобы поразить его из пушек. «Ракеты? Нет, не слышал».
Больше того. Главным вооружением этого летающего цирка служат две 30-мм пушки (спарка из двух пушек ГШ-30-1). Напомню, что в Су-25 стоит двуствольная 30-мм авиапушка ГШ-30-2, выполненная по схеме Гаста (с противофазным движением автоматики двух стволов и самих стволов относительно друг друга). Система Гаста имеет очевидные преимущества перед спаркой — но в КБ Ильюшина об этом тоже не слышали. А главное — в КБ Ильюшина до сих пор полагают, что пушка важна для штурмовки наземных объектов (что было опровергнуто практикой еще в ВОВ) — в то время как на Су-25 пушка стоит в основном для самообороны (что отражено в запасе снарядов), а ударное значение придается в основном ракетам и бомбам.
В общем, в КБ Ильюшина сделали достойного преемника Ил-2 — самолет, который формально летает и даже может стрелять и сбрасывать бомбы, но который, увы, ужасен даже на уровне концепции. И если бы не КБ Сухого — этот ужас сейчас стоял бы на наших аэродромах.
Комментарии