ВОЙНА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (из истории моей семьи)
На модерации
Отложенный
70 лет мирной жизни, но в каждой советской семье хранят память о войне, а может и о ком-то, не вернувшемся с войны. Вот и моя тётушка из Ленинграда сегодня прислала мне письмо по электронной почте, которым хочу поделиться с вами. Ведь, наверняка, у каждого найдутся подобные истории…
ВОЙНА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА ИЗ СОЛОМБАЛЫ.
Война началась, когда мне только что исполнилось два года, а братику Виталию (моему отцу) было всего три месяца. Тем не менее, моя мама, умевшая хорошо стрелять, сразу же сделала попытку уйти добровольцем на фронт, доверив мое и брата воспитание своей младшей сестре. Но ее желание военкомат не поддержал. Мама и ее сестра росли беспризорниками, нищенствовали. Их родители – сельские учителя - умерли от голода во время английской интервенции на Севере в начале 1920-х. Несмотря на трудности времени, сестры получили нормальное образование.
Моя память хранит воспоминания о войне с трехлетнего возраста. Тогда мы жили в самом старом районе Архангельска – Соломбале. Город постоянно бомбили. До сих пор не забыла характерный звук от полета немецких бомбардировщиков. Он наводил ужас на нас. Гитлеровцы уничтожили много жизнеобеспечивающих объектов в городе. Помню зарево от пожаров в результате бомбежек. Город того времени был по преимуществу деревянным, и огонь быстро уничтожал здания. Особенно большой пожар от попадания бомб был на электростанции и в военном госпитале.
При налете фашисткой авиации в мою обязанность входило прятать маленького братика в бомбоубежище. Но оно было далеко от дома, поэтому я предпочитала сарай с дровами вблизи дома. Помню сообщения от Советского Информбюро о положении на фронте, которые мы внимательно слушали вместе с взрослыми, ожидая добрых вестей с фронта. Но чаще приходили плохие вести – в виде похоронок. До сих пор боюсь птичек, влетающих в подъезды или садящихся на подоконники, поскольку женщины считали это дурным признаком: кто-то из жильцов дома получит извещение о гибели на фронте близкого человека. Увы, эта примета тогда часто сбывалась.
Братик мой любил петь, и мы с ним ходили по больницам, где лежали раненые. Он исполнял преимущественно военные песни. Любимая из них: «Раскинулся фронт так широко, снаряды и мины летят…» вызывала слезы на глазах больных. Ему посоветовали: «Мальчик, чего бесплатно поешь! Собирай денежки и помогай маме!». Он поверил, что может помочь маме, стал просить у меня шапку для сбора монет и очень плакал, когда я объявила, что раненым надо помогать бескорыстно.
У моей бабушки Ульяны (по отцу) было четыре сына. Воспитывала их она одна, поскольку мой дед Григорий погиб на Гражданской войне. Всех сыновей призвали в армию. Отец мой был старшим. Перед войной он отслужил в кавалерийском полку и до конца жизни вспоминал своего боевого друга – коня Орлика.
Второй по старшинству брат Михаил перед войной окончил Ленинградское артиллерийское училище и жил в Ленинграде. По рассказам родителей, он был большим романтиком, увлекался театром и поэзией, девушками, писал стихи. Во время войны его статьи, проникнутые уверенностью в победе, часто появлялись в газете «Красная звезда». На фронте он командовал артиллерийской батареей. Погиб в 1943 году в возрасте 27-и лет при форсировании Днестра, освобождая от фашистов Западную Украину. Я помню горе матери, когда принесли похоронку о его гибели. Мы с братом навзрыд плакали вместе с нею, поскольку в своих письмах дядя Миша обязательно много строк посвящал нам, называя нас «моими орликами». Детей у него не было, а мы почитали его, как и отца.
Младшего брата отца - Даниила в самом начале войны призвали на фронт в возрасте 18-ти лет из деревни Вальтево Пинежского района. Он был необучен военному мастерству, плакал, прощаясь с бабушкой, и говорил, что погибнет сразу, поскольку не умеет стрелять. Так и случилось. Даниил погиб в первом же бою.
Всю войну прошел третий брат Никанор. Вернулся с войны контуженным, женился на сельской учительнице. Они родили 10 детей: 6-х мальчиков и 4-х девочек. Как говорила тетушка, за всех погибших. Все дети получили образование и состоялись по жизни.
Мой отец, получив ранение, вернулся с войны до ее победного завершения. Хорошо помню День Победы, как он плакал по всем погибшим на войне. Мама в это время находилась в роддоме – в семье родился третий ребенок. Его назвали Михаилом в честь погибшего на войне всеобщего любимца моего дяди Миши.
Как хочется, чтобы нынешнее поколение избежало ужасов войны, доставшихся нашим отцам, матерям, бабушкам и дедушкам!!!
Г.Д. Титова – доктор экономических наук. Главный научный сотрудник НИЦЭБ РАН, профессор СПбГУ.
Комментарии
И Вас с Праздником!
Но их ещк "так много", что только дети наиболее в целом пострадавшего блокадного Ленинграда(пробывшие в нем минимум четыре месяцв) получили льготы
И Вас ,Алёна, с Празником Победы!