Как служить Фемиде дальше?

Как служить Фемиде дальше? версия для печати

Этот и другие вопросы на злобу дня обсудили на итоговом совещании судьи

Самые наболевшие проблемы касаются нагрузок, помещений, кадров. По мнению председателя Верховного суда РБ Михаила Тарасенко, закон «Об упразднении и создании некоторых районных (городских) судов Республики Башкортостан» позволил бы выровнять нагрузку на судей за счет объединения судов. Госсобрание республики вышло с такой законодательной инициативой, и теперь очередь за Госдумой — примет ли она вышеупомянутый закон. Ведь и по статистике наибольшую нагрузку испытывают судьи Республики Коми и Башкортостана.

Насчет помещений тоже разговоры длятся не первый год. В настоящее время идет трудный процесс передачи зданий федеральных судов из муниципальной и республиканской собственности в собственность России. Как пояснил Михаил Иванович, это необходимо сделать, поскольку 32 здания из 54 нуждаются в капитальном ремонте, но пока они не окажутся в федеральной собственности, говорить о финансировании капремонта не приходится.

Что касается претендентов на ношение судейской мантии, то большинству из них не хватает опыта, знаний, физических и психологических возможностей. А списки кандидатов в Верховный суд пополняются силами городских судов. И уже в самое ближайшее время состоится утверждение очередного такого списка, в связи с чем главный судья республики предупредил присутствующих в зале председателей о предстоящем кадровом «раскулачивании».

Но и те, кто добился права называться «ваша честь», не всегда безупречны в своей работе. К примеру, Михаила Ивановича возмутило, что некоторые судьи, уходя в отпуск, со спокойным сердцем оставляют неоконченными дела, рассмотрение которых, в результате, откладывается минимум на месяц. «О каком отношении граждан к судейскому корпусу тут можно говорить? — задал риторический вопрос залу М. Тарасенко. — Ведь за каждым таким делом стоят конкретные человеческие судьбы...». Затем пошла речь о том, как дальше служить Фемиде в условиях постоянно меняющегося законодательства.

Как известно, руководство страны не на шутку озабочено борьбой с коррупцией. В связи с чем было решено подорвать экономическую основу данного явления, и стараниями законодателей штрафы за взяточничество и коммерческий подкуп увеличились кратно. То есть чиновник, вооружившись новой редакцией Уголовного кодекса РФ и просчитав возможные финансовые «риски» — от десяти до стократного штрафа, — перестанет «брать». И, видимо, начнет трудиться исключительно за зарплату. А поначалу все-таки следует ожидать всплеска количества уголовных дел по данной статье. И чтобы недруги потом не показывали пальцем на судейское сообщество, мол, мы со своей стороны сделали все возможное, а судьи, как всегда... Михаил Иванович настоятельно порекомендовал участникам заседания подходить к работе взвешенно и стараться выполнять ее на самом высоком уровне.

В числе нововведений была упомянута и медиация — процесс примирения сторон, которые до вынесения приговора в суде с помощью медиатора идут на мировую. Это в идеале. На деле новшество внедряется в жизнь с большим трудом. Одна из веских причин — менталитет россиянина, привыкшего биться за свое (или чужое) до последнего. Может, было высказано предположение, если на первых порах услуги медиаторов будут бесплатными, стороны с большей охотой начнут примиряться друг с другом.

Ситуацию в области насильственных преступлений, особенно в части половой неприкосновенности несовершеннолетних, председатель Верховного суда республики назвал чрезвычайной. В стране специалисты по делам несовершеннолетних давно бьют тревогу. По данным Следственного комитета РФ, только за прошлый год более ста тысяч детей и подростков стали объектами преступных посягательств, а против их жизни и здоровья совершено тридцать тысяч преступлений. Наконец, с подачи российского Президента этим летом в Госдуму поступил законопроект, ужесточающий уголовное наказание за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Вплоть до химической кастрации педофилов. Правда, тут же возникает вопрос, насколько правоохранительная и судебная системы готовы на деле применять подобные ужесточения. Если в Европе на сегодняшний день каждый пятый ребенок попался в лапы педофила, то российская статистика намного страшнее. Понесли наказание — единицы.

И это лишь малая толика проблем, озвученных на многочасовом итоговом совещании республиканского судейского корпуса. Как справедливо заметил председатель ВС РБ Михаил Тарасенко, работы, конечно, непочатый край, но все упирается в желание ее выполнять. В одних судах и объем ее больше, и качество лучше, а другие из года в год плетутся в аутсайдерах. Хотя все возделывают одно правовое поле.

Нэдда Пухарева

"Республика Башкортостан"