Личность - в человечности, а не в проявлении индивидуальности.

На модерации Отложенный

     Совсем забыл: оказывается, я состою в сообществе «человек — личность или стадо». Больше того, если мне не изменяет память, перед началом вступления в сообщество предлагался даже тест-опрос на предмет того, что такое личность, и чем она она отличается от обезличенного человека — человека толпы. Правда, давно это было, да и стерлись из памяти образцы ответов на поставленные тогда вопросы. Поэтому по истечении большого отрезка времени, прошедшего с тех пор, и с учетом иных жизненных факторов — взросления, обретения опыта и мудрости — хотелось бы вновь вернутся к данному вопросу, более основательно разобраться, что из человека делает личность, а что — представителя стада или, другими словами, толпы. Это на первый взгляд кажется, что нет ничего проще: «личность — носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений». Соответственно, если «носителя индивидуального начала» нет — значит это безличность. Как-то уж очень просто все получается у психологов-теоретиков и педагогов-концептуалистов. Индивидуальное начало есть у каждого человека: личность он или нет. Индивидуальное это некая биологическая данность, характеризующее человека как такового. Оно может проявляться как  в силу прирожденной активности индивида, так и в следствии социального контекста - общественных отношений, воспитания, влияния социума, внешних обстоятельств. Когда же мы говорим о личности, то это совершенно другой феномен - ценностно-нравственный.  Личность зависит не от обладания,  «раскрутки» и реализации степени проявления индивидуального в человеке, а от содержания, качества этого индивидуального, наличия в  нем ценностных человеческих  качеств. Личность не определяется одним только наличием  в человеке  врожденных способностей и талантов.  Несомненно развитие человека, актуализация индивидуального в общественной жизни - важный аспект подлинной личности, но далеко не определяющий. Потенциал и масштаб личности проявляется больше в достоинстве и самодостаточности человека, его духовности, а не только в том, чего он достиг в жизни и какого положения в обществе добился. В сущности, каждый человек богат и талантлив по-своему. Нельзя говорить, что великий ученый является большей личностью, чем талантливый композитор, а гениальный писатель - личность по-сравнению с хорошим врачом. Личность здесь не при чем: это просто признание, констатация способностей и талантов конкретных людей. Можно быть гениальным, талантливым, обладать сверхспособностями в той или иной области человеческой деятельности и, в тоже время, быть безличностью. Известность, успех, слава (в том числе и плохая) - это не признаки неординарной личности. Умение выделяться с толпы, реализовывать свои способности, проявлять свою индивидуальность  вовсе не являются атрибутами всесторонне развитой, богатой личности. Полное и всестороннее развитие личности, которое ставят, как правило, в обществе целью существования и призвания человека - это в большей степени культивирование  в общественном сознании тщеславия и эгоизма, чем самовыражение  "личности", проявление индивидуальности человека, как принято думать . Личность - это не уникальная индивидуальность, не чудесный подарок, который мы получили от природы и развили в себе. Подлинная личность начинается с отношений: отношений к жизни, людям, родным, близким людям, самому себе.

Как уже было отмечено, чтобы быть личностью не обязательно обладать великими талантами, преуспевать в жизни, быть «личностью в истории», определять и вершить судьбы миллионов лет. Это не означает, что среди известных, великих людей нет личностей, но их успехи в жизни - это признание, прежде всего, силы их таланта, воли и работоспособности - не более. Впрочем, ко многим из "великих" применимы иные характеристики: лидерство, карьеризм, бонапартизм. Одним словом - стремление к признанию и  успеху любой ценой, несмотря на любые моральные издержки. Больше того, много из так называемых  «выдающихся исторических личностей» взращивается и выводится на авансцену общественное и политической жизни той самой обезличенной средой, чуждой подлинной личности, называемой толпой, массой. Да, эти люди отличаются лидерскими качествами — являются хорошими ораторами, организаторами, умеют вести за собой народные массы - но всему этому они обязаны или "работе"  естественного отбора на уровне общественных отношениях; или обыкновенному человеческому эгоизму и тщеславию.  В вождизме, стремлении к общественном успеху и славе  не меньше признаков "стадности", чем в слепой вере народных массах в непогрешимость своих кумиров. Как и "люди толпы", вожди также обезличены, похожи своим "великим предназначением" и "избранностью" друг на друга, как две капли воды. Такое впечатление, что все "личности в истории", все  "великие люди" сделаны как будто под одну копирку, и растиражированы по всему свету. По большому счете, тот же вождь народных масс, лидер нации мало чем отличается  от вожака в стае волков, шакалов или обезьян. Никому ведь в голову не придет назвать вожака стаи личностью, почему же могут быть какие-то исключения для человека: разве вождь народа не такой же "вожак стаи"?  Единственное, что отличает "стадо лидеров и успешных людей" от народной толпы, которая идет за своим лидером, это, помимо большого куска мяса,  их более высокое социальное положение. Собственно, президентов, звезд кино и шоу бизнеса, богатых и успешных людей очень много на свете. Возможно в своих странах они узнаваемы, знаковые личности, но в масштабах мира, если всех их собрать вместе —  они то же стадо, только более самолюбивое и эгоистичное.  В той же толпе или «стаде», о которой так уничижительно и презрительно говорят носители "подлинной человечности", и то попадаются более достойные, светлые  и честные люди. Они может быть будут не кричать о себе, что они личности, как многие "великие", но при этом больше подпадать под все  критерии личности, чем все "избранные". А ведь оставаться личностью, находясь в толпе, живя ее инстинктами и страхами, это намного сложнее, чем  быть на вершине славы и вершить судьбы народов. Таким образом, сохранение индивидуального начала в человеке, его всестороннее развитие  — это еще не  личность, а одна из предпосылок к ее становлению. Личность не утверждается за счет других людей, и уж тем более, не презирает и не относиться к ним свысока. Она состоит в уважительном отношении к окружающим людям, в следовании и преданности общечеловеческим ценностям добра и справедливости. Относиться к людям так, как ты хотел, чтобы относились к тебе - это, пожалуй, главная черта, свойственная подлинной личности. Личность — это мера, степень человечности в человеке, его достоинства и чести.