Новая неадекватность. Как Кремль видит разрядку в отношениях с Америкой

Владимир Путин в интервью «Вестям в субботу» заявил, что Россия готова работать с любым президентом США по общей повестке дня, несмотря на наличие разногласий по ряду проблем международной безопасности. Некоторые наблюдатели расценили это заявление, а также сдержанный тон высказываний Путина в ходе прямой линии как свидетельство намерений Кремля перейти от жесткой конфронтации с США к новой «политике разрядки», как при Брежневе и Никсоне в 1970-х годах.

Но возможна ли «новая разрядка» и как она могла бы выглядеть?

Казалось бы, Кремлю разрядка невыгодна. Антиамериканская истерия, раздуваемая телевидением, – важнейшая составляющая стремительного роста и удержания рейтинга Владимира Путина. Внутриполитическая ставка на антиамериканизм с начала 2012 года оказалась стопроцентным попаданием в глубины российского бессознательного, вызвав горячий отклик масс. США представляют собой прекрасный образ «главного врага», чьи мифические интриги позволяют оправдать любые собственные неудачи и противостояние которому во всемирном масштабе повышает собственную значимость.

Сегодня у нас, похоже, нарушается ключевое правило формирования внешней политики – не использовать собственную пропаганду как основу для выработки решений

Это мощнейший внутриполитический ресурс, и от него сложно отказаться. В ходе той же прямой линии Владимир Путин активно им пользовался, несколько раз повторив, что США нужны не союзники, а вассалы, и что Вашингтон не пускает европейских лидеров в Москву на парад Победы. Но во внешней политике этот нарратив создает проблемы.

Проблема в том, что пропаганда начинает мешать адекватной оценке американской политики, ее истинных целей и факторов, ее определяющих. А это необходимо для выработки правильной российской линии и адекватной реакции на действия США. Сегодня же у нас, похоже, нарушается ключевое правило формирования внешней политики – не использовать собственную пропаганду как основу для выработки решений.

В публичном пространстве высшие должностные лица России утверждают следующий образ американской политики. США стремятся к глобальному доминированию и закреплению своего лидерства в однополярном мире. Страны, которые соглашаются с американским видением мирового порядка, – вассалы США, управляемые из Вашингтона. Страны, несогласные с американским доминированием, подлежат сдерживанию и внутренней дестабилизации посредством «цветных революций», насаждения американских «демократических ценностей» и «управляемого хаоса». Все «цветные революции», от свержения Милошевича в Сербии в 2000 году до киевского Майдана в 2014-м, – это результат тайных спецопераций США и новая форма вооруженной агрессии. Россия – единственная мировая держава, которая не боится бросить вызов глобальному доминированию США, обладает ядерным и «дипломатическим» паритетом с Америкой и может объединить вокруг себя всех, кто отвергает Pax Americana. Именно поэтому США всегда стремились к сдерживанию, военной нейтрализации и даже развалу России. Введенные по поводу Крыма и Донбасса американские санкции имеют истинной целью не изменение российской политики на Украине, а уничтожение России как суверенного государства.

Если Путин предлагает Обаме на саммите «восьмерки» сделать Стивена Сигала каналом тайной дипломатии между Кремлем и Белым домом, это наводит на грустные размышления

Для специалистов понятно, что эта конспирология к реальной американской политике имеет слабое отношение. В какой-то мере такие взгляды еще можно было бы приписать администрации Буша-младшего, точнее, его первому министру обороны Дональду Рамсфельду и вице-президенту Дику Чейни. Но