Без 37 не было бы и 41
"Без 37 года не было бы 41"
маршал Василевский
Гораздо раньше.
Всем известно, что вождь большевиков Ленин пошел на введение НЭПа под давлением экономического кризиса. Враждебное коллективизму и солидарностью со всем трудящимся миром крестьянство взялось за вилы. Страна оказалось на пороге очередной тотальной смуты.
Но в крестьянстве ли одном дело?
Что происходило, например, в городе? Как советский обыватель реагировал на власть рабочих и крестьян?
Объективности ради проясним, что хлебную монополию и карточную систему в городах ввело еще царское правительство. В 1916 году в городах выстраивались "унижающие достоинство" огромные очереди за хлебом и прочими продуктами.
Карточки 18 - 21гг - это не изобретение совдепии, а всего лишь продолжение чужой практики в условиях продуктового и прочего кризиса. Просто от кризиса в первую очередь страдает городской обыватель. В 1921 году обыватель был не менее озлоблен, чем он был озлоблен на батюшку царя. Крестьяне Тамбова были под Тамбовом, а возбужденные и униженные достоинством обыватели были под боком.
Всевозможные продотряды и уполномоченные возвращались после реквизиции в близлежащих селениях в города просто с каплей в море, если конечно вообще возвращались, а не заканчивали свою жизнь в сельской выгребной яме. Нежизнеспособности директивной системы была очевидна. Сколько не писали директив и не спускали в губкомы и укомы, все было бесполезно. Города голодали.
Крестьянство оказывало всяческое сопротивление "военному коммунизму".
Государство в лице правительства расписалось в неспособности обеспечить промышленные районы плановым и рациональным обеспечением первым необходимым. Если само государство не могло обеспечить людей хлебом, значит люди сами взялись за обеспечение самих себя. Этим самообеспечением обыватели занимаются всегда. В разные годы, во все века и даже на стыке появления новых экономических формаций. Пока наверху гадают и думают, как сделать жизнь лучше, или делают вид, внизу уже делают все как надо. Так и в лихолетья все, кто держался стороной от конфликтующих сторон тихой сапой, занимался обычно самообеспечением. "Красные пришли - грабют, белые пришли, тоже грабют - куды крестьянину податься?" их не касалось. За дело близких и семьи взялись герои обывательского подвига. В разное время их называли по разному. Когда мешочниками, когда челноками, нарекание челноками появилось только от возможности больших расстояний. А в 1918 - 21 гг., мешочники могли преодолеть короткие дистанции. Притом, что в арсенале их товара в первую очередь были скоропортящиеся продукты (в 1991 и дальше возили в основном шмотки - А.Б). С 1918 до самого НЭПа мешочники были основными поставщиками продуктов. Они создавали и так называемый вездесущий черный рынок, где цены были конечно во много раз больше, чем в магазинах. Мешочники, те же спекулянты. НЭП открыл дорогу этим спекулянтам. Они стали наполнять рынок всем необходимым легально. А где деньги там и возможности, а где возможности, там и власть. Ленин сам назвал НЭП сознательным термидором в узком кругу. Однако сам же и упреждал: командные высоты в наших руках мол, промышленность мы держим, нэпманов бояться нечего. Город 5 лет до НЭПа жил впроголодь. Еще хуже, чем деревня. В 18 - 21 гг., был отток многих горожан обратно в село. Население главных столиц - Питера и Москвы сократилось вдвое. Тем легче мешочникам…
В 1923 году Ленин сильно заболел. Триумвират Зиновьев - Каменев - Сталин стали игнорировать больного Ленина. Смотреть на вождя как на живой труп. Сначала приблизительно так: врачи советовали Ленину больше отдыхать, не переутомляться. Триумвиры сознательно затягивали совещания Политбюро по разным вопросам, чтобы Ленин не переутомлялся: Ленин уходил раньше, Политбюро принимало решение позже. То есть без Ленина принимало. Ленин уже мешал.
В январе 1924 года Ленин скончался. В январе 1924 года. То есть уже два года НЭПа. Урожай 1921 года был никакой. По стране прокатился голод. Всемизвестное голодающее Поволжье спасало американское АРА. В оперативных столовых по списку пробовали постную похлебку тысячи людей. В городах такое удовольствие досталось многим голодающим, обывателям, в том числе учащимся, даже студентам.
Но в 1922 году повезло. Урожай был хорош. Деревня стала обрастать прибавочным продуктом. Русский хлеб был русской валютой. А во время и после гражданской войны хлеб стал и внутренним мерилом достатка. Мешочники с утроенной силой и удовольствием взялись за "валютное" дело. К 1924 году в активе спекулянтов были уже два урожайных года.
В день смерти Ленина Сталин (уже был гением аппаратного аферизма - А.Б.) провозгласил новый "ленинский набор" в партию.
Вот что пишет по этому поводу очевидец:
"В день смерти Ленина Сталин провозгласил "ленинский призыв" под предлогом возместить потерю "Ильича", создал для себя огромное большинство в партии. "Ленинский призыв" в два раза превышал численность членов партии в мае 1923 г...
...Партия к съезду насчитывала 1 млн. 88 тыс. членов и кандидатов, по сравнению с 386 тыс. членов и кандидатов партии на XII съезде в мае 1923 г. За полтора года партия выросла почти втрое, увеличившись на 702 тыс. членов. Все это были рабочие, принятые по "ленинскому призыву". Сталин добился своей цели: он создал в партии огромное большинство (больше 2/3) партийцев и кандидатов "от станка", малообразованных или просто невежественных, не разбиравшихся ни в марксизме, ни в большевизме и ленинизме, ни в социал-демократизме. Это был "ленинский призыв", желавший постов и должностей и послушно голосовавший за "генеральную линию партии" в образе Генерального секретаря ЦК Сталина, от которого в конечном счете зависели эти посты и должности. "Очкастые" интеллигенты в партии, от которых всегда можно было ожидать критики, а не самокритики, были окончательно подавлены рабочими от станка».
"Крыша"
За время военного коммунизма обывателю стала очевидна одна вещь. Идейность. Быть идейным, значит взять активную роль одной из сторон гражданского конфликта. Конечно идейным всегда достается. Их уничтожают такие же фанатики из другого лагеря. Однако идейность в тылу сильно отличается от идейности на фронте. На передке конечно идейность чревата, потому что обязана предстать примером. Вот и фигура, проявляющая наивысшую веру в идеалы, легко обращается в сознательную жертву. Но эта же идейность совершенно иная в тылу. Где собственно нет большого риска. А это значит, что лучше прийти к кому-то с реквизицией по разному предлогу, чем забиться в своей буржуазной норе и ждать непрошенных гостей. Лучше кричать о народных кровопийцах, о буржуазных недобитках, чем вопить "помогите, грабют!". То есть лучше быть тут волком, но никак не овцой . Этому помогает как раз тыловая идейность. Так стали идейными стали многие меньшевики, например. Они же проявляли крайнюю идейность после гражданской войны (прокурор Вышинский как наглядный пример - А.Б.) . А ведь "идейными" могли стать и мешочники - спекулянты. Предстать в образе новых революционеров. Не вопрос. Только в 1922 году Сталин наладил учет и контроль всех партийцев. До этого количество и качество коммунистов было очень даже произвольным. Учет безалаберный был. Кто выбыл, кто умер, кто погиб, кто вновь прибыл - не известно. На каждого большевика секретариат Сталина завел карточку. Когда прибыл, когда вошел, откуда выбыл, из какой партии и так далее. В карточке учета на требуемого человека другие пять давали еще и характеристику в виде анкеты. Это называлось по Сталински "разбирать человека по косточкам" . Вот образчик сталинской анкеты:
"Приведем примеры типовых характеристик. Одна из них состояла из 17 статей, каждая из которых допускала 5 вариантов ответа. Статья Скрытые мотивы участия в движении РКП допускала следующие варианты ответа: идейный классовый представитель; удовлетворение работой; тщеславие; мелкие личные выгоды; личное благополучие. Статья об отношении к директивам и дисциплинированности предполагала следующие варианты: подчиняется с улыбкой; подчиняется скрипя сердцем; волынит, но подчиняется; саботирует; не подчиняется. Статья об умении отстаивать свои убеждения допускала такие варианты: настойчивый; твердый; легко уступает; слабохарактерный; безличный. Ум человека мог быть оценен таким образом: быстрый и изобретательный; находчивый; угловат и тяжеловат; неповоротлив; тупой. Восприимчивость к знаниям предполагалось оценить по следующей схеме: не знает, что знает; знает, что знает; знает, что не знает; не знает, что не знает; не хочет знать, что не знает (невежда).
Статья об умении руководить работой и людьми допускала следующие варианты ответа: вождь; хороший руководитель; слабый руководитель; шляпа; люди управляют. Кроме перечисленного, данная характеристика предполагала статьи для оценки устойчивости партубеждений, интереса к марксизму, подхода к людям, критического отношения к самому себе, образа жизни, способности увязывать свою работу с другими задачами, способности планировать и систематизировать работу и т.д."
"Разобранный по косточкам" аппаратчик представлял собой и торжественное и одновременное жалкое зрелище. Во всяком случае, даже ничтожество, по мнению сознательных товарищей, имело шанс и не плохой шанс на карьерное продвижение по службе. Особенно чуть подальше во времени. К временам борьбы ВКП (б) с всякими оппозиционерами и уклонистами это проросло. Вторая половина 30 -х это вообще время "всерешающих кадров". Ведь такой коммунист руководитель со скелетом в шкафу весьма управляем. Аппаратом. И конечно самым большим человеком аппарата, который дергает за ниточки со словами "кадры решают все". (Сегодня, когда говорят о компьютерном слежении за миллиардной толпой, прослушкой телефонов и даже слежкой из космоса, о вживлении чипов в человеческую плоть, анкетная регламентация сталинского секретариата выглядит несколько несмешным анекдотом. Однако несколько сот тысяч карточек на конкретного коммуниста это все же не миллиарды сигнальных прослушек. Тем более руководящих должностей было около двух десятков тысяч. Прочитай по анкете данные кандидата, пригласи на встречу, поговори и картина номенклатурного неософа готова - А.Б.). Тыловых «идейных» фанатиков легко разглядеть опытному специалисту по кадрам. У кого глаз наметан на людей. Тыловых легко также купить, соблазнить, заинтересовать. Им уже не придется кататься в товарных вагонах с мешком пшеницы. Для номенклатуры выписывались отдельные "ударные" пайки, ну а потом создавались и отдельные магазины распределители. Нельзя утверждать, что распределение придумано умом расчетливого спекулянта. Тем, кто "разбирает по косточкам" . Это всего лишь творчество революции. И результат тотальной нехватки, иными словами, когда на всех не хватает. Однако нехватка всегда была основой спекуляции. И в распределении всегда присутствует момент несправедливости. Но почему бы таким образом не подкупить очередь, тем более имея анкету на каждого в длинном извилистом ряду за благами и товаром? Циничный аппаратный гений, человек разбирающийся в людях, видящий их темную сторону больше чем светлую, для такого это не проблема. (Проблема в том, что новые идейные активисты находят троцкистов в активистах 90 - х годов, в новых банкирах и приватизаторах. "Троцкистам" снова достается на орехи. Какие же они бессмертные. – А.Б.).
Кого можно купить, а кто тут неподкупный?
Скажем сразу, что привилегированное сословие воровать не пойдет. Так было, так будет. Во все времена. Кто имел в роду три обеспеченного и уполномоченного поколения, тот не переживет этот позор. Воруют снизу, необеспеченные сословия, кому иногда достается, иногда не достается. Имеются в виду продукты и другие вещи первой необходимости.
Невозможно представить, что изголодавший дворянин возьмет мешок и махнет в пригородную деревню за хлебом и салом. Для собственного потребления это сделает сын или внук разночинца, то есть отпрыск какого-нибудь чиновника перевозить хлеб и соль с целью перепродажи на черном рынке не будет. Может сделать. Очень большая вероятность. Голод не тетка. Но с целью обогащения нет, не будет. Этим занимаются другие. В первом и втором случает речь шла о ремидах. В случае с возможностью мешочной торговли и спекуляции мы говорим зерефах и о зерефо ремидах, то есть о первом поколении горожан. (В пост СССР челночным бизнесом занимались и так называемые бывшие интеллигенты. Очень большое число бывших учителей, врачей инженеров в рядах челноков объяснялось и ясностью ума, высоким образованием, что усиливает коммерческую оперативность) Мешочный бизнес и спекуляция - и это занятие мещан, не отягощённых комплексами, но отягощённых проблемами. Зерефо ремиды снабжали две столицы бывшей империи до НЭПа, в годы крайнего лихолетья и после НЭПа, превращаясь постепенно в кооператоров и руководителей трестов. Но для успешного осуществления торгового дела нужны связи, а еще более требовалось прикрытие. ( В 90 - годы в обиход городских обывателей прочно вошло понятие "крыша". Кто такая эта "крыша " - надо объяснять? Это, как правило, либо большой чин в органах, либо большой начальник, либо криминальный авторитет. Чем дальше по времени, тем больший тренд в сторону легальности и силовых органов) Это прикрытие обеспечивал какой-нибудь партийный начальник. Нельзя сказать, что все большевики были продажные. Но нельзя сказать, что большевики не любят подарки. Начальство подкупалось. Этого нельзя было избежать. Нэпманы купили даже считавшегося неподкупным начальника налогового управления Ленинграда Тер - Аванесова. (Тер - Аванесов погорел на молодой жене - мещанке - А.Б.) Если подбираются ключи к таким большим чинам, то что говорить о нижайших чинах? Это снова не говорит, что власть продавалась. Этого не было. Но вероятность переворота или постепенного перерождения режима все же была. Именно у гроба Ленина Сталин объявил "ленинский призыв". Можно ли допустить, что среди новой волны "идейных" будут вовсе не идейные, а корыстные? Ведь на неофитов еще не было сталинских карточек. Кто этот человек, откуда свалился на бюро - не известно. Кроме того распределительная система еще существовала. Государство также создавало тресты и кооперативы для обеспечения города и страны самым необходимым. Притягательность партийности очевидная. Тем более дворян, которые не будут воровать под дулом пистолета, опустили ниже плинтуса классовой сеткой. Привилегированные классы исключались в виде строителей нового мира. А это значит, что воровство, как ремесло вовсе не отменяется, а лишь оттягивается на более позднее время. Это как благоприятный момент для насекомых. Некоторые насекомые и даже животные впадают в спячку до прихода тепла. Внешняя сознательность забивает рефлектирующие инстинкты, но это же и способ их прикрыть. Сознательность человека (и рефлективность - А.Б. ) вводит в анабиоз инстинкты. Эта мимикрия будет исследована нами (ревконом - А.Б.).
Мимикрии в поведении хамелеонов объясняется средой обитания. Но не только хамелеоны меняют цвет для увеличения шанса жизнедеятельности. Многие виды фауны поступают точно также. Просто хамелеоны очень показательны в этом деле. Часто слабость также способствует к мимикрии.
И человеческая мимикрия в социальной среде объясняется чем то важным. Многие либералы объясняют лицемерие интересом и приветствуют массовую мимикрию, потому что любят расчеты во всем. Все что касается более глубоких форм сознания, а это религия, мораль, принципы, родина, патриотизм и конечно идейность вызывают, по меньшей мере, их недоумение. Купить и продать можно все. Любовь также продажна и покупается. Это самое очевидное.
Для ревкона и ревконовцев более важно, что рефлективность представленных категорий - зерефы, ремиды, рефаги, зелоты -- в прямой зависимости от любви и идейности. То есть и идейность , и любовь зависит от степени рефлективности. Люди очень часто скрывают свое настоящее нутро под всяческими личинами, которые легко скидываются рефконом по причине нашего знания.
Для чего мы это делаем?
Для того чтобы было меньше ошибок и еще меньше разочарования. Разочарование это почва для цинизма. То есть мы хотели бы сберечь самое высшее и самое сокровенное, что вынашивает каждый человек за годы собственной жизни. С другой стороны циники не способны к действию. Они же быстро стареют. У них отсутствуют цели. Остается голая физиология. Циник возвращается к первобытному началу, в себе, и вокруг себя.
В 1932 году после трагической коллективизации и не менее индустриального фарса последняя оппозиция СССР писала: "Сталин убивает ленинизм под флагом ленинизма, пролетарскую революцию под флагом пролетарской революции и социалистическое строительство под флагом социалистического строительства!"
Тот, кто познакомится с ревконом, будет видеть любую мимикрию и лицемерие насквозь.
Продолжение следует. l
Комментарии