Арменистика Армении против арменистики США› Доводы арменистов США›
Сегодня в одном из направлений исторической науки наблюдается уникальное противостояние. Речь идет об арменистике. И уникальность сложившейся ситуации в том, что ученые из Республики Армения настоятельно требуют, чтобы западная научная мысль, вопреки историческим фактам, обслуживала позицию вымышленной армянской истории. В чем заключается вымысел? В том, что до 1920 года такой страны, как Армения, на Кавказе не было, как практически и не было армян до их массового переселения из Персии и Турции на исконно азербайджанские земли, начиная с 1828 года. Между тем историческая наука современной Армении придерживается не научных, а националистических приоритетов и ставит на карту все, чтобы затушевать пришлость армян на Кавказ. При этом ребром ставится вопрос о том, чтобы весь мир научно обосновал эту фальсификацию.
Как известно, в любой историографии традиционно существует противостояние, но это противостояние научных школ, а отнюдь не националистических концепций. Однако западная научная мысль зиждется на сугубо исторических фактах, что не устраивает деятелей от науки Республики Армения. В достоверности этого тезиса убеждают обвинения академика НАН Республики Армения Г.Симоняна: ««внутреннего цензора» не хватает некоторым арменоведам-армянам в различных «свободных» странах - чувства ответственности перед своей нацией и безопасностью Республики Армения. Под предлогом ложной научной «свободы» они повторяют и вновь и вновь выбрасывают на политический рынок широкомасштабные фальсификации и искажения истории армянского народа, измышленные иностранными, и в особенности турецкими и азербайджанскими, авторами, тем самым способствуя борьбе против собственного народа.
Эти арменоведы считают описания исторических событий в трудах ряда средневековых армянских историков вымышленными и поэтому не представляющими никакого интереса для науки. В кривом зеркале представляется национально-освободительная борьба армянского народа против турецких угнетателей, в частности, фидаинское движение характеризуется как криминальная деятельность разбойничьих банд, а ответственность за осуществленную турками в 1895-96 гг. массовую резню армян возлагается на самих армян (Газета «Голос Армении» от 22 ноября 2003 г.).
Армянским «ученым» националистического толка, в частности, противостоит американская школа арменистики в лице историков армянского и неармянского происхождения. Об этом в свое время в ходе работы нью-йоркской комиссии Ай Дата публично заявил профессор Р.Сюни: «Не надо ожидать хоть какой-то помощи от Армении. Ученые Армении глубоко завязли в националистическом мышлении. Если вы представите альтернативную точку зрения, вас раскритикуют очень грубым и злостным образом. Как могут люди при таком уровне аргументации пытаться думать по-другому и развивать науку, когда малейшее отклонение подвергается нападкам». (Armenian Reporter от 3 февраля 2001 г.). Это тот ученый-арменист Р.Сюни, которому научный Ереван не может простить того, что в своей монографии «Взгляд на Арарат. Армения в новой истории» он вместо надуманного географического термина «Армения» настойчиво использовал верное географическое название «Анатолия».
В серьезных научных кругах Запада не принято выдавать подтасовки за историческую науку. Этой традиции следуют профессора престижных университетов США Рональд Григор Сюни, Джордж Бурнутян, Роберт Хьюсн, Ричард Ованнисян, Роберт Томсон, Нина Гарсоян, ее ученики Левон Авдоян, Роберт Бедросян, Джеймс Рассел, Питер Кауи и др.
Настроенные на фальсифиации историки и радикальные СМИ Армении называют этих арменистов США ревизионистами, обвиняют в отсутствии патриотизма только за то, что они, ссылаясь на подлинные исторические документы и свидетельства, разоблачают древнеармянских летописцев, констатируют факт численного превосходства в прошлом мусульманского населения в Ереване, пришлости армян на территорию современной Армении и др. В этой главе представлены образцы обструкции американским арменистам со стороны ревнителей воинствующего национализма из Республики Армения. В этом, пожалуй, бессилие фальсификаторов перед исторической правдой.
«Многие из нас (ученых из Америки) чувствуют, что наше объективное мнение есть причина нашего размежевания с пропагандистами».
«Ряд армянских историков, говоря о статистике после 1830-х гг., неверно оценивает количество армян в Восточной Армении (Бурнутян подразумевает кавказские территории к востоку от реки Арпачай - прим. Ф.А.) в годы персидского владения (т.е.
до Туркменчайского договора 1828 года - прим. Ф.А.), приводя цифру от 30 до 50% от общего населения.
В действительности же, согласно официальным статистическим данным, после российского завоевания армяне с трудом дотягивали до 20% общего населения Восточной Армении, в то время как мусульмане составляли более 80%. В любом случае до российского покорения армяне здесь никогда не были в большинстве. Несмотря на то, что Камеральное описание свидетельствует об армянском большинстве в нескольких махалах Восточной Армении, это изменение произошло уже после эмиграции более 35 тысяч мусульман из этого региона.
Таким образом, нет никаких свидетельств армянского большинства ни в одном округе в годы персидской администрации (до завоевания региона Российской империей). Пожалуй, единственным местом, где армяне составляли на местном уровне большинство, был Карбибасарский махал, в котором располагался армянский духовный центр Уч-килиса (Эчмиадзин). С отъездом тысяч мусульман и прибытием сюда из Персии и Османской империи 57 тысяч армянских иммигрантов к 1832 году христианское население значительно выросло и сравнялось с мусульманским.
«И все же только после русско-турецких войн 1855-56 и 1877-78 гг., в результате которых в регион из Османской империи прибыло еще больше армян, a отсюда уехало еще больше мусульман, армяне, наконец, достигли здесь большинства населения. И даже после этого вплоть до начала XX века город Иреван оставался преимущественно мусульманским... Как видно из статистики, до российского завоевания армяне составляли около 20% общего населения Восточной Армении, а мусульмане - 80%. После российской аннексии из Персии и Османской империи сюда прибыли 57 тысяч армянских иммигрантов, и 35 тысяч мусульман покинули Восточную Армению. К 1832 году армяне составили половину общего населения». (Джордж Бурнутян, «Этнический состав и социально-экономическое положение в Восточной Армении в первой половине XIX в.» (The Ethnic Composition and the Socio-Economic Condition of Eastern Armenia in the First Half of the Nineteenth Century - «Этнический состав и социально-экономическое положение в Восточной Армении в первой половине XIX в.»), в книге «Закавказье: национализм и социальные изменения» (Transcaucasua, Nationalism and Social Change. Essays in the History of Armenia, Azerbaijan, and Georgia) под ред. Рональда Григора Суни (Ronald Grigor Suni), 1996 г., с. 77-80).
Согласно статистическим данным, которые ученый приводит в своей работе, в 1826 году в Иреванском xанстве проживали 54 810 тюрков, 25 237 курдов, 20 073 армян и около 10 000 персов из числа администрации и расквартированных здесь военнослужащих; в Нахчыванском xанстве значились 17 138 тюрков и курдов (вместе), около 3000 членов персидской военно-гражданской администрации и 2 690 армян; в Ордубаде же проживали 7 664 мусульман и 2 388 армян. Таким образом, всего в Восточной Армении, по данным на 1826 год, количество мусульман и армян составляло, соответственно, 117 849 и 25 151.
Однако в течение шести лет демографическая картина резко изменилась. Так, по данным на 1832 год, в новосозданной Эриванской губернии соотношение было уже следующим: 65 280 армян, 49 875 тюрков и 7 813 курдов; в Нахчыванском регионе 17 138 мусульман и 13 369 армян, а в Ордубаде, соответственно, 7 247 и 3 728. Всего, по данным на 1832 год, в регионе проживали уже 8073 мусульманина и 82 377 армян (из которых коренных было 25 151 армян, а прибывших из Персии - 35 560 человек, а из Турции - 21 666). То есть всего за 6 лет количество мусульман сократилось почти на треть, а количество армян за счет переселенцев выросло в 3,5 (!) раза, и только после этого соотношение мусульман и армян сравнялось
Бурнутян Джордж
Американский историк армянского происхождения, старший профессор истории в колледже Ионы. Учился у профессора Ричарда Ованнисяна в Калифорнийском университете. Автор многочисленных книг по истории Армении. Преподавал историю Армении в Колумбийском университете, Тафтском университете, Нью-Йоркском университете, Государственном университете Нью- Джерси, Университете Коннектикута, Рамапо-колледже и Глендейльском колледже. Считается одним из мировых авторитетов по новой истории восточной Армении и Закавказья (1400-1900), Южной Азии, Центральной Азии, России, Австралии и Южной Америки. Ученый развенчал ложь о высокой численности армян на Кавказе до заключения Туркменчайского договора.
Комментарии