США – Россия: война до победного конца ?

Холодная война»-2

«Соединенные Штаты находятся в настоящее время на вершине всемирной мощи. Сегодня торжественный момент для американской демократии, ибо вместе со своим превосходством в силе она приняла на себя и неимоверную ответственность перед будущим».

Как вы думаете, дорогой читатель, кому принадлежит столь откровенное признание военно-политических реалий современного мира? Бараку Обаме? Джорджу Бушу? Биллу Клинтону? Так уж и быть, помогу другой цитатой, не менее знаменитой: «Ни эффективное предотвращение войны, ни постоянное расширение влияния Всемирной Организации не могут быть достигнуты без братского союза англоязычных народов. Это означает особые отношения между Британским Содружеством  и Соединенными Штатами. Братский союз требует не только роста дружбы и взаимопонимания между нашими родственными системами общества, но и продолжения тесных связей между нашими военными, которые должны вести к совместному изучению потенциальных опасностей».Разумеется, такое могла произнести только Маргарет Тэтчер. На худой конец - Дэвид Кэмерон. Между тем, призыв к совместному и немедленному отражению опасностей, угрожающих Западу невесть откуда, прозвучал много раньше, правда, на американской земле, но из уст англосакса №1 Уинстона Черчилля.

Произошло это 4 марта 1946 года в Вестминстерском колледже, присвоившем это звание уже отлученному вслед за Рузвельтом от большой политики деятелю. По существу, частному лицу. И тем не менее, тот, кто тогда считался властителем этой мировой мощи – президент США Гарри Трумэн «проделал путь в 1000 миль для того, чтобы почтить своим присутствием» эту речь (точнее лекцию), «и подчеркнуть ее значение».

Знал ли он или догадывался, что ему предстоит участвовать в действе исторического значения? А так оно и случилось – все приведенные цитаты, взяты мной из знаменитого выступления У.Черчилля в Фултоне, которое принято считать началом «холодной войны». При этом как-то подзабыта другая часть этого события – спустя десять дней на этот выстрел знаменитого британского политика из Москвы раздался ответный залп – газета «Правда» опубликовала ответы товарища И.Сталина на выпад У.Черчилля.

Находящийся в зените своей славы и в ранге победителя самой большой войны человечества, генералиссимус 50-ти страничное выступление своего непримиримого противника удостоил коротким интервью в пару-тройку страниц. Так, если быть точным, началась война, которую позже нарекли «холодной». Парадокс заключается в том, что когда началась эта самая большая и самая продолжительная война современности, знают, если не все, то, по крайней мере, многие. Но вот когда она закончилась и закончилась ли вообще – тут единого мнения нет. Одни считают, что она ушла в историю вместе с развалом СССР, а вместе с ней и всей социалистической системы, другие полагают, что США никогда не прекращали боевых действий.

Если считать нынешнее наступление Америки по всему фронту против России - правопреемницы СССР продолжением или новой редакцией холодной войны, то приходится признать следующее. В 1946 году «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес» по воле И. Сталина, в 2015-ом то же сделал Б.Обама в форме санкций против России. Правда, в первом случае США и их союзники спешили на помощь государствам Центральной и Восточной Европы, оказавшимся под советской пятой. Во втором же случае США сочли, что пора усмирить путинскую Россию, реанимирующую старый советско-русский экспансионизм.

Однако справедливости ради надо сказать, что по поводу своего решения в марте 2015 года сам американский президент придерживается иной точки зрения: "Поймите, это не новая "холодная война"… В отличие от Советского Союза, Россия не стоит во главе блока государств, не имеет глобальной идеологии. США и НАТО не хотят никакого конфликта с Россией". Иными словами, напомнив для непонятливых еще раз, что США не просто находятся на вершине своей мощи, а являются глобальным блюстителем мирового порядка, Б.Обама объявил, что считает нужным вести патрулирование неба над балтийскими странами, и усилить натовское присутствие в Польше.

А чтоб у Москвы не оставалось сомнений в решительности намерений Вашингтона, Б.Обама добавил, что США со своими союзниками «готовы продолжить наращивать свое присутствие в регионе в случае необходимости».

Мы сейчас не о том, что конец речи однозначно противоречит ее началу. Дело это частое в практике американского президента. Признав фактически, что у России нет глобальной идеологии, а стало быть, не может быть каких либо экспансионистских намерений, президент лишил собственную обвинительную речь главного антироссийского аргумента. В свете сказанного особый смысл придается слову «союзники». Оно подчеркивает не только изолированность России, а нечто другое. А именно – у России, как и у США, в мире немало партнеров, как и стран, разделяющих ее видение на мироустройство и существующий миропорядок. Много чего есть у России. Но вот союзников нет. Стало быть, тягаться с глобальной державой она никак не может.

Капитуляция без войны?

Санкции, безусловно, подорвали экономику России, социальное напряжение по некоторым признакам опасно напоминает ситуацию начала 90-х. Но ничто не свидетельствует о том, что ВВП намерен капитулировать. Но он и не делает шагов, которые предпринял в аналогичной ситуации генералиссимус И.Сталин. Хотя СССР находился в не меньшем одиночестве, его лидер расценил фултонскую акцию, «рассчитанной на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество».

Кстати, о том же говорил и Черчилль, он даже называл Иосифа Виссарионовича «товарищем по общей борьбе», что не помешало генералиссимусу обозвать давнего и непримиримого противника СССР поджигателем войны. А за призыв к англосаксонскому единению Черчилль был обвинен в политике расизма, сравнимой с нацистской расовой теорией.

Заодно И.Сталин напомнил своему товарищу по антигитлеровской коалиции о законном праве СССР, как страны-победительницы, на поддержку дружественных правительств в сопредельных странах, по той простой причине, что именно через их территории, при прямой или скрытой помощи тогдашних властей, Германия совершила агрессию против СССР, стоившей миллионы человеческих жизней, разрушения тысяч городов.

Это к тому, что в дуэли Обама-Путин, по существу являющейся логическим продолжением поединка Черчилль-Сталин привлекает внимание следующий пассаж из высказываний американского президента: «За 60 лет своего существования НАТО не завоевывало новых территорий».

Так ли это? Б.Обама не первый и наверняка не последний, кто прибегает к такому, на первый взгляд убедительному аргументу в споре с критиками США, являющемуся на самом деле пропагандистской уловкой – не новой и многократно опровергнутой. Не будем напоминать об оккупационных войсках США в той же Германии, Японии, Афганистане (в последнем, кстати, им немало посодействовала и Россия).

Не станем перечислять всю сотню с лишним военных баз с общим числом военных под полмиллиона. И даже опустим жуткие войны в Корее, Вьетнаме, хладнокровное расчленение Ирака, Ливии, не говоря уже о войне в Сирии. Для того, чтобы подчинить себе государство, вовсе не обязательно оккупировать его, давно разработаны самые различные технологии, среди которых война – крайняя мера.

Между тем, история взаимоотношений США-СССР (кстати, американцы никогда не делали разницы между геополитическими образованиями СССР-Россия, что не только не корректно, а являет собой две большие разницы) привела к документу, который по своему содержанию представляет собой фактическое объявление войны с четко расписанным планом действий преследуемых тактических и стратегических задач. И уж если оставаться верным историческим фактам, приходится признать, что план этот раз за разом приводится в действие.

Вот как это делается

«Начиная с 1918 года, империалистическая политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет собой зловещую угрозу безопасности Соединенных Штатов… Поэтому  вношу на рассмотрение проект под названием «Закон о порабощенных нациях», цель которого - добиться освобождения народов Восточной Европы и Советского Союза от диктата Москвы. Эта опасность реальна, а не плод фантазии, как считают мои оппоненты». Этими словами закончил обоснование предлагаемого законодательного акта член палаты представителей Конгресса США Фейган. В качестве исторической справки добавим, что палата представителей и Сенат конгресса США проголосовали за принятие закона единогласно.

Президент Дуайт Эйзенхауэр, другой боевой товарищ советских генералов по борьбе с гитлеровской Германией, подписал его немедленно - 17 июля 1959 года. Иными словами, холодная война как идеологическая технология обыкновенной агрессии получила законодательное оформление. После этого были периоды потеплений, дух Хельсинки, небезуспешные попытки остановить безумную гонку вооружений двумя сверхдержавами, но они никоим образом не отменяли главной цели холодной войны – военно-политического поражения СССР, со всеми из этого вытекающими зловещими последствиями.

Что мы и имели возможность наблюдать исторически не так давно. Остается добавить, что все попытки советских руководителей в периоды потеплений советско-американских отношений добиться отмены закона, обосновывающего американские войны в любой точке земного шара, а стало быть, и на постсоветском пространстве, успеха не имели. Действует закон и сейчас – спустя четверть века после гибели СССР, его фактического расчленения и отказа от идеологии коммунизма на всем постсоветском пространстве.

Таким образом, кто бы не находился у власти в Москве, впрочем, как и в других независимых государствах эсенговья, приходится смириться с фактом того, что их будущая жизнь, планы и цели развития определяются из Вашингтона. С Грузией или Молдовой, может, это и пройдет. С Россией вопрос обстоит куда сложней. Если коротко, то потому, что «умом Россию не понять, ее аршином не измерить». Примерно этими же словами в Вашингтоне завернули планы Б.Ельцина и команды либералов, всерьез веривших в то, что  их страна займет достойное место в НАТО: «Россия слишком большая…». Она большая не только для атлантического блока – для ЕС, для Китая, для неисключаемой войны. По сравнению со Сталиным нынешний хозяин Кремля ведет себя более чем корректно. Чего не скажешь о его противниках: Путину устраивают мелкие обструкции, его в упор не видят на саммитах, называют Гитлером и даже корчат рожи. И мир под общее улюлюканье сползает в омут непримиримой вражды. Значит, долгое похолодание во взаимоотношениях Восток-Запад было вызвано не только подозрительностью Сталина.

Размышляя над перепадами американо-российских отношений, явными признаками ожесточения нынешнего противостояния, невольно приходится думать о том, что лидеры приходят и уходят, но старые доктрины, которыми руководствовались на Западе и Востоке, живут и от них никто не собирается отказываться.

Мир без жесткой политической конкуренции может существовать только в головах идеалистов, воображающих, что они овладели неким новым мышлением. Так что вызов, брошенный России в марте 1946 года, остается в силе. Что- то мистическое видится в том, что выстрелы дуэли Черчилль-Сталин, прозвучавшие в марте 1946 года, повторились буквально в том же мартовском отрезке 2015 года в вызове, брошенном президентом США Б.Обамой президенту России В.Путину: «…Мы всегда будем придерживаться нашего нерушимого обязательства - Статьи 5 (Договора НАТО), защищая суверенитет и территориальную целостность наших союзников. И в этом обязательстве мы не отступим". И никакая это не мистика, а чистейшая борьба за верховенство в мире. И больше ничего.

И дуэль, называемая холодной войной (горячая исключена), будет продолжаться до полного выяснения отношений.