Мой друг Толик.

На модерации Отложенный

Мы познакомились в поездке по Венгрии-Югославии в 1982г.

Группа работников сельского хозяйства отправилась в путь из Москвы, в день предшествующий похоронам дорогого Леонида Ильича.

Анатолий был одет по деревенски просто, белая кроличья шапка-ушанка, красная болоневая куртка и держался соответственно. Был он тогда колхозным водителем новенького грузовика ГАЗ-53 и учился заочно в сельхозинституте.

Для него эта поездка за рубеж стала второй. Первым выездом за пределы, стала служба  в ГДР-Германской демократической республике.

После возвращения со службы, родители купили сыну новый ВАЗ 2103, жили они зажиточно, трудились без отдыха, держали корову, разводили свиней, овец, продавали молоко , мясо, сажали огороды, всё складывая на счёт в банке. Копили для единственного сына, чтобы жилось ему безбедно.

Анатолий и сам зарабатывал неплохо, после окончания института он работал  главным инженером колхоза, которым платили тогда немалую по тем временам зарплату 200-225 рублей.

Правление колхоза выделило Толе новый коттедж, которые повсеместно строили в нечерноземье для привлечения специалистов.Всё у него в хозяйстве спорилось,вот только невеста подходящая всё никак не находилась. Характером он уродился спокойным, немного стеснительный, высокого роста с простым крестьянским рогожным лицом и шелковой душой.  В руках всё спорилось, может и землю обрабатывать и дом построить, топор с пилой  в руках держит спорко.

Когда мать заболела и была плоха то говорила- жить будешь безбедно, денег хватит!

Когда грянула грабительская павловская реформа, отнявшая у населения все сбережения выяснилось, у родителей на книжках в банке лежало не много не мало- 200 тысяч рублей.

Для тех времён это было целое состояние, при официальном курсе доллара -0.9 рубля, на эти деньги можно было и дворец с колоннами построить и белый мерседес купить и на самолёт бы осталось.

Некогда преуспевающий колхоз «Восход» стал разваливаться. Трактора стали распродавать частникам, сельхозмашины пустили на металлолом. Всегда полный техникой мехдвор опустел. Местные жители и сейчас собирают по полям, в местах стоянок сельхозорудий металлолом. При удаче можно за несколько десятков рублей находку сдать деревенскому приёмщику и купить у спиртовозов хоть бутылку, хоть стопку технического спирта на опохмел..

Анатолий так и живёт в родительском доме, так и не рискнул никуда уехать. Живёт один, ведёт хозяйство, держит курей, пчёловодит. Из колхоза вышел, заработки в нём мизерные, поработал библиотекарем- библиотеку закрыли, никто в неё не ходит, был заведующим клубом- и клубы не живут на деревне. Остаются на селе одни старики, перспективы для молодёжи нет. Так и живёт, перебиваясь  случайными заработками. Рубит в одиночку срубы бань, валит лес для заезжих лесорубов, летом живёт огородом, надеется что сможет получить компенсацию за утраченные сбережения. Немного осталось дотянуть до пенсии.

Совсем недалеко,километрах в пятидесяти  на знаменитом Селигере каждый год гремят молодёжные форумы, приезжает Президент. Деревня стремительно пустеет.

Недавно я решил навестить друга и вот что увидел :

Фото не комментирую последние снимки-дом хозяина и он сам  в избе.

 

 

Колхозная некогда баня.